Сравнительный анализ учета основных средств в организациях коммерческой и бюджетной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 00:38, реферат

Описание работы

Основные средства являются объектами долгосрочных инвестиций. Понятие основных средств, порядок их учета и оценки регулируется нормативными документами. Рассмотрение данного вопроса можно представить в виде описания документов, регулирующих учет основных средств как в коммерческих, так и в бюджетных организациях, и сравнения законов и подзаконных актов, юрисдикция которых распространяется на одну из сфер.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в коммерческих организациях к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Содержание работы

Сравнительный анализ нормативно- правовых документов. Сходства и различия.
Сравнительный анализ понятийного аппарата. Сходства и различия.
Сравнительный анализ методологии учета. Сходства и различия.
Систематизация сравнения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Referat.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Согласно ст.9 ФЗ №402-фз операции по движению объектов основных средств оформляются бухгалтерскими записями на основании первичных документов. Для коммерческих организаций в связи с принятием закона «О бухгалтерском учете» № 402 отменено обязательное применение унифицированных форм. Организация может самостоятельно разрабатывать формы документов. В соответствии с ФЗ № 402 первичная документация должна иметь обязательные реквизиты: номер документа, наименование организации, дату составления, наименование объекта, способ приобретения, срок полезного использования.

В бюджетной организации  движение объектов основных средств оформляется следующими документами: акт о приеме- передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), акт о приеме-передаче объекта основных средств (ф.0306001), акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (ф.0306031), акт о приеме-передаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф.0306002), ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф.0504210), требование – накладная (ф.0315006), инвентарная карточка о консервации (расконсервации) объекта (ф. 0504031, ф. 0504032), акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф.0306004) и другие, перечисленные в Инструкции №174н.

Типовые проводки по операциям  в бюджетных организациях представлены в таблице 1.

Таблица 1

Типовые проводки операций с основными средствами

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Принятие к бюджетному учету вновь выстроенных зданий, сооружений или работ по их реконструкции

010111310

010112310

010113310

010611310

Принятие к бюджетному учету объектов основных средств 

010113310

010115310

010118310

010611310

Внутреннее перемещение  объектов основных средств между  материально ответственными лицами в учреждении

010111310-010113310

010115310

010118310

010121310-010128310

010131-010138310

010111310-010113310

010115310

010118310

010121310-010128310

010131-010138310

Оприходование излишков основных средств, выявленных при инвентаризации

010113310-010113310

010115310

010118310

010121310-010128310

010131-010138310

040110180

Выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно

 

Свыше 3000 рублей

040120271

 

 

 

010121310-010128310

010131310-010138310

010141310-010148310

010121410-

010128410

010131410-

010138410

010121310-010128310

010131310

010138310

010141310-

010148310

Отражение консервации (расконсервации) объекта ОС на срок более 3-х месяцев

010111310-010113310

010115310

010118310

010111310-010113310

010115310

010118310

Выбытие объекта ОС при  выявленных недостачах, хищениях

010411410-

010413410

010415410

010111410-010113410

010115410

Выбытие объекта ОС при  уничтожении, разрушении

010411410-

010413410

010415410

010111410-

010113410

010115410

Продажа объекта ОС

010411410-010413410

010415410

010418410

010421410-

010428410

010111410-

010113410

010115410

010118410

010121410-

010128410

Сумма уценки (дооценки) стоимости объекта ОС, полученные в результате переоценки

040130000

010100000


Обязательной  формой отчетности для коммерческих и бюджетных организаций является бухгалтерский баланс.

В балансе коммерческой организации основные средства, согласно ПБУ 6/01, отражаются по остаточной стоимости . В бюджетной организации - по первоначальной стоимости, согласно Инструкции 191н, в разрезе счетов бюджетного учета: строка 010 - остаток по счету 010100000 "Основные средства" (сумма строк 011, 013, 014), где строка 011 - остаток по счету 010110000 "Основные средства - недвижимое имущество учреждения", строка 013 - остаток по счету 010130000 "Основные средства - иное движимое имущество учреждения", строка 014 - остаток по счету 010140000 "Основные средства - предметы лизинга".

Коммерческие и бюджетные  организации составляют месячную (на 1 число следующего месяца), квартальную (на 1 апреля, 1 июля, 1 октября), годовую (на 1 января года, следующего за отчетным) отчетность нарастающим итогом с начала года.

Согласно ФЗ №402 бухгалтерская  годовая отчетность в коммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах  и приложений к ним; а для некоммерческих–  из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Состав отчетности бюджетной  организации в зависимости от вида организации представлен в  приложении.

Сходства заключается  в том, что в отчетности обоих  сфер присутствуют баланс, отчет о движении денежных средств, отчет о финансовых результатах.

Различия можно отметить в том, что состав отчетности для бюджетной организации гораздо шире, пояснительная записка в состав отчетности для коммерческой организации не входит с 2013 года.

Следует отметить, что различен порядок проведения переоценки. Его сравнение представлено в таблице 2.

 

 

 

Таблица 2

Сравнение порядка переоценки ОС

Бюджетные организации

Коммерческие организации

Индексируется первоначальная стоимость  и сумма начисленной амортизации на начало года

Индексируется первоначальная стоимость  и сумма начисленной амортизации  на конец года

Порядок и сроки переоценки устанавливаются  Правительством РФ

Решение о проведении переоценки и  её порядок устанавливаются организацией (при принятии данного решения переоценка должна проводиться регулярно)

Результаты переоценки учитываются  обособленно и в отчетности отражаются на начало года

Результаты переоценки учитываются  обособленно и в отчетности отражаются на конец года


 

Порядок проведения инвентаризации,  как в коммерческих организациях, так и в организациях, финансируемых за счет бюджета, отражен в Приказе Минфина от 13 июня 1995 №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Данный приказ определяет, что инвентаризация проводится в обязательном порядке при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия, а также перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Особо указано, что инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (для оформления результатов могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей) .

 

 

4 Систематизация сравнения

Результаты проведенного сравнительного анализа учета основных средств  в организациях коммерческой и бюджетной  сферы представлены в таблице 3.

Таблица 3

Систематизация  сравнения

Критерия сравнения

Коммерческий учет

Бюджетный учет

I. Сходства

1. Нормативно-правовая  база

Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, ФЗ № 402-фз «О бухгалтерском учете», Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49

2. Понятие ОС

 

- объект предназначен для использования  в течение длительного периода  времени (более 12 месяцев);

- объект предназначен для использования  в процессе основной деятельности, для управленческих нужд либо  для сдачи во временное пользование  или владение;

- объект основных средств не  предназначен для перепродажи.

3.Оценка объектов для принятия к учету

По первоначальной (фактической) стоимости

4.Случаи изменения первоначальной стоимости

Достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация

5.Метод отражения хозяйственных операций

Двойная запись

6.Формирование   первоначальной стоимости объекта ОС

В первоначальную стоимость включаются фактические затраты, связанные  с приобретением (сооружением, изготовлением), а также затраты, связанные с  доведением объектов основных средств  до состояния, в котором оно пригодно для использования в запланированных целях.

7. Единица бухгалтерского учета ОС

Инвентарный объект

8.Проведение инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации аналогичен. Регламентирован приказом МФ № 49

9. Отчетность

Общие требования к бухгалтерской  отчетности, представленные в ФЗ № 402-фз.

Формы отчетности: баланс, отчет о  финансовых результатах, отчет о  движении денежных средств.

II. Различия

1. Нормативно-правовая  база

ПБУ 6/2001 «Учет основных средств», Приказ МФ № 94н «Об утверждении плана  счетов…», Приказ МФ № 34н  «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»,  Приказ МФ № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации», МСФО 16 «Основные средства».

Бюджетный кодекс

 Приказ МФ № 174н

Приказ МФ № 157н

 Приказ МФ № 191н

Приказ МФ № 173.

2. Группировка ОС по счетам

 

 

Строго не регламентирована. Отражаются на сч. 01 по видам ОС.

Относятся к НДИ, ОЦДИ, ИДИ, ПЛ и  отражаются на соответствующих счетах.

3. Особенности определения основного средства

- в ПБУ 6/01 нет условия о материально-вещественной форме;

- в ПБУ 6/01 предусмотрена возможность отнесения основных средств, стоимость которых не более 40000 рублей, к МПЗ;

- объект основных средств способен приносить организации экономические выгоды в будущем.

- объект основных средств принадлежит организации на праве оперативного управления;

- объекты имущества, составляющие библиотечный фонд учреждения (за исключением периодических изданий) принимаются в качестве основных средств независимо от срока полезного использования.

4.Аналитический учет

Разрабатывается организацией самостоятельно

Унифицирован.

При этом объекты основных средств  подразделяются на недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, иное движимое имущество и предметы лизинга.

5. Способы амортизации

Линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости  пропорционально объему продукции

Линейный способ

6.Порядок начисления амортизации

 

 

 

Не установлено различие в порядке  начисления амортизации по стоимостному критерию

Различен для объектов движимого  и недвижимого имущества, а также  по стоимостному критерию.

7.Формирование первоначальной стоимости объекта ОС

Не включается НДС

Включается НДС

8.Влияние стоимости объекта на факт отнесения его к  ОС

Стоимость объекта должна быть не менее 40 000

Стоимость объекта не учитывается

9.Оценка объектов, полученных в безвозмездное пользование

Оцениваются по текущей рыночной стоимости  на дату принятия к учету

Оцениваются по стоимости, указанной  собственником имущества, а в  случаях неуказания собственником стоимости - в условной оценке: один объект, один рубль.

10. Переоценка ОС

Проводится на конец года по решению  организации (результаты учитываются  обособленно и отражаются в отчетности на конец года)

Проводится на начало года. Порядок и сроки устанавливаются Правительством РФ (результаты учитываются  обособленно и отражаются в отчетности на начало года)

11. Документальное оформление

Формы первичных учетных документов не регламентированы, разрабатываются организацией самостоятельно.

Формы первичных учетных документов устанавливаются бюджетным законодательством.

12.Оценка в балансе

По остаточной стоимости

По первоначальной стоимости

11. Состав отчетности

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (в ред. МСФО (IFRS) 13, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106, поправок, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2012 N 143н)
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ
  5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 28 декабря 2010 г. N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» 
  6. Приказе Минфина от 13 июня 1995 №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
  7. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению»
  8. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" 
  9. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" 
  10. Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
  11. Приказ Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»
  12. Приказ Минфина РФ от 15 декабря 2010 г. N 173н 
    «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»
  13. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Приложение 

Для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета

Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503130);Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф.0503110);Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф.0503184);Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503127);Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф.0503128); Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121);Пояснительная записка (ф.0503160);Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф.0503230);

Для финансового органа

Баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф.0503140);Баланс исполнения бюджета (ф.0503120);Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф.0503110);Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф.0503124); Отчет об исполнении бюджета (ф.0503117); Отчет о движении денежных средств (ф.0503123);Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121);Пояснительная записка (ф.0503160);

Для финансового органа, уполномоченного  на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации

Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации  и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф.0503320);Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф.0503317); Консолидированный отчет о движении денежных средств (ф.0503323);Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503321);Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф.0503110);Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503360).

Для органа казначейства

Баланс по операциям кассового  обслуживания исполнения бюджета (ф.0503150);Справка по консолидируемым расчетам (ф.0503125);Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф.0503110);Отчет по поступлениям и выбытиям (ф.0503151);Консолидированный отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф.0503152);Отчет об операциях по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, учитываемых органами Федерального казначейства (ф.0503153); 
Пояснительная записка (ф.0503160);

Для органа, осуществляющего кассовое обслуживание

Отчет о кассовом поступлении и  выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф.0503155);Баланс по операциям кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф.0503154);Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года органа, осуществляющего кассовое обслуживание бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф.0503111).

Информация о работе Сравнительный анализ учета основных средств в организациях коммерческой и бюджетной сферы