Сравнительный анализ учета основных средств в организациях коммерческой и бюджетной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 00:38, реферат

Описание работы

Основные средства являются объектами долгосрочных инвестиций. Понятие основных средств, порядок их учета и оценки регулируется нормативными документами. Рассмотрение данного вопроса можно представить в виде описания документов, регулирующих учет основных средств как в коммерческих, так и в бюджетных организациях, и сравнения законов и подзаконных актов, юрисдикция которых распространяется на одну из сфер.
В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в коммерческих организациях к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Содержание работы

Сравнительный анализ нормативно- правовых документов. Сходства и различия.
Сравнительный анализ понятийного аппарата. Сходства и различия.
Сравнительный анализ методологии учета. Сходства и различия.
Систематизация сравнения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Referat.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат

на тему: «Сравнительный анализ учета основных средств в организациях коммерческой и бюджетной сферы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь

2013

 

Содержание.

  1. Сравнительный анализ нормативно- правовых документов. Сходства и различия.
  2. Сравнительный анализ понятийного аппарата. Сходства и различия.
  3. Сравнительный анализ методологии учета. Сходства и различия.
  4. Систематизация сравнения

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сравнительный анализ нормативно- правовых документов. Сходства и различия.

Основные средства являются объектами долгосрочных инвестиций. Понятие основных средств, порядок их учета и оценки регулируется нормативными документами. Рассмотрение данного вопроса можно представить в виде описания документов, регулирующих учет основных средств как в коммерческих, так и в бюджетных организациях, и сравнения законов и подзаконных актов, юрисдикция которых распространяется на одну из сфер.

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в коммерческих организациях к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Федеральный закон № 402-фз «О бухгалтерском учете» распространяет сове действие на ведение бухгалтерского учета как в коммерческих организациях, так и на бюджетный учет активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

В целях налогового учета, согласно статье 257 НК РФ п. 1, основными средствами является часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Нормативно-правовым документом, регулирующим бухгалтерский учет основных средств в коммерческой организации является ПБУ 6/2001 «Учет основных средств», утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 26н. В данном положении устанавливаются правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Вторым документом, регламентирующим учет основных средств в коммерческой организации, является Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению», в котором , устанавливаются счета отражения основных средств, их амортизации и типовые корреспонденции счетов.

Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" , который утверждает формы бухгалтерской отчетности.

В условиях перехода национального  бухгалтерского учета на применение международных стандартов, нужно  сказать, что в отношении учета  основных средств в международной практике разработан МСФО 16 «Основные средства» (IAS 16). Цель настоящего стандарта состоит в определении порядка учета основных средств с тем, чтобы пользователи финансовой отчетности могли получать информацию об инвестициях предприятия в основные средства и об изменениях в составе таких инвестиций. Данный стандарт должен применяться для учета основных средств, за исключением случаев, когда другой стандарт определяет или разрешает иной порядок бухгалтерского учета

К основным нормативным документам, регламентирующим бухгалтерский учет основных средств в организациях бюджетной сферы, относятся следующие нормативно правовые акты.

Согласно статье 165 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов является органом, устанавливающим единую методологию бюджетной классификации и бюджетной отчетности .

В соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов является органом, который  утверждает коды бюджетной классификации  РФ, порядок ведения бюджетного учета  и составления бюджетной отчетности.

Приказом Минфина № 174н от 16.12.2010г. закрепляется план счетов бухгалтерского учета бюджетных  учреждений и инструкции по его применению. Согласно этому документу основные средства входят в состав нефинансовых активов.  Пунктами 7-13 определено, что основные средства учитываются на счете 010100000.

Также Министерством финансов был утвержден специальный «Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления…» № 157н от 01.12.2010г, где бухгалтерский учет основных средств, условия их признания регламентированы п.38-55.

Порядок составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов и бюджетной системы РФ прописан Инструкцией 191н от 28.12.2010г.

Формы первичных документов для организаций бюджетной сферы определены перечнем, утвержденным приказом Минфина №173н от 15.12.2010г. Этот документ применяется при формировании учетной политики субъекта учета с 2011 года.

 

2 Сравнительный анализ понятийного аппарата. Сходства и различия.

Данный анализ следует начать с определения  основных средств.

Актив принимается коммерческой  организацией к бухгалтерскому учету  в качестве объекта основных средств, если одновременно выполняются следующие  условия, представленные в п. 4 ПБУ 6/01:

  1. Объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для представления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  2. Объект предназначен для пользования в течении длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного оперативного цикла. Если он превышает  12 месяцев;
  3. Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта
  4. Объект способен приносить организации экономические выходы (доходы) в будущем.

Также можно выделить ограничение по стоимости объекта, которая должна быть не ниже чем 40 000 рублей за единицу. В противном случае объект будет учитываться в качестве материально производственных запасов.

Согласно п. 38 инструкции 157н для бюджетной организации материальные объекты имущества принимаются к учету в качестве основных средств, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг).

  Материальные объекты имущества, за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд учреждения, принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования.

В соответствии с инструкцией 157н объекты независимо от стоимости, со сроком службы менее 12 месяцев относятся  к материальным запасам.

Следовательно для бюджетной  организации список объектов, являющихся основными средствами гораздо шире.

Следует отметить, что  в бюджетной сфере в соответствии с Приказом Минфина № 157н основные средства входят в состав нефинансовых активов, а в коммерческой – в  состав внеоборотных.

Как для коммерческих, так и для бюджетных организаций в случае, если объект находиться в общей долевой собственности, то он принимается к учету соразмерно доле в общей собственности.

Единицей учета основных средств в коммерческом и бюджетном  учете является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

Согласно п. 46 Инструкции 157н, каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества в бюджетных учреждениях, кроме объектов стоимостью до 3000 рублей включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации.

Сроком полезного использования  объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается  использование в процессе деятельности объекта в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен.

Срок полезного использования  объектов в целях принятия к учету  в составе основных средств и  начисления амортизации определяется исходя из:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
  • гарантийного срока использования объекта;
  • сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации .

ПБУ 6/01 и инструкцией 157н определено, что в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации, срок полезного использования по объекту пересматривается.

 

3 Сравнительный анализ методологии учета. Сходства и различия.

Основные средства как  в бюджетных, так и в коммерческих организациях принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств в коммерческих организациях, согласно ПБУ 6/01, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключение налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

В свою очередь в бюджетных организациях, согласно Инструкции 157 н , первоначальная стоимость ОС включает в себя сумму налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками. (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, приносящей доход, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

В бухгалтерском учете  коммерческой организации первоначальная стоимость основных средств, полученных по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к учету. В свою очередь в бюджетной организации материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества, а в случаях неуказания собственником (балансодержателем) стоимости - в условной оценке: один объект, один рубль.

В организациях коммерческой сферы в соответствии с приказом МФ № 94-н учет основных средств ведется на счете 01 «Основные средства». Аналитический учет не регламентирован и организуется бухгалтерией в зависимости от номенклатуры основных средств (по отдельным инвентарным объектам).

 В организациях коммерческой сферы в соответствии с Инструкцией №157н они отражаются на счете 010100000 «Основные средства».

В бюджетной сфере  структура счета иная. Согласно Инструкции №157н основные средства учитываются  на синтетическом счете 101,код аналитического учета зависит от наименования группы ( 1- недвижимое имущество, 2-особо ценное движимое имущество, 3- иное движимое имущество, 4- основные средства - предметы лизинга) и наименования вида актива (1- жилые помещения, 2 – нежилые помещения, 3 – сооружения, 4- машины и оборудование,5 – транспортные средства, 6 –производственный и хозяйственный инвентарь, 7 – библиотечный фонд,8 – прочие основные средства).

Согласно п.10 402-фз в обоих сферах применяется двойная запись для отражения хозяйственных операций.

В бухгалтерском учете  коммерческих и бюджетных организации  предусмотрено начисление амортизации, как списание стоимости объекта  на финансовые результаты.

Расчет годовой суммы  амортизации согласно п.85 Инструкции 157 производится бюджетным учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств только линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. В то время, как в учете коммерческой организации в соответствии с ПБУ 6/01 предусмотрены еще несколько способов, а именно: способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования и способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ),описание которых представлено в п19.

Согласно п.92 Инструкции 157н амортизация начисляется в  следующем порядке:

на объект недвижимого  имущества при принятии его к  учету по факту государственной  регистрации прав на объекты недвижимого  имущества, предусмотренной законодательством Российской Федерации:

  • стоимостью до 40000 рублей включительно в размере 100% балансовой стоимости объекта при принятии к учету;
  • стоимостью свыше 40000 рублей - в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;

на объекты движимого имущества:

  • на объекты библиотечного фонда стоимостью до 40000 рублей включительно- начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств стоимостью свыше 40000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
  • на объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется;
  • на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

Информация о работе Сравнительный анализ учета основных средств в организациях коммерческой и бюджетной сферы