Современные тенденции финансирования здравоохранения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проведение анализа финансирования и планирования учреждений здравоохранения. Исходя из данной целевой установки в работе основное внимание уделено постановке и решению следующих взаимосвязанных задач:
1. Изложение общих теоретических подходов к вопросу социально – экономического значения расходов на учреждения здравоохранения в условиях рыночной экономики.
2. Дать сравнительный анализ бюджетного и внебюджетного финансирования учреждений здравоохранения.

Содержание работы

Введение …3
Глава 1. Современные тенденции финансирования здравоохранения в Российской Федерации 6
1.1 Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения 6
1.2. Финансовая деятельность лечебно-профилактического учреждения 10
Глава 2. Планирование и финансирование учреждений здравоохранения.
Основные принципы планирования в здравоохранении………………….....15
2.1. Планирование деятельности учреждений здравоохранения……..……..15
2.2. Бюджетное финансирование учреждений здравоохранения 19
2.3 Внебюджетное финансирование 21
2.3.1 Обязательное медицинское страхование 21
2.3.2 Добровольное медицинское страхование 22
Заключение 27
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

     Средний норматив устанавливается 9198 посещений  в год на 1000 жителей и подлежит коррекции с учетом заболеваемости и демографического состава субъекта Федерации.

Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи включают все статьи расходов согласно бюджетной классификации

     Для расчета данных по профилям отделений  и специальностей необходимо полученные средние стоимости перемножить на относительные коэффициенты стоимости одного койко-дня (Rki) и одного посещения (Rvi), которые будут повышать или понижать средний Базовый уровень стоимости одного койко-дня и одного врачебного посещения в зависимости от профиля отделения и уровня оказания медицинской помощи (клинического, городского, районного).

     Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, обеспечивающих реализацию государственных, муниципальных медицинских услуг (далее - территориальные нормативы финансовых затрат), должны обеспечивать покрытие всех затрат медицинских учреждений по всем статьям расходов на оказание гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи из всех источников финансирования, предоставляемой в порядке и на условиях Территориальной программы. При расчете территориальных нормативов финансовых затрат учитывается реальность обеспечения нормативной загрузки действующей сети амбулаторно - поликлинических и стационарных учреждений в соответствии с рекомендуемыми Минздравом России нормами нагрузки учреждений, адаптированными к местным условиям.

     Проводится  коррекция средних нормативов стоимости койко-дня и врачебного посещения путем умножения их на поясные и региональные индексы, которые приводятся по данным Минэкономики России, используемым при прогнозировании социально - экономического развития Российской Федерации на расчетный период.

     N - среднегодовая численность населения  по прогнозу Министерства экономики  Российской Федерации (соответственно  субъекта Российской Федерации) на расчетный период.

     При наличии достаточных финансовых возможностей в Территориальных фондах обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации (далее – ТФОМС) предлагаемый вариант расчетов Территориальной программы может быть расширен. Для определения реалистичности Программы и ожидаемых объемов финансирования следует провести анализ фактически сложившейся ситуации по данным статистических и финансовых отчетов и сравнить их с расчетной программой. Сопоставление позволит выявить расхождения (дефицит или избыток) по отдельным группам показателей и максимально сбалансировать потребности и возможности в финансировании Программы за счет "собственных" финансовых источников.

     При составлении сметы медицинского учреждения используются материалы экономического анализа исполнения смет за предшествующие один – три года. Выводы по материалам анализа позволяют уточнить размеры отдельных расходов, некоторые расчетные нормы, выявить динамику показателей и установить влияние различных факторов на отклонение по статьям сметы расходов. При условии инфляционного роста размер показателей может корректироваться на коэффициент инфляционных ожиданий по согласованию с вышестоящими органами управления здравоохранением./6/. Исходя из вышеизложенного отметим следующее:

- нормативная  база, используемая для планирования  деятельности учреждений здравоохранения в современных условиях, унаследована от командно-административной системы управления здравоохранением;

- старые  стоимостные нормативы не пересматривались  много лет и механически корректируются с помощью индексов – дефляторов, причем рассчитанных для экономики в целом;

- потребности  в финансировании, рассчитанные  вышеуказанным способом даже на основе несовершенной нормативной базы, оказываются существенно выше тех финансовых ресурсов, которые выделяются Министерству здравоохранения Российской Федерации и корректируются им в сторону уменьшения; Сметное планирование воспроизводит затратный тип хозяйствования и не создает у учреждения стимулов к более рациональному использованию ресурсов.

2.2. Бюджетное финансирование учреждений здравоохранения

 Самой  большой проблемой здравоохранения в современных условиях является - финансирование. Основной сложностью является не расчет потребности в финансировании, а нахождение средств на существование и умение просуществовать на выделенные средства. В современной России сложилась бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.

К источникам финансирования относятся:

  1. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;
  2. Средства обязательного медицинского страхования (далее ОМС);
  3. Средства добровольного медицинского страхования (далее ДМС);
  4. Средства предприятий;
  5. Средства населения за оказанные медицинские услуги;
  6. Благотворительная помощь

     Все источники финансовых средств разделяются  и должны регулироваться соответствующими нормативными актами и положениями.

     Правительство Российской Федерации, субъекты Федерации, местная администрация определяют порядок формирования и использования  денежных средств.

Модель  финансовых потоков в здравоохранении  можно представить в соответствии с рисунком 1.

 

     Бюджетное финансирование в здравоохранении  представляет собой основной источник средств некоммерческой медицинской  деятельности, осуществляется государством или иным собственником учреждения здравоохранения на основании сметы расходов /13/.

     Федеральные программы в области здравоохранения стимулируют участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении насущных проблем охраны здоровья населения на своих территориях на основе софинансирования или принятия и реализации собственных аналогичных программ. Механизм участия территориальных органов власти в медицинских целевых программах может реализовываться в рамках трехсторонних соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим можно говорить о стимулирующим характере федеральных целевых программ, способных привлечь дополнительные финансовые и материальные ресурсы для достижения особо значимых целей в области охраны здоровья населения.

     Исполнительная  и законодательная власть должны осуществить рационализацию расходов бюджета, сократить неэффективные государственные (муниципальные) обязательства и расходы, создать действенную систему управления государственными расходами.

     Для этого необходимо провести работу, в частности, по следующим направлениям.  

1. Продолжить  упорядочение системы социальных  льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения, а также ликвидацию ведомственных льгот.

2. Необходимо  создать систему планирования  и мониторинга социально-экономической  результативности бюджетных расходов  с помощью качественных и количественных индикаторов - как в отношении бюджетов всех уровней, так и в отношении конкретных бюджетополучателей.

2.3 Внебюджетное финансирование

2.3.1 Обязательное медицинское  страхование

     Активный  поиск и внедрение в систему  здравоохранения новых форм управления, планирования и финансирования пока еще не устранил недостатков финансового обеспечения здравоохранения, но, как и в большинстве зарубежных стран, создал определенные предпосылки для решения этой задачи. Они основаны на системе страхования.

     Цель  медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

     Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово - кредитные учреждения.

     Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования создается Правительством Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования создаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

2.3.2 Добровольное медицинское  страхование

     Добровольное  медицинское страхование – один из видов страховой деятельности – относится к личному страхованию. В ДМС формируются страховые фонды для возмещения ущерба в результате страхового события – обращения за медицинской помощью, вероятность наступления которого (риск) рассчитывается на основе статистических сведений. Проводится ДМС только страховыми организациями, имеющими лицензию Департамента по надзору за страховой деятельностью Минфина России. Регулируется деятельность субъектов, участвующих в ДМС, Гражданским кодексом РФ, федеральным законом «О страховой деятельности в Российской Федерации» и Законом «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» /26/.

     На  страховом рынке России предлагают различные страховые медицинские программы более тысячи страховых компаний. Программ различаются по объему страхового покрытия, цене страхового полиса, условиям оплаты медицинской помощи, по ДМС перечню и качеству страховых и медицинских услуг, включенных в программу страхования. С начала девяностых годов рынок развивался интенсивно, но рывками, отражая особенности национального налогообложения и состояние российской экономики /34/.

     Добровольное  медицинское страхование обеспечивает формирование стабильного поступления  финансовых средств в медицинские  учреждения и гарантирует необходимый  объем и качество медицинской  помощи в зависимости от индивидуальных потребностей.

     Отличие программ ДМС от программы ОМС  определяется следующими позициями:

1. Медицинская  помощь по программам ДМС оказывается,  как правило, медицинскими учреждениями, не работающими в системе ОМС (учреждения федерального подчинения, ведомственные и иные учреждения, не входящие в систему городского здравоохранения);

2.Сервисные  характеристики по программам  ДМС выше, чем услуг по программе ОМС;

3.Программы  ДМС могут включать услуги, не  входящие в программу ОМС.

     Современный этап реформирования отечественного здравоохранения характеризует развитие рынка платных медицинских услуг, который обладает существенной емкостью и значительным потенциалом роста. Это негосударственный источник финансирования в условиях минимальных бюджетных ассигнований и неадекватной оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования приобретает исключительную значимость для отрасли. Реализация данного канала финансирования будет бесспорно способствовать увеличению медико – экономической эффективности функционирования здравоохранения в целом, так и конкретного учреждения /35/ Платные медицинские услуги предоставляются на основе Правил предоставления платных медицинских услуг населению/36/, которые определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.

     Предоставление  платных медицинских услуг населению  медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата  и лицензии на избранный вид деятельности.  

Информация о работе Современные тенденции финансирования здравоохранения в Российской Федерации