Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Сейчас Россия вступает в очень интересную фазу своего развития, когда период накопления первоначального капитала и передела собственности, сопровождавшийся массой негативных явлений, в основном закончился и страна вступает в стадию формирования цивилизованных капиталистических производственных отношений.
Цель этой работы – осветить современное состояние государственного внебюджетного социального фонда, а именно пенсионного фонда. Также мне бы хотелось осветить наиболее острые проблемы, стоящие перед ним и возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Состав пенсионной системы РФ…………………………………...………....4
Организационная структура и его деятельность…..…………….…………10
Основы пенсионного обеспечения граждан РФ………………………...….15
Анализ бюджета пенсионного фонда …………...……..…………………...23
Проблемы и перспективы пенсионного фонда РФ ………………………..31
Заключение……………………………………………………………………....37
Список литературы……………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Контроль за уплатой страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней  осуществляется органами Пенсионного  фонда Российской Федерации в  судебном порядке.

Исполнение обязанности  по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую страхователь не мог погасить в силу того, что  по решению налогового органа или  суда были приостановлены операции страхователя в банке или наложен арест на имущество страхователя. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате единого социального налога (взноса) не приостанавливает начисления пеней на сумму страховых взносов, подлежащую уплате.

Пени за каждый день просрочки  определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей  в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых  взносов или после уплаты таких  сумм в полном объеме.

Страхователи, индивидуальные предприниматели, адвокаты уплачивают суммы страховых взносов в  бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Размер фиксированного платежа  в расчете на месяц устанавливается  исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.

Страхователи - адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельно либо через соответствующие адвокатские  образования, исполняющие в отношении  адвокатов функции налоговых агентов.

Физические лица вправе добровольно  вступить в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации  за другое физическое лицо, за которое  не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Эти лица осуществляют уплату страховых взносов в виде фиксированного платежа.

При этом уплаченные суммы  страховых взносов учитываются  при определении права граждан на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях.

Физические  лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной  частей трудовой пенсии, вправе добровольно  вступить в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.

Застрахованное  лицо вправе в порядке, установленном  федеральным законом, отказаться от получения накопительной части  трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.

Сведения о  численности пенсионеров и средних  размерах их пенсий  
по состоянию на 1 марта 2009 года

 

Категории пенсионеров

Численность пенсионеров, тыс.человек  
на 1.03.2009

Средний размер пенсии, рублей  
на 1.03.2009

Всего пенсионеров

38650

4741

Получатели  трудовых пенсий

35758

4842

из них:

   

по старости

30236

5104

по инвалидности

3839

3657

по случаю потери кормильца

1683

2841

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению

2892

3483

из них:

   

пенсии военнослужащих и их семей

64

4552

Социальные пенсии

2516

3260

Справочное:

   

Инвалиды вследствие военной травмы, получающие две пенсии

149

12257

Участники ВОВ, получающие две пенсии

344

12141

Вдовы военнослужащих, погибших в ВОВ, получающие две пенсии

37

9341

Родители погибших военнослужащих, получающие две пенсии

42

8566


 
С 1 марта 2009 года баз2овая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2 562 рубля.  
Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии будет повышена на 17,5%. А  1 августа 2009 года будет проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Таким образом, в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости,  а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и составит 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 млн. россиян.  

  1. Анализ бюджета пенсионного фонда.

Материальным  источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации имеет  следующие особенности:

1. Средства бюджета  Пенсионного фонда Российской  Федерации являются федеральной  собственностью, не входят в состав  других бюджетов и изъятию  не подлежат.

2. Бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации составляется  страховщиком на финансовый год  с учетом обязательного сбалансирования  доходов и расходов этого бюджета.

При формировании бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.

Бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации и  отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства  Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В составе  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

 Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

  1. Рассмотрим формирование доходной части бюджета Пенсионного фонда на 2008 год.

Названия поступлении

2008 (млн. руб.)

2009 (млн. руб.)

2010 (млн. руб.)

1

Бюджет

2330632,7

2669533,5

3179764,2

2

В том числе в распоряд.часть:

2107198,3

2397522,3

2857588,9

3

Поступления страх.взносов в трудовую пенсию

102929,0

118467,0

134426,0

4

От реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР

12,0

15,0

19,0

5

Безвозмездные поступления  из федерального бюджета

1284324,4

1461048,3

1806647,7


 

 Основным нормативно  правовым документом, регулирующим  данную сферу, является федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", принятый Государственной Думой 6 июля 2007 г и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 г. Об этом сообщает пресс-служба президента РФ.

 Закон предусматривает утверждение основных характеристик бюджета Пенсионного фонда РФ на трехлетний период.

Проект бюджета Фонда  на 2008 год и на период до 2010 года по доходам сформирован: на 2008 год - в сумме 2330632,7 млн. рублей (126,3 % к предыдущему году), в том числе 2107198,3 млн. рублей (122,1 %) - в части распределительной составляющей бюджета Фонда; на 2009 год - соответственно, в сумме 2669533,5 млн. рублей (114,5 %) и 2397522,3 млн. рублей (113,8 %); на 2010 год - в сумме 3179764,2 млн. рублей (119,1 %) и 2857588,9 млн. рублей (119,2 %).

В соответствии с Законом  об обязательном пенсионном страховании, начиная с 2008 года, увеличивается тариф страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 % за счет соответствующего уменьшения отчислений на страховую часть. Данные изменения повлекут увеличение плановых поступлений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на сумму около 100 млрд. рублей, или на 89,6 % по отношению к 2007 году. При этом прирост поступления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии за этот же период согласно расчетам к Законопроекту уменьшится примерно на 7 % и составят 7,1 %, тогда как в 2009 и 2010 годах этот прирост предполагается на 13,9 % и 12,2 %, соответственно.

Поступление страховых взносов на страховую  и накопительную части трудовой пенсии (более 40 % от доходов бюджета ПФР) предполагается: в 2008 году - 1029290,0 млн. рублей, в 2009 году - 1184670,0 млн. рублей, в 2010 году - 1344260,0 млн. рублей с учетом поступления взносов в виде фиксированного платежа.

Предполагаемый объем  поступления страховых взносов  на страховую часть 8не обеспечивает прогнозируемые расходы на выплату страховой части трудовой пенсии во все больших масштабах: в 2008 году - на 112087,5 млн. рублей, в 2009 году - на 143262,0 млн. рублей, в 2010 году - на 189551,9 млн. рублей.

 

Законопроектом  предусмотрено получение доходов  от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР, в 2008 году 12,0 млн. рублей (в 2,6 раза больше, чем в 2006 и 2007 годах), на 2009 и 2010 годы такие доходы предусматриваются, соответственно, в размерах 15,0 млн. рублей (в 1,2 раза больше) и 19,0 млн. рублей (в 1,5 раза больше).

Безвозмездные поступления из федерального бюджета предусмотрены: на 2008 год в сумме 1284324,4 млн. рублей, на 2009 год - в сумме 1461048,3 млн. рублей и на 2010 год - в сумме 1806647,7 млн. рублей.

 Из них  на покрытие дефицита бюджета  Фонда в 2008-2010 годах средства из федерального бюджета предусмотрены, соответственно, в сумме 184580,6 млн. рублей, 149138,6 млн. рублей и 251551,7 млн. рублей (на 109,2 % - в 2008 году, на 69 % - в 2009 году и на 185,1 % - в 2010 году больше, чем в 2007 году).

 Необходимо отметить, что доля средств из федерального бюджета, перечисляемых в ПФР, имеет тенденцию к увеличению (в 2005 году - 49,6 %, в 2006 году - 53,2 %, на 2007 год запланировано 52,2 процента).

 Таким образом,  проанализировав динамику доходов  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 года, можно выявить тенденцию увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются:

  • возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный) капитал);
  • низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов;
  • снижение с 1 января 2005 года базовой ставки ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет и перечисляемой в ПФР, с 14 % до 6 %;
  • изменение с 2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %;
  • несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной).

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации