Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Сейчас Россия вступает в очень интересную фазу своего развития, когда период накопления первоначального капитала и передела собственности, сопровождавшийся массой негативных явлений, в основном закончился и страна вступает в стадию формирования цивилизованных капиталистических производственных отношений.
Цель этой работы – осветить современное состояние государственного внебюджетного социального фонда, а именно пенсионного фонда. Также мне бы хотелось осветить наиболее острые проблемы, стоящие перед ним и возможные пути их решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
Состав пенсионной системы РФ…………………………………...………....4
Организационная структура и его деятельность…..…………….…………10
Основы пенсионного обеспечения граждан РФ………………………...….15
Анализ бюджета пенсионного фонда …………...……..…………………...23
Проблемы и перспективы пенсионного фонда РФ ………………………..31
Заключение……………………………………………………………………....37
Список литературы……………………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации.doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Российский государственный торгово-экономический  университет

Иркутский филиал

 

Кафедра Гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему: Система пенсионного  обеспечения в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель: _______________     

                                                (дата, подпись)                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Студентк:    _______________    , Финансы и кредит                              

                                                (дата, подпись)                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск,2009

Содержание

№ стр.

Введение……………………………………………………………………….......3

  1. Состав пенсионной системы РФ…………………………………...………....4
  2. Организационная структура и его деятельность…..…………….…………10
  3. Основы пенсионного обеспечения граждан РФ………………………...….15
  4. Анализ бюджета пенсионного фонда …………...……..…………………...23
  5. Проблемы и перспективы пенсионного фонда РФ ………………………..31

Заключение……………………………………………………………………....37

Список литературы……………………………………………………………...39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В период становления  рыночных отношений и формирования многоукладной экономики в начале 90-х, в России назрела необходимость в создании специализированных страховых институтов для решения задач в сфере обязательного государственного социального страхования. И такие институты были созданы в форме государственных внебюджетных социальных фондов.

Пенсионный фонд РФ аккумулировал  средства для государственного пенсионного  обеспечения, Фонд социального страхования  финансировал выплаты пособий по временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение и т.д.

Бюджеты фондов были выделены из государственного бюджета, получив собственные источники финансирования в виде обязательных страховых взносов, уплачиваемых, как правило, работодателями за наемных работников. Более того, первоначально (по 2000 год включительно) фонды сами занимались контролем за сбором страховых взносов. И только с 2001 года с введением единого социального налога эта функция была передана налоговым органам.

Сейчас Россия вступает в очень интересную фазу своего развития, когда период накопления первоначального капитала и передела собственности, сопровождавшийся массой негативных явлений, в основном закончился и страна вступает в стадию формирования цивилизованных капиталистических производственных отношений.

Цель этой работы –  осветить современное состояние  государственного внебюджетного социального  фонда, а именно пенсионного фонда. Также мне бы хотелось осветить наиболее острые проблемы, стоящие перед ним  и возможные пути их решения.

 

 

 

  1. Состав пенсионной системы РФ

 

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов в стране. Создание Пенсионного фонда стало  вехой в решении одной из важнейших  задач по реформированию социальной сферы - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

На сегодняшний день по масштабу решаемых задач деятельность Пенсионного фонда уникальна  и не имеет прецедентов в истории  России.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.  
Сегодня Пенсионный фонд - это государственное учреждение с особым статусом. Это единственный пенсионный фонд, принадлежащий государству, и являющийся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию россиян.  
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);
  • реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. В октябре - декабре 2008 года в Программу вступили свыше 800 000 россиян.

Важнейший принцип пенсионного  фонда – солидарная ответственность  поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень  жизненных благ путем перераспределения  средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Он также  имеет право выполнять отдельные  банковские операции в порядке, установленном  действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.

Денежные средства ПФР и его находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Они не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Согласно Положению  о Пенсионном фонде РФ, он обеспечивает:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов (с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ);
  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
  • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
  • организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
  • ПФР также может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

 

Кроме Положения и  бюджетных законов, деятельность Пенсионного  фонда регламентируется законами:

    • О государственном социальном страховании в РФ;
  • О трудовых пенсиях в РФ
  • Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе     государственного пенсионного страхования;

А также Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным  учреждением, однако эта самостоятельность  имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. /4, с.132-134/

Показатели деятельности:

Одним из основных показателей, характеризующих качество работы Фонда, опыт и надежность, является динамика прироста основных показателей.

 

Прирост пенсионных резервов. По темпам прироста пенсионных резервов 1-й НПФ фонд на протяжении последних лет занимает одно из лидирующих мест на рынке среди открытых негосударственных пенсионных фондов.

 

 

 

Прирост количества участников. Самый лучший показатель – это работа по обслуживанию участников. Фонд насчитывает более 76000 участников, возраст которых от 3 до 103 лет. При этом 1-й НПФ фонд обслуживает 202 предприятия различных отраслей промышленности. По данному показателю Фонд стабильно входит в первую 20-ку Фондов.

 

 

 

 

Результаты управления средствами клиентов. Средняя доходность от размещения пенсионных резервов за 8 лет (2000-2007 гг.) составила около 12%.

Структура пенсионных резервов. Размещение пенсионных резервов осуществляют компании, получившие в установленном порядке необходимые лицензии и специально отобранные Фондом из числа наиболее устойчивых, продолжительно и успешно работающих на рынке финансовых услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационная структура и его деятельность.

 

Управление ПФР:

Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное управление - исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в субъектах федерации являются отделения РФ, а в городах и районах - уполномоченные отделения.

В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель, а также управляющие  отделениями фонда. В состав Правления  могут также входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе РФ, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.

На Правление фонда  возлагается ответственность за выполнение функций, относящихся к  компетенции ПФР, определение перспективных и текущих задач фонда, составление бюджета ПФР, отчета о его исполнении и сметы расходов на очередной год, а также утверждение структуры ПФР. Кроме того, правление ПФР назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ЛФР и руководителей его отделений, издает в пределах своей компетенции нормативные акты, а также решает другие вопросы, относящиеся к его компетенции.

Сбор и перераспределение  средств ПФ проходит по следующему маршруту:

страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе.

 

 

На федеральном уровне Правление ПФ и его исполнительная дирекция прогнозируют и устанавливают объемы перераспределения средств между регионами для сбалансированности доходов и расходов с учетом обеспечения минимальной суммы оборотных средств и оптимизации сумм в пути (а это зависит от скорости прохождения платежей и географического положения региона-донора и региона-реципиента).

В большинстве субъектов РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФР доводят до пенсионеров через отделения федеральной почтовой связи или путем перевода на счета пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура пенсионной системы РФ:

С принятием пакета пенсионных законов об обязательном пенсионном страховании и трудовых пенсиях, определилась следующая структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации:     

  • Обязательное пенсионное страхование. Включает в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей);

Информация о работе Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации