Шпаргалка по "Бюджетным системам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 22:25, шпаргалка

Описание работы

Бюджет представляет собой основное средство государственного управления, средство решения текущих и перспективных задач стоящих перед обществом. Бюджет тесно связан с финансовыми ресурсами всех звеньев финансовых звеньев и таким образом на современном этапе бюджет является главным экономическим рычагом регулирования экономики.

Файлы: 2 файла

вопросы бюджетная система.doc

— 26.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

бюджетная система.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

№1. социально  экономическое значение гос бюджета.

Бюджет является основным признаком государства, который  по средствам налогов обеспечивает реализацию независимости государства, путем создания финансовой основы для  его деятельности.

Основные показатели бюджета характеризуют состояние экономики государства.

Бюджет представляет собой основное средство государственного управления, средство решения текущих  и перспективных задач стоящих  перед обществом. Бюджет тесно связан с финансовыми ресурсами всех звеньев финансовых звеньев и таким образом на современном этапе бюджет является главным экономическим рычагом регулирования экономики.

Основная роль Бюджета  заключается в создании финансовой основы  для осуществления деятельности гос. Органов и органов местного самоуправления.

Бюджет как понятие  может рассматриваться с различных  точек зрения:

  1. По Бюджетному кодексу. Бюджет как правовая категория это форма образования и расходования фонда денежных средств предназначенных для фин. Обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
  2. С Экономической точки зрения. Бюджет – это система экономических взаимоотношений которые складываются в процессе распределения национального дохода.
  3. Как финансовый документ. Бюджет представляет собой основной фин. План государства в форме сметы доходов и расходов на текущий год, который принимается и оформляется как закон и имеет силу закона.

Бюджетные отношения  возникают:

1. между бюджетной  системой и другими звеньями  бюджетной системой.

2. межбюджетные отношения,  внутри.

В результате бюджетных отношений происходит:

  1. это перераспределение национального дохода и ВВП между государством органами местного самоуправления хозяйствующими субъектами и населением.
  2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.
  3. финансовое обеспечение социальной сферы в государстве.

Бюджетные средства главным  образом предназначены для:

Гос. Управления обеспечение  национальной безопасности страны, развитие отраслей народного хозяйства, осуществление  социальной политики и т.д.

Государственный бюджет как главное средство мобилизации и распределения ресурсов страны, дает власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики и обеспечивать соц. Поддержку наименее защищенным слоям населения.

 

  №2.Бюджетное  устройство Российской Федерации

Бюджетное устройство организационные  принципы построения бюджетной системы, структура бюджетной системы  и взаимосвязь бюджетов, т. е. межбюджетные отношения.

Бюджетное устоиство тесно связано с типом государственного устройства. Для унитарных государств характерна двухуровневая бюджетная  система  - центральный бюджет и обособленные местные бюджеты, для федеральных государств типична трехуровневая система с обособленным статусом бюджетов всех уровней.

Бюджетная система -  основанная на экономических отношениях и юридических  нормах  совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов федерации  и местных бюджетов административно-территориальных  единиц.

Правовой основой функционирования бюджетной системы РФ является Бюджетный Кодекс РФ и ФЗ «Об основах бюджетного устройства в РФ».

В качестве основополагающих принципов построения бюджетной  системы  и бюджетного устройства  закреплены принципы единства и самостоятельности бюджетов.

Принцип единства взаимодействие бюджетов всех уровней по линии доходов  путем распределения между бюджетами  регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения  целевых и региональных фондов. Гарантиями единства бюджетной системы является ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные принципы построения бюджетного процесса, единая денежная система. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, в том числе налоговой государственной политики.

Самостоятельность бюджетов право самостоятельного утверждения  каждого из бюджетов соответствующим  представительным органом власти , право определения направлений использования и расходования бюджетных средств, наличие собственных источников бюджетных доходов.

Также к принципам  построения бюджетной системы можно  отнести принцип разграниченности доходов и расходов бюджета между  уровнями бюджетной системы, принцип  полноты отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов, принцип сбалансированности, принцип экономичности и эффективности использования бюджетных средств, принцип гласности, достоверности, адресности  и целевого использования бюджетных средств.

Структурно бюджетная  система РФ состоит из трех уровней

1.        Бюджет федеральный

2.        Бюджет субъектов федерации республиканские  бюджеты республик в составе  РФ, краевые, областные бюджеты  краев и областей, городские бюджеты  городов Москва и Санкт-Петербург,

областные бюджеты автономных областей, и окружные бюджеты автономных округов.

3.        Местные бюджеты районные бюджеты  районов, городские бюджеты городов,  районные бюджеты районов в  городах, бюджеты поселков и  сельских населенных пунктов.

В 1991 году изменилось бюджетное устройство в связи с принятием бывшими союзными республиками Деклараций о Суверенитете. Бюджеты союзных республик обособились от союзного бюджета и перестал представлять собой единый денежный централизованный фонд. В данный момент бюджеты всех уровней представляют собой консолидированный бюджет РФ.

Межбюджетные отношения  в РФ осуществляются в основном через  внебюджетные фонды ФФПР,  и через  предоставление вышестоящими бюджетам  нижестоящим дотаций, субвенций, субсидий и бюджетных ссуд.

Субвенции бюджетные  средства, передаваемые от одного уровня бюджетной системы другому для  выполнения целевых программ.

Дотация - бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной  системы другому для покрытия текущих расходов.

Субсидия - бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной системы другому при условии долевого участия в решении какой-либо проблемы. Данные виды платежей осуществляются на безвозмездной основе.

Бюджетные ссуды предоставляются  на платной и возвратной основе.

Через ФФПР осуществляется государственная политика выравнивания уровня обеспеченности регионов бюджетными средствами

 

№3. Содержание, значение и структура бюджетной системы РФ.

Центральным звеном фин. Системы страны является ее БС.

Для бюджета является то что  его помощью государство реализует его функции, а бюджетная система позволяет решать часть вопросов.

Задачи:

  1. Выравнивание экономических потенциалов.
  2. стимулирование органов власти территориальных образований в повышении доходных поступлений в свой бюджеты.

Бюджетная система –  это совокупность федерального бюджета, субъектов, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов, регулируемая нормами  права.

Структура БС зависит  от устройства страны, которая определяется как организация и принципы построения бюджетной системы.

Характер бюджетного устройства зависит от социально  экономического строения стран, от национально - государственного устройства.

Делятся на унитарные, федеративные, КОНФИДЕРАТИВНЫЕ.

1.Унитарное -  в такой  стране действует единая система.

Бюджетная система состоит  из двух звеньев:

  1. гос. Бюджет;
  2. множество местных бюджетов.

2.Федеративное (объединенное) – это форма гос. Устройства  при которой гос. Образования  имеют собственную государственность  и обладают политической самостоятельность.

БС – состоит из 3 звеньев:

  1. федеральный бюджет;
  2. Бюджеты субъектов федераций;
  3. местные.

Конфедеративное ( союзное) – это постоянный союз суверенных государств созданных для укрепления.

БС определенна единым бюджетом, формирующимся из взносов, входящих  в конфедерацию страны.

РФ, являясь федеративным, признает самоуправления, по этому  БС основывается на модели бюджетного федерализма, каждый из бюджетов служит фин. Базой для деятельности государственной  или местной.

Унитарной формой, доходы и расходы Местных бюджетов не входят в гос.

В упорядоченной ситеме можно выделить уровни:

1. федеральный бюджет

2. Б. субъектов.3

 республиканские.

 Бюджеты автономных  республик.

 областные

 окружные

бюджеты 2 городов.

3.бюджеты городов областного  подчинения.

Бюджеты  районов.

Сельские и поселсковские.

Кроме уровней существуют и блок:

  1. бюджеты которые делятся на звенья по территориальных образований.
  2. внебюджетные фонды на звенья по видам.
  3. субъекты на звенья. Законодательное обеспечение БС, Органы исполнительной.

 

№5.Принципы построения бюджетной системы, их характеристика.

Согласно части 2 главы 5 стать 28 РФ выделены следующие принципы организаций бюджетной системы:

  1. принцип единства – означает единообразный порядок составления бюджета, а так же единый бюджетный документ. взаимодейтсве всех уравняй бюджета обеспечивается  единой правовой базой, единством форм  бюджетной документации.
  2. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системой, данный принцы закрепляет доходы и полномочия финансирования, а так же за органами ее субъектов и местного самоуправления.
  3. принцип самостоятельности бюджетной системы, заключается в том что каждый бюджет обладает собственными источниками дохода. А так же самостоятельного распоряжения.
  4. принцип полноты бюджетной системы имеет два аспекта: в бюджетную систему должны включаться все бюджета. Требование включения всех источников.
  5. принцип сбалансированности предполагает что объем запланированных расходов, должен соответствовать суммарному объемов доходов.
  6. принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств обязывает при составлении и исполнении бюджета достигать наивысших результатов.
  7. принцип всеобщего покрытия расходов, означает что все расходы должны обеспечиваться общей суммой доходов, а так же поступление из источников.
  8. принцип реальности – все суммы Д и Р должны быть обоснованы, правильно рассчитаны и достоверны. Это принца прежде всего относится к доходной части, которая должна обеспечиваться реальными поступлениями средств в бюджет.
  9. принцип гласности. Открытое обсуждение бюджета и итогов его исполнения. Опубликование законов о бюджете на предстоящий год.
  10. принцип адресности и целевого характера. Обязывает выделять средства для конкретно обозначенных бюджета получателей на финансирование конкретных мероприятий.

 

№6.Бюджетное  законодательство РФ. Субъекты и объекты бюджетных правоотношений.

К бюджетным правоотношениям  относят:

     1.отношения  возникающие в процессе формирования  доходов и осуществление расходов  бюджета, в процессе осуществления  регулирования государственного и муниципального долга.

2.это отношения возникающие  в процессе составления и рассмотрения  проекта бюджета, а так же  в процессе контроля за его  исполнением.

В бюджетном законодательстве существуют две формы законом:

1. первая группа регулирует  порядок формирования доходов и порядок осуществления расходов бюджета, таким образом такие нормы формируют институт доходов и расходов – это порядок должен одинаково применяться на всех уровнях бюджетной системы.

2. группа норм определяет  порядок распределения и перераспределения доходов и расходов бюджета, закрепленных за каждым уровнем бюджетной системы – это группа норм формирует институт формирует межбюджетное отношение.

 

№7. Бюджетные  права органов государственной власти федерального уровня.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

 

Бюджетное право является основной частью финансового права.

Бюджетное право это  совокупность юридических норм регулирующих бюджетное устройство страны, порядок  формирования и использования бюджетных  средств, а так же компетенции  всех органов власти в бюджетной системы.

В качестве субъектов  бюджетного права выступают:

  1. государство и административно – территориальное образования.
  2. государственные и местные: а. представительные; б. исполнительные.
  3. субъекты бюджетного права при реализации своих полномочий и обязанностей вступают в бюджетные правоотношения к которым относят:

 

  1. отношения возникающие в процессе формирования доходов и осуществление расходов бюджета, в процессе осуществления регулирования государственного и муниципального долга.
  2. это отношения возникающие в процессе составления и рассмотрения проекта бюджета, а так же в процессе контроля за его исполнением.

       Источники бюджетного права.

  1. Конституция.
  2. бюджетное законодательство. Основным блоком которого является бюджетный кодекс.
  3. подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ, постановления правительства РФ Нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти всех уровней управления.
  4. международные правовые договоры.

Информация о работе Шпаргалка по "Бюджетным системам"