Рынок труда и его государственное регулировние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА 4
1.1. Понятие рынка труда и его особенности 4
1.2.Составляющие рынка труда и механизм их взаимодействия 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 14
2.1. Основные направления государственного регулирования рынка труда 14
2.2.Система управления трудовыми ресурсами РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Профсоюзы со стороны  продавцов услуг труда оказывают  влияние на предложение услуг  труда, его производительность и  заработную плату. В условиях монопольного положения покупателя рабочей силы он сокращает число нанимаемых работников и увеличивает интенсивность труда.

В ряде случаев федеральное  правительство России является единственным покупателем продукции оборонного значения, а соответствующие предприятия - фирмы выступают в качестве единственного покупателя услуг труда. В таких случаях государство совместно с профсоюзами и покупателями услуг труда должно ограничивать монополистический характер действий единственных фирм-производителей.

Отсутствие в такой ситуации конкуренции между покупателями услуг труда должно становиться предметом регулирования со стороны Министерства по антимонопольной политике. В практике регулирования рынка труда в США, отсутствие конкурентных отношений среди покупателей услуг труда рассматривается как картельное соглашение с соответствующей оценкой Министерства юстиции и официального арбитражного суда юстиции как недопустимого явления.

На рынке труда может  наблюдаться деятельность профсоюзов как коллективных агентов, имеющих исключительное право для ведения переговоров от имени своих членов по вопросам заработной платы. Каждый профсоюз может контролировать предложение услуг труда, его производительность и заработную плату членов объединения. В настоящее время контроль профсоюзов над указанными параметрами рынка услуг труда может осуществляться на основе Трудового кодекса Российской Федерации.

Государство, регулирующее низкоэффективное использование услуг  труда тем самым демонстрирует  собственную неэффективность, и  рассчитывать на уважение к себе у него нет необходимых оснований. На рынке услуг труда может возникать двухсторонняя монополия, когда единственный продавец и единственный покупатель обладают возможностями контроля над предложением и производительностью труда, а также заработной платы. В этих условиях без посредничества государства возможны значительные издержки забастовки или увольнений.

Предотвращение крайних  ситуаций при посредстве государства  позволит установиться реальной заработной плате ниже уровня требований монопольного продавца и выше требований монополиста - покупателя.

В условиях двухсторонней  монополии на рынке услуг труда  установление государством минимального уровня заработной платы может служить  средством установления более высокой  заработной платы (в сравнении с конкурентным рынком) и найма большего числа работников.

Государство, заинтересованное в увеличении валового национального  продукта и устранении барьеров в  свободном движении рабочей силы, не может оставаться безразличным к  дискриминации по разным признакам (пол, возраст, этническая, региональная, религиозная принадлежность). Результатом дискриминации являются потери в объёме производства ВНП.

Формально государство  не заинтересовано в слабом и неструктурированном  влиянии общества (населения), так как это ослабляет требования к социальной селекции работников государственной власти. Низкий уровень квалификации чиновников, будучи препятствием к эффективному развитию государственности, поощряет их не только на различные нарушения, что тормозит эффективное развитие экономики.

В ряде случаев покупатели услуг труда проводят политику дискриминации  в отношении квалифицированных  работников по причинам, которые не связаны с низким доходом от предельного  продукта их труда или с чрезмерным уровнем заработной платы. Подобная дискриминация наблюдается в России в отношении научно - педагогических работников и ряда других профессий, что сопровождается эмиграцией в другие страны и регионы, где отмеченной дискриминации не наблюдается.

Социально-демографическая  дискриминация, фактически не ограничиваемая государством, ведёт к сокращению предельного дохода и заработной платы, что отрицательно сказывается (также на региональном развитии) на объёме и динамике ВНП. Поэтому в ряде стран предпринимаются меры по устранению дискриминации в оплате труда, эффективность которых зависит от политического влияния общества.

Сохранение дискриминационного положения продавцов услуг труда  в таких отраслях народного хозяйства  России, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, наука и научное обслуживание в сравнении со средними показателями экономики в целом отражает слабое влияние государства на устранение препятствий экономического роста и общественного благосостояния. Имеются определённые основания для утверждения, что рост оплаты услуг труда под влиянием государства в указанных дискриминируемых отраслях уменьшит спрос на услуги труда.

2.2.Система управления  трудовыми ресурсами РФ

     Для регулирования рынка труда существует Государственная система управления трудовыми ресурсами.

Государственная система  управления трудовыми ресурсами  РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения  в стране, методы управления и механизм их использования8.

Основными задачами государственной  системы управления трудовыми ресурсами  являются: принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.

В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и в основном касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в  области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.

Значительную роль в  осуществлении парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти  органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

В Совете Федерации и  Госдуме созданы комитеты, в компетенцию  которых входят вопросы регулирования  социально-трудовых отношений.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов, на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом.

Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных  законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений  на практике.

Центральным органом  федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда,  одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является министерство труда и социального развития РФ.

Основными задачами Минтруда РФ являются9:

- выработка политики  в социально-трудовой сфере;

- разработка направлений  социальной политики Правительства;

- координация работы  в социально-трудовой сфере;

- подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;

- формирование правовой  и нормативной базы регулирования  социально-трудовых отношений;

- участие в заключении  генеральной и отраслевых тарифных  соглашений;

- регулирование рынка  труда, занятости населения.

Минтруду РФ подчиняется ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

Минтруд России, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы, учреждения, предприятия и органы по труду региональных субъектов РФ образуют единую систему управления социально-трудовыми вопросами в РФ.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют профсоюзные  организации (заключение коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и т.д.)

Россия является членом Международной организации труда (МОТ). Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются с учетом международных соглашений, конвенций и других документов, обязательных для членов МОТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рынок труда - это совокупность социально-трудовых отношений между покупателями и продавцами по поводу условий найма и использования рабочей силы.

Механизм рынка труда  представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов  работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы).

Главными целями государственного регулирования рынка труда является: обеспечение полной занятости и создание гибкого рынка труда.

Для регулирование рынка  труда существует Государственная  система управления трудовыми ресурсами.

Государственная система  управления трудовыми ресурсами  РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.

Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются  с учетом международных соглашений, конвенций и других документов, обязательных для членов МОТ.

         Библиографический список

 

1.Конституция Российской Федерации. - Москва: ИД «ГроссМедиа».-2010 - 32с

2.Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: 2009. - 407 с.

3.Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2010. – 416 с.

4.Кашепов А.В. и др. Рынок труда: проблемы и решения: Монография. — М.: Научный эксперт, 2009. — 232 с.

5.Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. — М.: Международные отношения, 2010.-425 с.

6.Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. Пособие. - 2-е изд., - М.: ИНФРА-М, 2011. - 272 с.

7.Плакся В. И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект): Монография / А. Кашепов. М.: РАГС, 2009.-384 с.

8.Ракитская Г. Я. Социально-трудовые отношения (Общая теория и проблемы становления их демократического регулирования в современной России) / Г. Я. Ракитская. М., 2011. -408 с.

9.Рофе А, И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики социологии труда: Учебник. —М.: МИК, 2010.-422 с.

10.Рощин С. Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010.-244 с.

11.Рынок труда и занятость: современные проблемы теории и практики. Серия: «Точка зрения» / Под общ. ред. Н. И.Волгина, В. И. Плакси. М.: РАГС, 2009. 162 с.

12.Рынок труда: Учебное пособие / Под ред. П. Э. Шлендера. М.: Вузовский учебник, 2010. -208 с.

13.Сент-Поль Г.А. Регулирование рынка труда в развитых странах. – М.: Дело, 2009. – 345 с.

14.Сигова С. В. Совершенствование государственного регулирования рынка труда РФ в части восполнения кадрового дефицита в условиях инновационной экономики // Планирование подготовки специалистов в условиях уровневого высшего образования: Труды Всероссийской научно–практической конференции (15–17 апреля 2009 г.). – Петрозаводск, 2009. –с. 11-13

15.Топилин А. В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития / А. В. Топилин. М.: ЗАО «Изд. Экономика», 2009. -321с.

16.Цыганкова A.B. Меры по совершенствованию функционирования рынка труда в РФ // Материалы 12-й международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2007». М.: ГУУ, 2009. –С. 23-31

17.Шинкина М.С. Рынок труда в развитых странах. – М.: Альфа, 2010. – 400 с. 

18.Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения): Учебник/под ред. В.А. Гаги – Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2011 – 340 стр.

 

1 Кашепов А.В. и др. Рынок труда: проблемы и решения: Монография. — М.: Научный эксперт, 2009. — с. 56

2 Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник /Б.М. Генкин. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2010. – с. 56

3 Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения): Учебник (под ред. В.А. Гаги – Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2011 – С.115

Информация о работе Рынок труда и его государственное регулировние