Рынок труда и его государственное регулировние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, поскольку считается, что нерегулируемый рынок не обеспечивает эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами являются неравенство сил работников и работодателей при заключении трудовых контрактов, дискриминация отдельных категорий трудящихся в оплате и условиях труда, недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТРУДА 4
1.1. Понятие рынка труда и его особенности 4
1.2.Составляющие рынка труда и механизм их взаимодействия 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ 14
2.1. Основные направления государственного регулирования рынка труда 14
2.2.Система управления трудовыми ресурсами РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

В России наиболее массовыми являются профсоюзы, объединенные в Федерацию  независимых профсоюзов. Профсоюзы  в России еще слабы, им не удается  добиться решения своих самых насущных задач - повышения заработной платы, прежде всего минимальной, до уровня прожиточного минимума, проведения ее индексации в связи с инфляцией, своевременной выплаты (для многих коллективов предприятий).

Работодатели-люди, работающие самостоятельно и постоянно нанимающие на работу одного и более человек невелика, несколько превышает 10%, статистика пока не дает точной величины этого слоя среди занятых. К работодателям относятся собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий и наемные управляющие в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях. От их знаний, умения, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, стагнация или экономический рост, расширение воспроизводства на инновационной основе.

Государство и органы местного самоуправления, как субъекты рыночных отношений  выполняют разнообразные функции. В социально-трудовой сфере к  ним можно отнести5:

•функции создания условий  для развития рыночных отношений,

•обеспечения полной занятости путем стимулирования сохранения и создания новых рабочих  мест во всех секторах экономики, развития рабочей силы;

•разработку законов, юридических  норм и правил и обеспечение правопорядка;

•защиту всех субъектов  рынка труда;

•регулирование рынка  труда;

•функцию работодателя на государственных и муниципальных  предприятиях.

Государство в современной  рыночной экономике выполняет активную роль, создавая условия ее развития.

Второй компонент —  юридические нормы и экономические  программы. Их разработка и совершенствование  осуществляется всеми государствами  с рыночной экономикой.

Для макроэкономической стабилизации экономики России и  перехода к экономическому росту, способному обеспечить полную занятость, необходима последовательная и настойчивая работа по принятию недостающих и совершенствованию имеющихся законов, других правовых норм и актов, которые создавали бы равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, и осуществление жесткого контроля за их выполнением. Неисполнение законов является слабым местом российского государства. Усиление контрольных функций и ответственности за нарушение законодательства является важнейшей задачей исполнительной власти. Важное значение для функционирования рынка труда имеют федеральные и региональные программы содействия занятости населения и разработанные на их основе программы и по отдельным направлениям деятельности государственной службы занятости.

Повысить цивилизованный характер социально-трудовых отношений  способно социальное партнерство и  его новая форма - трипартизм. Генеральные, региональные, отраслевые соглашения и коллективные договоры создают  для этого определенные предпосылки. Но в условиях современной России необязательность их выполнения снижает ценность поставленных задач. Повышение ответственности всех сторон за их реализацию является весьма актуальной задачей.

Третий компонент - рыночный механизм. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы: спрос на труд (рабочую силу), предложение труда (рабочей силы), цену труда (цену рабочей силы), конкуренцию.

Взаимодействие указанных  элементов получило название механизма  спроса и предложения, или ценового механизма.

Спрос на труд (обобщенный покупатель) выражает потребность работодателей  в работниках, необходимых для  производства товаров и услуг. Предложение  рабочей силы (обобщенный продавец) выражает определенное количество занятых  наемных работников, обладающих определенными знаниями и квалификацией, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе с учетом располагаемого дохода и возможностей.

Цена рабочей силы - это цена жизненных средств, которые  необходимы для нормального воспроизводства рабочей силы. Но она не автоматически выплачивается наемным работникам, а является предметом договора (торга) между ними и работодателями. В результате, каждый из них выступает со своей ценой. Наемный работник (продавец) старается подороже продать, а работодатель (покупатель) стремится подешевле купить. В итоге договорная заработная плата устанавливается на уровне ниже цены продавца, но выше цены покупателя.

В указанных зависимостях проявляется действие законов спроса и предложения, конкуренции, стоимости, общественной полезности рабочей силы и предельной производительности труда. Наиболее полно они проявляются на чисто конкурентном рынке.

На рынке труда действуют  силы, которые могут диктовать  свои условия. Так, на него оказывает сильное воздействие монопсония (монополия) покупателя.

Монопсонисты могут диктовать  цену труда в сторону ее понижения, если работникам больше некуда трудоустроиться, так как количество предприятий  в таких населенных пунктах невелико, что особенно ярко проявляется с переходом к рыночной экономике и сокращению большого количества государственных предприятий в России.

На рынок труда оказывает  влияние и монополия продавца рабочей силы. В данном случае монополистом может выступить какой-либо сильный  профсоюз. Он может поднять цену труда выше равновесной и поддерживать ее, сокращая предложение труда. При повышении зарплаты работодатель вынужден часть рабочих уволить или трудоустраивать их через профсоюз. Последний ограничивает прием новых членов в сам профсоюз. Подобные профсоюзы в некоторых странах создаются на отдельных предприятиях и являются закрытыми, например, в США профсоюзы каменщиков, столяров, водопроводчиков (модель рынка труда с учетом деятельности профсоюзов).

В случае, когда силы работодателей  и профсоюзов равны, взаимодействие спроса и предложения осуществляется по схеме, близкой к конкурентному рынку (модель двусторонней монополии).

Существует ещё один компонент  рынка труда - альтернативные виды деятельности. К ним можно отнести общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работы по контракту на определенный срок (выполнение определенного заказа), работа в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу и другие виды гибкой занятости.

     ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В    РОССИИ

2.1. Основные  направления государственного регулирования  рынка труда

 

Страховые различия в формировании рынков труда связаны с различиями в найме, заполнении предприятий, фирм рабочей силой, подготовке персонала, организации профсоюзов, исторических традициях. Если посмотреть на рынок труда под этим углом зрения, то можно выделить два основных вида: внешний (общенациональный) и внутренний (внутрифирменный) рынок6.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

•  обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы, определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

•  создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность.

Государственное регулирование оплаты труда распространяется не на отдельные предприятия, учреждения, а на всю данную отрасль. Поскольку не существует дифференциации спроса на услуги труда врачей, учителей, преподавателей и других работников бюджетной сферы, а государство является монополистом потребителем соответствующего труда, то рыночный спрос на услуги труда этих работников не ограничен размерами его оплаты. Вместе с тем врачебные, образовательные и ряд других услуг, предоставленных на бюджетной основе, дополняется платными услугами труда соответствующей профессионализации.

Сегодня в России наблюдается избыток  спроса бюджетных работников. Отмеченный дефицит проявляется в низком качестве услуг, а также в незаполненном  штатном расписании поликлиник, больниц, в ограничении на запись к врачам, посещение специальных медицинских  учреждений и т.д.

Наблюдаемый дефицит труда является отражением неценовых инструментов регулирования со стороны государства. Поэтому, в условиях недифференцированного  по доходу спроса на услуги труда работников бюджетной сферы она дополняется  системой льгот и привилегий закрытого образования и медицинского обслуживания. Как всегда из указанного положения имеется два выхода: первый состоит в значительном увеличении государственных расходов на бюджетную сферу, второй состоит в полном, а не дополняющем переводе образовательной сферы и медицинского обслуживания на дифференцированный от дохода способ предоставления соответствующих услуг.

Другим инструментом государственного регулирования конкурентного  рынка услуг труда является установление ежемесячного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Его соотношение с величиной прожиточного минимума может быть различным, но по преимуществу экономически зависит от производительности труда в экономике страны. Политически его величина зависит от значительного числа неэффективных рабочих мест в государственном секторе, сокращение которых неприемлемо по социально-политическим причинам7.

Поддержание МРОТ и дифференциации заработной платы на уровне, который  не ведет к снижению предложения услуг труда, составляет существо соответствующей политики. В этом направлении действующая государственная программа помощи, оказываемой неполным семьям с детьми - иждивенцами сегодня такова, что стимулы к увеличению предложения труда сохраняются.

Повышение уровня МРОТ составляет одну из предпосылок увеличения предложения труда, однако эффективность влияния уровня МРОТ зависит от таких социальных факторов, как размер семьи, финансовая самостоятельность совершеннолетних, раздельность проживания и др.

Уменьшение численности населения и в частности работников младших возрастов сокращает предложение труда, является фактором удорожания услуг труда. По некоторым данным на зарубежных рынках труда увеличение минимальной заработной платы на 10% ведёт к 1-3% снижения занятости. С другой стороны законодательное повышение МРОТ служит увеличению занятости среди старших возрастных групп.

Среди других последствий  законодательного повышения МРОТ выделяются действия предпринимателей по ухудшению  условий труда, ликвидация льгот, сокращение длительности отпуска.

Различия в оплате услуг труда по видам деятельности является предметом регулирования государством. В тех условиях, когда государство на бюджетной основе предоставляет бесплатное образование в государственных образовательных учреждениях, соответствующие затраты государства служат изъятием из дополнительного дохода, который предлагают получить лица, получившие специальную профессиональную подготовку. Иначе говоря, благодаря государственной системе образования снижаются (или даже полностью устраняются) различия в оплате услуг труда различных профессиональных групп. Однако полностью эти различия не могут быть устранены, т.к. получатель бесплатного образования затрачивает несколько лет на обучение и в это время не имеет заработной платы. Поэтому различия в оплате услуг труда различных профессиональных групп при государственном финансировании определяются альтернативной стоимостью времени подготовки и недополученной из-за учёбы заработной платы по найму.

Различия в качестве условий труда приводят к дифференциации заработной платы по услугам труда. Государственное регулирование здесь направлено на компенсацию различных рисков в виде поясных (широтных) добавок, льгот по выходу на пенсию и др. Низкая мобильность работников и плохая их информированность становятся препятствием для компенсационной доли заработной платы, выплачиваемой покупателями услуг рынка труда. Государственные службы занятости призваны ослабить действия этого неблагоприятного фактора рынка труда.

В условиях центрально-управляемой  экономики осуществлялась политика расселения по рассредоточенным по территории России закрытым градообразующим предприятиям. В Советском Союзе 35% городов и рабочих поселков были полностью ориентированы на обслуживание одного предприятия.

В условиях рынка следствием такого наследия становится низкая мобильность  рабочей силы, её слабая осведомлённость о местах труда и подвластность административному засилью. В условиях ограниченной мобильности продавцов рынка услуг труда они не могут немедленно реагировать на разницу в ценах на услуги труда в разных местах России.

Государственные мероприятия в России по переселению работников, созданию новых рабочих мест на других территориях, на данный период остаются недостаточно материализованными. Основным препятствием является значительный удельный вес неквалифицированных работников, низкая профессиональная мобильность и потребность в значительных затратах по первичной профессионализации. 

Рынок труда несовершенной  конкуренции существует, когда продавец или покупатель (или их объединения) могут оказывать влияние на условия (цены, объёмы) продажи услуг труда. Контроль над ценой услуг труда со стороны покупателя может существовать, когда работники не могут предложить свои услуги конкурирующим покупателям этих услуг. Например, если в данной местности существует единственное градообразующее предприятия. В таких случаях покупатель услуг труда может предлагать заработную плату, которая ниже предельного продукта труда в стоимостном выражении и ниже, чем заработная плата на аналогичном рынке с совершенной конкуренцией. В ряде случаев покупатели услуг труда вступают в сговор для того, чтобы установить заработную плату ниже уровня, который бы существовал при наличии конкуренции.

Информация о работе Рынок труда и его государственное регулировние