Роль федеральных налогов в формировании бюджетов разных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Совершенствование механизма правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики достигается посредством развития конституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма.

Содержание работы

Введение........................................................................................................... 3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации..... 5
1.1. Понятие и сущность бюджетной системы Российской Федерации......... 5
1.2. Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации. 9
1.3. Понятие налоговой системы РФ и налогового федерализма................ 12
2. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ.............. 18
Заключение..................................................................................................... 30
Список использованной литературы....................................

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (одобрена постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249) разработана во исполнение бюджетных посланий Президента Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, с учетом одобренных Правительством Российской Федерации принципов реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации, направлена на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

1.3.  Понятие налоговой системы РФ и налогового федерализма

Благоприятное воздействие  бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма  образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и принятии, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

Государство использует различные экономические, финансовые, кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику.

Одним из них является фискальная политика. Под фискальной политикой государства понимается совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости.

Как было отмечено ранее  в курсовой работе, в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. При этом к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Современная трехуровневая  налоговая система Российской Федерации  достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

Четкое распределение  налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы  в условиях рыночной экономики. Cовершенствование налоговой системы в настоящее время должно идти по направлению распределения налогов - расширения части второй НК РФ, в настоящее время включающей раздел VIII "Федеральные налоги", состоящий из четырех глав: "Налог на добавленную стоимость", "Акцизы", "Налог на доходы физических лиц" и "Единый социальный налог (взнос)".

Действующая трехуровневая  налоговая система предполагает примерную экономическую равноценность  и самодостаточность региональных и местных уровней. Фактическое  экономико-социальное неравенство  этих уровней при наличии жестко установленных перечней налогов и их ставок приводит к дисбалансам. Для поддержания регионов, находящихся в сложном социально-экономическом положении ("депрессивных", "слаборазвитых", полностью зависящих от федеральной финансовой поддержки и т.п.), в НК РФ необходимо предусмотреть особые режимы распределения регулирующих федеральных налогов в эти регионы и указать в Кодексе единые критерии таких регионов. Для остальных регионов будет действовать общий налоговый режим.

Оставаясь одним из немногих экономических рычагов в руках государства, налоговая система должна решать взаимно противоречивые и потому трудные задачи:

1) обеспечивать достаточные  поступления в бюджеты всех  уровней для финансирования государственных  расходов и социальных программ;

2) стимулировать рост  объемов производств;

3) решительно воздействовать  на процесс структурной перестройки  всей производственной сферы,  четко выделяя приоритеты;

4) оказывать помощь  тем, чьи возможности адаптации  к новым условиям минимальны (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи).

Налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования  новых экономических отношений. Рациональная налоговая система  должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, местных  и частных интересов, содействовать развитию производства, предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности. Налоги и сборы как обязательные эквиваленты платежей физических и юридических лиц, собираемых с целью обеспечения расширенного воспроизводства, призваны сглаживать остроту кризисных явлений в экономике государства и создавать стимулы повышения эффективности производства.

Научно обоснованная налоговая система, которая отражает сформированные в этой сфере как  общие закономерности, так и особенности  конкретной страны, оказывает позитивное воздействие на развитие экономики, расширяет сферу деловой активности населения.

Распределение налоговых  полномочий и ответственности между  центральными и территориальными государственными структурами выражается в налоговом федерализме, от организации которого во многом зависит регулирование налоговых доходов между центром и регионами и формирование доходной части бюджета любого уровня.

Налоговый федерализм разных стран неоднороден и во многом зависит от выбранного экономического курса, существующей налоговой системы. На него оказывает влияние классификация налогов по иерархическому уровню, степени платежеспособности, источникам средств, необходимых для уплаты, принципам и методам сбора, величине ставки и направлению использования собранных налогов. Исходя из этого территориальное разделение налоговых полномочий и ответственности разных стран различается по масштабам налоговой базы, структуре и величине налогов, порядку сбора налогов, организации налогового контроля, видам несения ответственности за нарушение налогового законодательства, налоговым льготам и т.д.

Можно выделить следующие  черты налоговых систем федеративных государств.

1) Правовые основы  налоговой системы определены  конституционными нормами и основанными  на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.

2) Все налоги и сборы  разделены по уровням государственной  власти на федеральные, региональные  и местные налоги и сборы.

3) Налоговые системы  всех уровней построены по единым принципам.

4) Единый механизм  взимания налогов действует на  всех уровнях.

5) Налоговые полномочия  разделены по уровням власти.

6) Налоговые поступления  в бюджеты разных уровней дифференцированы  на закрепленные, т.е. налоги, законодательно  закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами, и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе[3].

В условиях рыночной экономики  все виды налогов на всех уровнях  государственного управления в федеративных и унитарных государствах формируют превалирующую часть доходов бюджетов. Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Разделение налогов  по уровням власти целесообразно  проводить с учетом следующих  принципов:

1) налоговые доходы  каждого уровня власти должны  быть достаточны для финансирования  закрепленных сфер или предметов  ведения;

2) чем менее мобильна  налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;

3) большинство регулирующих  налогов закрепляется на федеральном  уровне;

4) косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;

5) число совместных  сфер ведения по налоговым  вопросам Федерации и ее субъектов  должно быть минимизировано.

Выбор модели налогового федерализма зависит от разграничения функций между центром и регионами или от того, какие функции собирается выполнять центральная власть и какие функции она делегирует региональным и местным властям.

В главе 1 Конституции  Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.

2. Федеральные налоги как источник  формирования бюджета РФ

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Рассмотрим систему  федеральных налогов Российской Федерации. Они создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается ст.13 Налогового кодекса Российской Федерации, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации[4]. Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.

Федеральными налогами являются:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

- налог на прибыль (доход)  организаций;

- подоходный налог с физических  лиц (согласно главе 23 части  второй НК РФ  - налог на доходы физических лиц);

- единый социальный налог;

- налог на операции  с ценными бумагами;

- государственная пошлина;

- налог с имущества,  переходящего в порядке наследования  или дарения;

- сбор за использование  наименования “Россия”, “Российская  Федерация” и образованных на  их основе слов и словосочетаний;

- налог на добычу  полезных ископаемых;

- сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами;

- федеральные лицензионные  сборы;

- единый сельскохозяйственный  налог;

- упрощенная система  налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Большинство федеральных  налогов являются регулирующими, и  в отношении таких налогов  субъекты Российской Федерации имеют  определенные права. Тем не менее  компетенция субъекта Российской Федерации  в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы, ст.53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

Бюджетное устройство России и других европейских стран одинаково  предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих  бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Поскольку доходная база региональных и местных бюджетов в России недостаточна для покрытия бюджетных расходов, остро встала проблема зависимости региональных и местных бюджетов от централизованно выделяемых средств. В приложении к Указу Президента Российской Федерации от 8.05.96 г. N 685 (в ред. от 25.07.2000 г.) "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" были определены минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней (см. таблицу 1).

Таблица 1

Данные

о расщеплении федеральных  налогов и сборов между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации в 2004 году[5]

Информация о работе Роль федеральных налогов в формировании бюджетов разных уровней