Распределение бюджета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование принципов построения бюджета РФ.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить сущность бюджетной системы и бюджетного устройства РФ;
2. Рассмотреть принципы бюджетной системы РФ;
3. Исследовать принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
4. Охарактеризовать принципы сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность бюджета, бюджетной системы и принципов построения 5
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 5
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 10
2. Характеристика принципов построения бюджета Российской Федерации 14
2.1. Принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов 14
2.2. Принципы сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности 19
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

- недопустимость  изъятия в течение финансового  года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов11.

Принцип равенства  бюджетных прав субъектов Федерации  и муниципальных образований означает:

- определение  бюджетных полномочий органов  государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

- установление  и исполнение расходных обязательств;

- формирование  налоговых и неналоговых доходов  бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов;

- определение  порядка предоставления межбюджетных  трансфертов в соответствии с  Бюджетным кодексом.

Принцип полноты  отражения доходов и расходов бюджетов означает:

- все доходы  и расходы бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

- все государственные  и муниципальные расходы подлежат  финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации;

- налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

2.2. Принципы  сбалансированности бюджета, эффективности  и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности

Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что:

- объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

- при составлении,  утверждении и исполнении бюджета  уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Сбалансированность  бюджета законодательно регулируется в разделе IV Бюджетного кодекса (гл. 13, 13.1). Здесь идет речь о дефиците бюджета и источниках его покрытия, о Стабилизационном фонде и порядке его использования.

Например, Федеральный  бюджет планируется и исполняется  без дефицита, однако, если бюджет на очередной финансовый год утверждается с дефицитом, то в законе о бюджете указываются источники финансирования этого дефицита. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга в соответствующем финансовом году. Соблюдение предельных значений должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе или решении о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Необходимо  отметить (ст. 93), что кредиты Банка  России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета12.

При возникновении  дефицита федерального бюджета источниками  его финансирования являются:

1) внутренние  источники в следующих формах:

- рублевые кредиты,  полученные Российской Федерацией  от кредитных организаций;

- выпуск ценных  бумаг от имени Российской  Федерации;

- бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов  других уровней;

- поступления  от продажи государственного  имущества;

- сумма превышения  доходов над расходами по государственным  запасам и резервам;

- изменение  остатков средств на счетах  по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники  в следующих формах:

- выпуск ценных  бумаг от имени Российской  Федерации в иностранной валюте;

- кредиты правительств  иностранных государств, банков  и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Федерации 

установлены ст. 95 БК РФ в следующих формах:

- выпуск ценных  бумаг от имени субъекта Российской  Федерации;

- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

- кредиты, полученные  от кредитных организаций;

- поступления  от продажи имущества субъекта  Федерации;

- изменение  остатков средств на бюджетных  счетах субъекта Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

- выпуск муниципальных  ценных бумаг от имени муниципального  образования;

- кредиты, полученные  от кредитных организаций;

- бюджетные  кредиты, полученные от бюджетов  других уровней;

- поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- изменение  остатков средств на счетах  по учету средств местного  бюджета.

Глава 13.1 о Стабилизационном фонде введена в Бюджетный  кодекс РФ Федеральным законом № 184-ФЗ от 23.12.2003 г. Стабилизационный фонд Российской Федерации – это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой. Эти средства подлежат обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки "Юралс", определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую13.

Источниками формирования Стабилизационного фонда являются (ст. 96.2 БК РФ):

1) дополнительные  доходы федерального бюджета,  образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой;

2) остатки средств  федерального бюджета на начало  финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Дополнительные  доходы федерального бюджета для  Стабилизационного фонда рассчитываются таким образом:

Доход = Вывозная таможенная пошлина * (Вывозная ставка – Расчетная ставка)/Вывозная ставка  + +  Налог на добычу ПО*(ставка НДПИ – расчетная ставка НДПИ)/ ставка НДПИ

Порядок расчета  и перечисления денежных средств  в Стабилизационный фонд установлен Постановлением  Правительства РФ № 31 от 23.01. 2004. При указанном расчете используются:

- расчетная  ставка вывозной таможенной пошлины  на сырую нефть;

- ставка вывозной  таможенной пошлины на сырую  нефть в отчетном месяце;

- расчетная  ставка НДПИ (нефть);

- ставка НДПИ (нефть);

- среднее значение  в отчетном месяце официального  курса доллара США к рублю;

- средняя в  отчетном месяце цена сырой  нефти марки "Юралс".

Министерство  финансов не позднее 30 дней после окончания  отчетного месяца осуществляет расчет дополнительных доходов федерального бюджета и их перечисление на счета Федерального казначейства, а также производит расчет остатков средств бюджета на начало года и до 1 февраля следующего года перечисляет указанные средства в Фонд.

Правительство РФ по итогам отчета об исполнении федерального бюджета до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с законом о федеральном бюджете.

Средства Стабилизационного  фонда могут использоваться для  финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Управление  средствами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансов, а порядок управления определяет Правительство РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Стабилизационного фонда могут осуществляться Банком России по договору с Правительством РФ. Средства Стабилизационного фонда могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств по утвержденному Правительством РФ перечню.

Министерство  финансов ежемесячно публикует сведения об остатках средств Стабилизационного  фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств в фонд и использовании средств фонда в отчетном месяце14.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Для России являются проблемными  являются вопросы качества бюджетных услуг и целевого использования бюджетных  средств. Часто за счет бюджета происходит дотирование коммерческой деятельности бюджетополучателей или финансируется деятельность, которая не направлена на предоставление бюджетных услуг. Например, российский опыт предоставления медицинским учреждениям права оказания населению платных услуг свидетельствует о том, что платные услуги достаточно быстро вытесняют бесплатные, и для потребителя получение услуг на бесплатной основе становится крайне затруднительным.

Ориентация на мнение потребителей о качестве бюджетных услуг при  принятии бюджетных решений в  значительной степени решает проблему результативности функционирования бюджетного сектора и проблему рационального использования бюджетных ресурсов. Одновременно может быть решена проблема обеспечения прозрачности бюджета и вовлечения населения в бюджетный процесс.  Население также сможет лучше понять, в каком объеме и на какие цели расходуются бюджетные средства.

К сожалению, лимиты финансирования бюджетополучателей в настоящее время определяются в основном по нормативам,  которые в лучшем случае никак не зависят от качества предоставляемых бюджетных услуг, а в худшем оказываются тем больше, чем хуже качество бюджетной услуги.

Система  планирования, исполнения и контроля над исполнением бюджета на основе мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов подразумевает регулярный сбор информации о результатах деятельности административных органов, учреждений и организаций, предоставляющих бюджетные услуги, и распределение бюджетных средств между бюджетополучателями в зависимости от достигнутых результатов.

Следовательно, результаты деятельности бюджетных организаций  должны оцениваться в зависимости  от степени удовлетворения потребителей услуг их качеством15.

Составление бюджетов по целевым программам применяется  в ряде зарубежных стран при планировании и контроле исполнения бюджетных программ, а также при оценке результативности бюджетных расходов.  Этот метод впервые начал применяться примерно 30-40 лет назад.  Мониторинг результативности бюджетных расходов позволяет значительно повысить качество бюджетных услуг и оптимизировать расходы бюджета, а также способствует привлечению к участию в бюджетном процессе общественных организаций. Однако этот метод не может быть универсальным методом решения бюджетных проблем. Он предполагает лишь измерение результата, но не выяснение причин успехов или неудач в достижении запланированных результатов и его применение в бюджетном планировании на практике достаточно затруднено.

В большинстве стран зарубежных стран метод оценки эффективности  бюджетных расходов применяется  для планирования отдельных бюджетных программ.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает:

- все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

- доходы бюджета и поступления  из источников финансирования  его дефицита не могут быть  увязаны с определенными расходами  бюджета (кроме доходов целевых бюджетных фондов).

Принцип достоверности бюджета  утвержден в ст. 37 Бюджетного кодекса и говорит о надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Порядок подготовки прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации регламентирует Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Более детально порядок устанавливает Положение, утвержденное Постановлением Правительства РВ № 443 от 27.08.2004 г.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  обозначен в ст. 38 БК РФ и означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей16.

Информация о работе Распределение бюджета в Российской Федерации