Распределение бюджета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование принципов построения бюджета РФ.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить сущность бюджетной системы и бюджетного устройства РФ;
2. Рассмотреть принципы бюджетной системы РФ;
3. Исследовать принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
4. Охарактеризовать принципы сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность бюджета, бюджетной системы и принципов построения 5
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 5
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 10
2. Характеристика принципов построения бюджета Российской Федерации 14
2.1. Принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов 14
2.2. Принципы сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности 19
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации

Государственный университет  – Высшая школа экономики

Факультет государственного и муниципального управления

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Распределение  бюджета в российской федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010 г.

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Бюджетная система представляет собой  основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ - часть финансовой системы России.

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.

1. Принцип единства - сосредоточение  в бюджете всех расходов и  доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.

3. Принцип реальности предполагает  правдивое отражение доходов  и 

расходов государства.

4. Принцип гласности - это обязательное  информирование населения об  основных расходах и источниках доходов.

 В современных условиях в  практике развитых стран наблюдается  некоторое несоблюдение этих принципов. Так, отход от принципов полноты и единства выразился в появлении, помимо государственного бюджета, большого количества различных специальных и внебюджетных фондов самостоятельных в финансовом отношении государственных учреждений (кредитные фонды, социальные, научно-технические и др.).

Однако отсутствие обезличенности финансового фонда, которым распоряжаются правительства разных уровней, и четкое разграничение источников поступлений центрального правительства и местных органов власти являются важнейшей особенностью современных государственных бюджетов развитых стран.

Цель работы – исследование принципов  построения бюджета РФ.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Изучить сущность бюджетной  системы и бюджетного устройства  РФ;

2. Рассмотреть принципы бюджетной  системы РФ;

3. Исследовать принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

4. Охарактеризовать принципы сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности.

Объект исследования – бюджет Российской Федерации.

Предмет исследования – принципы построения бюджета Российской Федерации.

1. сущность бюджета, бюджетной системы и принципов                построения

1.1. Бюджетная  система и бюджетное устройство  РФ

БК РФ дает следующее определение  бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

  • первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень - бюджеты субъектов РФ (87 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 53 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов)1.

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней).

Необходимо также отметить, что  до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Денежные средства, находящиеся  в бюджетной системе РФ, в основном образуются за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц, а также за счет использования средств, привлеченных на возвратной основе через внутренний или внешний кредит. Из налогового законодательства следует, что под доходами, полученными за счет налогов, следует понимать федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также сюда можно отнести штрафы и пени.

Доходы с налогов закрепленные за бюджетами соответствующего уровня и бюджетами государственных  внебюджетных фондов, считаются собственными доходами бюджетов. БК РФ определяет доходы бюджета как денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие “консолидированный бюджет” - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Средства внебюджетных фондов формируются  за счет специально установленных обязательных платежей юридических и физических лиц, а также добровольных выплат, и расходуются строго в соответствии с целями, для которых они были учреждены.

Внебюджетный фонд - это денежные средства, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, которые нужны для реализации необходимых условий жизни и достойного существования граждан, а именно:

- на пенсионное обеспечение

- социальное страхование

- социальное обеспечение в случае  безработицы

- охрану здоровья и медицинскую помощь.

Наряду с внебюджетными фондами существуют также бюджетные целевые фонды.

Целевым бюджетным фондом является фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда2.

Бюджет можно рассматривать  в трех аспектах:

- в материальном аспекте бюджет - это централизованный денежный фонд, формируемый государством либо его территориальными образованиями и обеспечивающий выполнение функций органов власти и управления соответствующей территории;

- в экономическом аспекте бюджет  представляет собой совокупность отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов;

- как правовая категория бюджет - это основной финансовый план  соответствующей территории.

Бюджет как в целом для  РФ, так и для территориальных единиц играет значительную роль, через него реализуется региональная и национальная политика, за его счет происходит развитие международных связей; бюджет является основой финансовых ресурсов государства и является единственным источником финансовых средств, находящихся в непосредственном распоряжении государственных и муниципальных органов.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов предназначены  для решения задач и вопросов, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся  на его территории, составляют консолидированный  бюджет субъекта РФ.

Местные бюджеты относятся к  третьему уровню бюджетной системы  РФ.

Местный бюджет - форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления3.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга (местные бюджеты  не включаются в бюджеты субъектов РФ, а те, в свою очередь, не включаются в федеральный бюджет).

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Одним из основополагающих принципов  бюджетного права является требование облечения бюджета в форму  акта, принимаемого представительным органом власти.

Правовая форма конкретного  бюджета зависит от того, какое  место он занимает в структуре бюджетной системы РФ.

Так, бюджеты первого уровня - федеральный  бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов - утверждаются в форме федеральных законов.

В Конституции РФ указаны особенности  принятия федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год: ст. 106 указывает, что такие законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Особенности прохождения соответствующих законопроектов через Федеральное Собрание РФ могут устанавливаться регламентами обеих его палат. Например, в соответствии со ст. 51 Регламента Государственной Думы РФ, проекты федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год подлежат внеочередному рассмотрению в Государственной Думе РФ.

Требование принятия бюджетов государственных  внебюджетных фондов в форме федеральных законов, сформулированное в комментируемой статье, может быть развито законодателем применительно к конкретным фондам. Например, в ст. 16 Закона об обязательном пенсионном страховании устанавливается: "Бюджет Пенсионного фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом БК РФ".

Бюджеты второго уровня - бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - облекаются в форму законов субъектов РФ. Соответствующая норма Кодекса находит свое подтверждение в конституционном и бюджетном законодательстве субъектов РФ4.

Местные бюджеты, составляющие третий уровень бюджетной системы РФ, принимаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Данная норма закреплена в ст. 132 Конституции РФ и получила свое дальнейшее развитие в Законе об общих  принципах организации местного самоуправления, в котором в ст. 15 рассмотрены вопросы утверждения местного бюджета и отнесены к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления. Однако следует учитывать, что в 2003 г. был принят Закон об общих принципах организации местного самоуправления, который вступил в действие с 1 января 2006 г. В Законе о финансовых основах местного самоуправления в ст. 5 устанавливается, что формирование местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.

Информация о работе Распределение бюджета в Российской Федерации