Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа
Цель работы – исследование принципов построения бюджета РФ.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить сущность бюджетной системы и бюджетного устройства РФ;
2. Рассмотреть принципы бюджетной системы РФ;
3. Исследовать принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
4. Охарактеризовать принципы сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности.
Введение 3
1. Сущность бюджета, бюджетной системы и принципов построения 5
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 5
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 10
2. Характеристика принципов построения бюджета Российской Федерации 14
2.1. Принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов 14
2.2. Принципы сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности 19
Заключение 29
Список литературы 31
В законах, принимаемых на уровне субъекта РФ, может уточняться порядок утверждения местных бюджетов.
Правовые нормы, которые регулируют порядок оформления местных бюджетов, обычно содержатся в уставах муниципальных образований. В них, как правило, закрепляется, что оформление местных бюджетов происходит в виде решений представительных органов муниципальных образований.
Бюджетным кодексом РФ (глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
- единства бюджетной системы Российской Федерации;
- разграничения доходов и
- самостоятельности бюджетов;
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированности бюджета;
- эффективности и экономности использования бюджетных средств;
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- гласности;
- достоверности бюджета;
- адресности и целевого характер
Принцип единства бюджетной системы означает единство:
- правовой базы
- денежной системы
- форм бюджетной документации
- принципов бюджетного процесса
- санкций за нарушения
- единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,
- ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает:
- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении
- полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;
- обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает:
- надежность показателей
- реалистичность расчета
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей7.
Таким образом, мы рассмотрели сущность бюджетной системы и принципов построения бюджетов Российской Федерации.
В следующей главе мы подробно охарактеризуем принципы построения бюджета РФ.
Рассмотрим вышеназванные принципы подробнее.
Принцип единства бюджетной системы предполагает:
- единство бюджетного
законодательства, принципов организации
бюджетной системы, форм
- единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности.
Федеральный закон № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15.08.1996 г. определяет бюджетную классификацию как группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Приказ Минфина РФ № 119н "О применении бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджета на 2006 год" от 14.09.2005 г. учитывает изменения в Бюджетном кодексе, вступающие в силу с 1 января 2006 года, определяет структуру доходов и расходов бюджета, источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, администраторов поступлений в бюджеты и главных распорядителей средств федерального бюджета8.
Санкции за нарушение бюджетного законодательства определены в ст.
282 Бюджетного кодекса:
- предупреждение
о ненадлежащем исполнении
- блокировка расходов;
- изъятие бюджетных средств;
- приостановление
операций по счетам в
- наложение штрафа;
- начисление пени;
- иные меры в соответствии
с Бюджетным кодексом и
Ведение бюджетной отчетности определяет Приказ Минфина РФ № 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" от 21.01.2005 г. Бюджетные организации составляют отчетность по новому Плану счетов (Приказ Минфина РФ № 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" от 26.08.2004 г.) с 01 октября 2005 года.
Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает:
- закрепление доходов
и расходов за бюджетами
- определение полномочий
органов государственной
Полномочия федеральных
органов законодательной и
Разграничение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований можно найти в ст. 84-86 Бюджетного кодекса. Кроме того, органы государственной власти и органы
местного самоуправления
обязаны вести реестры
Реестр расходных
обязательств – это перечень нормативных
правовых актов, предусматривающих
возникновение расходных
Порядок ведения реестра расходных обязательств на федеральном уровне установлен Правительством РФ в Постановлении № 440 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации" от 16.07.2005 г.
Порядок ведения реестра субъекта Федерации устанавливает исполнительный орган государственной власти субъекта. Реестр субъекта Федерации и свод реестров муниципальных образований представляются в Министерство финансов РФ. Реестр муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией. Реестр представляется органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.
Бюджетные полномочия
федеральных органов
Бюджетные полномочия различного уровня власти в основном определяют следующие моменты:
- принципы организации
бюджетной системы, основы
- основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;
- порядок разграничения
расходных обязательств
- основы формирования
доходов и осуществление
- порядок установления
нормативов отчислений от
- порядок и
условия предоставления
- порядок применения бюджетной классификации;
- единый порядок ведения бюджетного учета и отчетности;
- унифицированные формы бюджетной документации и отчетности;
- виды ответственности
за нарушение бюджетного
На основе международного опыта можно выделить два основных принципа закрепления доходных полномочий:
1) Органы местного самоуправления должны иметь возможность финансирования услуг, предоставляемых местному населению, за счет использования "собственных доходов";
2) "Собственные доходы" должны формироваться только за счет местного населения в соответствии с той пользой, которую они получают в виде местных услуг.
Для России типична ситуация, когда регионы развиваются неравномерно, и диспропорции частично сглаживаются с помощью трансфертов. Дифференцированный подход к разным регионам делается в интересах сохранения политической стабильности и выживания государства.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- органы государственной
власти и местного
- органы государственной
власти и местного
- органы государственной
власти и местного
- органы государственной
власти и местного
средств;
- недопустимость
установления расходных
- недопустимость введения в действие в течение финансового года изменений бюджетного или налогового законодательства, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах;
Информация о работе Распределение бюджета в Российской Федерации