Распределение бюджета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование принципов построения бюджета РФ.
Для достижения цели необходимо решить задачи:
1. Изучить сущность бюджетной системы и бюджетного устройства РФ;
2. Рассмотреть принципы бюджетной системы РФ;
3. Исследовать принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
4. Охарактеризовать принципы сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность бюджета, бюджетной системы и принципов построения 5
1.1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 5
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 10
2. Характеристика принципов построения бюджета Российской Федерации 14
2.1. Принципы единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов 14
2.2. Принципы сбалансированности бюджета, эффективности и экономности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности бюджета, адресности и целевого характера бюджетных средств, гласности 19
Заключение 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

В законах, принимаемых на уровне субъекта РФ, может уточняться порядок утверждения местных бюджетов.

Правовые нормы, которые регулируют порядок оформления местных бюджетов, обычно содержатся в уставах муниципальных  образований. В них, как правило, закрепляется, что оформление местных бюджетов происходит в виде решений представительных органов муниципальных образований.

1.2. Принципы  бюджетной системы Российской  Федерации

Бюджетным кодексом РФ (глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

- единства бюджетной системы  Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств5.

Принцип единства бюджетной  системы означает единство:

- правовой базы

- денежной системы

- форм бюджетной документации

- принципов бюджетного процесса

- санкций за нарушения бюджетного  законодательства

- единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,

- ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев6.

Принцип полноты учета  бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает:

- обязательное опубликование в  открытой печати утвержденных  бюджетов, отчетов об их исполнении

- полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений;

- обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности  бюджета означает:

- надежность показателей прогноза  социально-экономического развития соответствующей территории;

- реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей7.

Таким образом, мы рассмотрели сущность бюджетной системы и принципов построения бюджетов Российской Федерации.

В следующей главе мы подробно охарактеризуем принципы построения бюджета РФ.

 

 

 

 

 

 

2. Характеристика  принципов построения бюджета  Российской Федерации

2.1. Принципы  единства бюджетной системы, разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований, полноты отражения доходов и расходов бюджетов

Рассмотрим  вышеназванные принципы подробнее.

Принцип единства бюджетной системы предполагает:

- единство бюджетного  законодательства, принципов организации  бюджетной системы, форм бюджетной  документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства;

- единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности.

Федеральный закон  № 115-ФЗ "О бюджетной классификации  Российской Федерации" от 15.08.1996 г. определяет бюджетную классификацию как группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Приказ Минфина  РФ № 119н "О применении бюджетной  классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджета на 2006 год" от 14.09.2005 г.  учитывает изменения в Бюджетном кодексе, вступающие в силу  с 1 января 2006 года, определяет структуру доходов и расходов бюджета, источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, администраторов поступлений в бюджеты и главных распорядителей средств федерального бюджета8.

Санкции за нарушение  бюджетного законодательства определены в ст.

282 Бюджетного  кодекса:

- предупреждение  о ненадлежащем исполнении бюджетного  процесса;

- блокировка  расходов;

- изъятие бюджетных  средств;

- приостановление  операций по счетам в кредитных  организациях;

- наложение  штрафа;

- начисление пени;

- иные меры в соответствии  с Бюджетным кодексом и федеральными  законами.

Ведение бюджетной отчетности определяет Приказ Минфина РФ № 5н "Об утверждении Инструкции о порядке  составления и представления  годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" от 21.01.2005 г.  Бюджетные организации составляют отчетность по новому Плану счетов (Приказ Минфина РФ № 70н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" от 26.08.2004 г.) с 01 октября 2005 года.

Принцип разграничения  доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает:

- закрепление доходов  и расходов за бюджетами бюджетной  системы;

- определение полномочий  органов государственной власти  или органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств9.

Полномочия федеральных  органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной  власти субъектов Федерации, органов  местного самоуправления по формированию доходов бюджетов закреплены в ст. 53, 59, 64 Бюджетного кодекса.

Разграничение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований можно найти в ст. 84-86 Бюджетного кодекса. Кроме того, органы государственной власти и органы

местного самоуправления обязаны вести реестры расходных  обязательств.

Реестр расходных  обязательств – это перечень нормативных  правовых актов, предусматривающих  возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Порядок ведения реестра  расходных обязательств на федеральном уровне установлен Правительством РФ  в Постановлении № 440 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации" от 16.07.2005 г.

Порядок ведения реестра  субъекта Федерации устанавливает  исполнительный орган государственной власти субъекта. Реестр субъекта Федерации и свод реестров муниципальных образований представляются в Министерство финансов РФ. Реестр муниципального образования ведется в порядке, установленном местной администрацией. Реестр представляется органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.

Бюджетные полномочия федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Федерации, органов  местного самоуправления указаны в ст. 7-9 Бюджетного кодекса10.

Бюджетные полномочия различного уровня власти в основном определяют следующие моменты:

- принципы организации  бюджетной системы, основы бюджетного  процесса и межбюджетных отношений;

- основы составления,  рассмотрения, утверждения и исполнения  бюджетов, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением;

- порядок разграничения  расходных обязательств Российской  Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований;

- основы формирования  доходов и осуществление расходов  бюджетов;

- порядок установления  нормативов отчислений от федеральных,  региональных и местных налогов и сборов по уровням бюджетной системы;

- порядок и  условия предоставления межбюджетных  трансфертов;

- порядок применения  бюджетной классификации;

- единый порядок ведения бюджетного учета и отчетности;

- унифицированные  формы бюджетной документации  и отчетности;

- виды ответственности  за нарушение бюджетного законодательства;

На основе международного опыта можно выделить два основных принципа закрепления доходных полномочий:

1) Органы местного  самоуправления должны иметь  возможность финансирования услуг, предоставляемых местному населению, за счет использования "собственных доходов";

2) "Собственные  доходы" должны формироваться  только за счет местного населения в соответствии с той пользой, которую они получают в виде местных услуг.

Для России типична  ситуация, когда регионы развиваются  неравномерно, и диспропорции частично сглаживаются с помощью трансфертов. Дифференцированный подход к разным регионам делается в интересах сохранения политической стабильности и выживания государства.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

- органы государственной  власти и местного самоуправления  самостоятельно обеспечивают сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

- органы государственной  власти и местного самоуправления  самостоятельно осуществляют бюджетный процесс;

- органы государственной  власти и местного самоуправления  устанавливают налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня;

- органы государственной  власти и местного самоуправления  самостоятельно определяют формы и направления расходования собственных

средств;

- недопустимость  установления расходных обязательств  бюджета за счет средств бюджетов  двух и более уровней или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета;

- недопустимость  введения в действие в течение  финансового года изменений бюджетного или налогового законодательства, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах;

Информация о работе Распределение бюджета в Российской Федерации