Расходы на социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ планирования расходов на социальную политику.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1) выявить сущность и особенности планирования расходов на социальную политику;
2) рассмотреть социальные программы Нижегородской области;
3)рассмотреть систему социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1 Анализ современного опыта планирования расходов бюджета РФ на социальную политику
1.1 Сущность планирования расходов бюджета РФ по отрасли «Социальная политика»
1.2 Особенности планирования расходов бюджета РФ на социальные выплаты
ГЛАВА 2 Совершенствование методов планирования расходов по отрасли «Социальная политика» на примере бюджета Нижегородской области
2.1 Возможности совершенствования существующих методов планирования расходов
2.2 Системы социальных программ населения в Нижегородской области
ГЛАВА 3 Практическое применение метода нормирования расходов бюджета по отрасли «Социальная политика» на примере Нижегородской области
3.1 Формирование нормативов финансовых затрат для обеспечения на территории субъекта РФ единого социального пространства
3.2 Перспективы развития системы социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

Принципы финансового  планирования следующие:

  • гласность и публичность финансового планирования;
  • контроль за исполнением финансовых планов;
  • строгая законодательная регламентация всех стадий финансового планирования;
  • подготовка финансовых планов на научной основе, достоверность и обоснованность финансового планирования;
  • максимальное сближение плановых показателей с фактическими.

Следует отметить, что целью  деятельности бюджетных организаций  не является получение прибыли, а  поэтому в планировании отсутствуют  такие стоимостные критерии, как  прибыль и рентабельность. В этой связи основным документом становится не план по прибыли, а финансовый план.

Именно в финансовом плане  некоммерческой (бюджетной) организации  обеспечивается сопоставимость натуральных  и стоимостных показателей, достигается  сбалансированность между притоками  и оттоками денежных средств, а также происходит распределение денежных средств не только на выполнение конкретной программы, но и внутри той или иной программы по каждой составляющей. Одновременно в этом же плане предусматривается финансирование всех накладных расходов, потребляемых организацией в целом, например, оплата труда, материальные затраты, налоги в целом по организации без привязки к конкретной программе. Такой подход обусловлен исключительно требованиями составления финансовой отчетности некоммерческими организациями, в которую входят как бухгалтерский баланс, отражающий имущественное состояние и обязательства всей организации, так и отчеты по использованию денежных средств по каждому источнику финансирования.

Существенным отличием бюджетной  организации от всех других организаций  является ведение своей уставной деятельности за счет целевых средств  юридических и физических лиц, либо за счет членских взносов участников, что обусловливает непредсказуемость  и нерегулярность таких поступлений. В то же время бюджетная организация  для достижения своих уставных целей  может выполнять различные программы  или проекты.

Доходная часть финансового  плана - это все возможные источники  финансирования данной организации, включая  финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые.

Рассмотрим подробно, из чего формируется доходная часть  некоммерческой организации:

  • вступительные и членские взносы - это однократно или регулярно осуществляемые взносы на покрытие административно-хозяйственных расходов, порядок взимания которых предусмотрен в Уставе некоммерческой организации. За счет этих средств обычно формируются общественные объединения, потребительские кооперативы, союзы и ассоциации;
  • добровольные взносы - это добровольно перечисляемые юридическими и физическими лицами средства на уставную деятельность некоммерческих организаций. Данные взносы формируются у фондов и автономных некоммерческих организаций (ст.7 и ст.10 ФЗ "О некоммерческих организациях" № 7-ФЗ от 12.01.2006 г)[9];
  • доходы от предпринимательской деятельности - это чистая прибыль, полученная от коммерческой деятельности в соответствии с действующим законодательством и уставом некоммерческой организации.

Для бюджетных организаций, как было отмечено ранее, извлечение прибыли не является основной целью  деятельности, но законодательно им разрешено  заниматься предпринимательской деятельностью, что дает им возможность привлекать дополнительные средства на достижение уставных целей. Вследствие этого полученная от такой деятельности прибыль после  налогообложения не распределяется между участниками, а расходуется  на уставные цели некоммерческой организации, ради которых она создана.

Сформировав доходную часть финансового плана с разделением по программам и проектам и отдельно выделив прочие поступления, перейдем к рассмотрению расходной части, в которой содержатся статьи, включающие планируемые потребности в ресурсах.

Учитывая, что степень  детализации статей расходов нормативными документами не регламентируется, формирование расходных статей целесообразно  проводить по следующим правилам:

  • расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации;
  • назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации.

При составлении финансового  плана должен соблюдаться балансовый принцип финансового планирования, предполагающий равенство доходов  и расходов. Поэтому необходимо учитывать особенности характера расходов, направляемых на конкретные программу или проект, например, есть затраты, которые носят переменный характер и величина которых изменяется пропорционально масштабам деятельности, а есть фиксированные затраты, величина которых неизменна и не зависит от масштабов деятельности. Но могут быть и такие затраты, которые являются частично переменными и частично фиксированными (услуги связи, коммунальные услуги и так далее).

Существуют также затраты, имеющие тенденцию скачкообразного  увеличения или уменьшения, например, связанные с расширением деятельности в определенный интервал времени.

Учет этих особенностей поведения  затрат позволяет создать более  гибкий и работоспособный финансовый план.

Следует отметить, что в  процессе планирования возникает острая необходимость в получении обоснованных расчетов и экспертных оценок, так  как значения определенных показателей  являются прогнозными, вследствие чего в процессе реализации планов возможны отклонения.

Формирование финансовых планов может осуществляться двумя  способами:

  1. некоммерческая организация отталкивается от стоящих перед ней целей и задач при реализации программы или проекта, в рамках которых рассчитываются расходы, необходимые для успешного выполнения поставленных целей;
  2. исходя из имеющихся финансовых возможностей некоммерческой организации, ставится вопрос об использовании этих средств для решения текущих задач или их возможном направлении на долгосрочные программы или проекты.

Рассмотрим механизм составления  финансового плана:

  • этап прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов;
  • после этапа прогнозирования возможных источников поступления финансовых ресурсов переходят к распределению планируемых доходов на финансирование конкретных программ, направлений деятельности;
  • этап распределения представляет собой последовательность процедур.

В первую очередь необходимо провести анализ потребности в ресурсах для реализации конкретной программы  и оценить их в стоимостном  выражении. Кроме того, проводится проверка соответствия плановой потребности  в ресурсах их фактическому наличию, а также определяются возможные  отклонения от поставленных целей и  пути предупреждения сбоев в работе. В результате, анализ внешних и  внутренних факторов как раз и  позволяет создать программу  и достигнуть поставленные цели во взаимосвязи с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Всю последовательность определения  потребности в объемах финансирования можно разбить на три этапа.

На первом этапе задаются стратегические цели, реализуемые посредством  программ.

На втором этапе оценивается  потребность в трудовых и материальных ресурсах, необходимых для реализации программ. Здесь же выявляется недостаток ресурсов и принимается решение  о необходимости внесения изменений  в программу.

На третьем этапе определяются потребность в финансировании. Если величина потребности в финансовых ресурсах больше заданной, то меняется содержание программы и, соответственно, их ресурсная база, что достигается  за счет итераций в ходе финансового  планирования: исходные показатели будут  подвергаться изменению до тех пор, пока сумма необходимых затрат не совпадет с заданным объемом финансирования. Таким образом реализуется балансовый принцип составления финансового плана.

Задачами финансового  планирования является следующее: определяются источники и объемы финансовых ресурсов, необходимые для обеспечения  деятельности субъекта; намечаются виды и размеры специальных денежных фондов, а также способы их формирования и направления использования; устанавливается  соотношение в распределении  централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов с целью обеспечения  необходимых темпов и пропорций социального и экономического развития; вскрываются резервы использования материальных, трудовых и денежных ресурсов; осуществляется постоянный контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций, учреждений.

Таким образом, социальная политика направлена на повышение качества жизни  социально-незащищенных категорий  населения – пенсионеров, ветеранов, людей с ограниченными возможностями, детей, оставшихся без попечения  родителей, семей, потерявших кормильца. В структуру раздела «Социальная  политика» входят следующие подразделы: пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные, научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики.

Финансовый план представляет собой документ, в котором отражаются притоки и оттоки денежных средств. Доходная часть финансового плана - это все возможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Расходы, отраженные в финансовом плане, должны быть наиболее приближены к уставным целям и задачам некоммерческой организации; назначение и порядок формирования статей должен быть понятен потребителям данной информации.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Совершенствование методов планирования расходов по отрасли «Социальная политика» на примере бюджета Нижегородской области

2.1  Возможности совершенствования существующих методов планирования расходов

 

 

Повышение эффективности  бюджетных расходов на оказание услуг  обществу является одной из приоритетных задач современной политики бюджетного планирования и реформирования на всех уровнях системы общественных финансов. Государство несет ответственность  за принятые на себя расходные обязательства  и должно приводить доказательства того, что израсходованные бюджетные  средства принести определенный результат или истрачены с каким-то эффектом. Причем полученные эффекты должны быть достаточно достоверны и подтверждаться определенными цифровыми значениями по направлениям, статьям, программам, проектам бюджетного финансирования общественных нужд. Таким образом, основной проблемой реализуемой на данный момент бюджетной реформы, является повышение эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы, так как это более важный фактор роста эффективности в современных условиях по сравнению с его доходной частью. Особенно этот вопрос актуален в настоящее время, в условия посткризисного восстановления российской экономики, и как следствие – возникновение нестабильной ситуации с доходной частью бюджета.

В экономической литературе понятие «эффективность» как относительное понятие выражается соотношением результата от какого-либо мероприятия и затрат на его осуществление, и имеет особенность определяться количественно и качественно. Качественная составляющая эффективности бюджетных расходов – достижение определенных качественных характеристик, заложенных в бюджетном планировании. Например, создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. С количественной стороны, эффективность – степень достижения количественного результата и последующего сравнения данного результата с совокупностью результатов аналогичных действий. В сфере общественных финансов, понятие «эффективность» имеет свою специфику. Здесь, говоря об эффективности, речь идет, прежде всего, о социальном эффекте от предоставления бюджетных услуг для общества.

Международная практика реформирования бюджетного процесса нацелена на повышение  эффективности бюджетных расходов и развивается в направлении  отказа от сметного планирования в  пользу системы управления государственными финансами по критериям результативности, введения различных форм мониторинга, оценки и бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) - система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами.

Информация о работе Расходы на социальное обеспечение