Расходы бюджета на обеспечение социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – освещение вопросов и анализ тенденций связанных с государственными расходами на обеспечение социальной политики.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе, последовательно ставятся и реализуются следующие задачи:
рассмотреть сущность социальной политики в историческом аспекте;
рассмотреть экономическое содержание и состав расходов на обеспечение социальной политики;
дать подробную характеристику этих расходов, с учетом изменений в бюджетной классификации;
провести анализ влияния факторов на изменение структуры расходов;
раскрыть проблемы и перспективы развития социальной политики;
показать значимость социальной политики.

Файлы: 1 файл

курсовая РАСХОДЫ НА СОЦ.ПОЛИТИКУ.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)




"Работая над великой  общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на "больные мозоли" и будем наступать на них впредь. Но это "мозоли" тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем - за счет общего блага".

Франклин Делано Рузвельт, Президент Соединенных Штатов Америки, 1934 год.

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Социальная политика относится к числу наиболее актуальных проблем общественной жизни и представляет важную область современной теории и практики социального управления. Ведущие ученые отмечают, что анализ состояния социальной политики государства и поиск ее альтернативных вариантов обсуждаются во многих странах мира. В условиях глобализации встают вопросы о способах организации социальной жизни, роли социальных взаимодействий и создании условий для реализации человеческих потребностей в современном индустриальном обществе. Даже в развитых социальных государствах стабилизация экономического роста зачастую сопровождается усиливающейся дифференциацией уровня жизни, что влечет ограниченные жизненные перспективы и возможности для многих групп населения (от женщин до мигрантов), вызывает обострение социальных проблем1. Это доказывает необходимость изменения, как самих приоритетов социальной политики, так и способов ее выработки, поскольку человек, повышение качества его жизни выдвигаются в качестве ключевых факторов многих современных концепций и моделей развития. Поэтому так актуально совершенствование теоретических представлений о характере и условиях протекания социальных процессов в стране. Оно должно служить основой формирования эффективных механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих ее устойчивое функционирование.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ситуации резкого падения уровня жизни значительной части населения, резкой социальной поляризации общества, высокой смертности, широкой криминализации всех сторон общественной жизни, сохранения безработицы, снижения доступности качественных образовательных, медицинских, бытовых услуг Правительство РФ вынуждено было радикально реформировать существующие социальные обязательства государства, приведя их в соответствие с реальными экономическими возможностями страны. В связи с этим в конце 1990-х годов обсуждались новые принципы российской социальной политики, концепция адресной социальной помощи, повышение качества социальных услуг населению, стратегия активизации человеческих ресурсов, развитие гражданской инициативы.

Цель данной курсовой работы – освещение вопросов и  анализ тенденций связанных с государственными расходами на обеспечение социальной политики.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе, последовательно ставятся и реализуются следующие задачи:

  • рассмотреть сущность социальной политики в историческом аспекте;
  • рассмотреть экономическое содержание и состав расходов на обеспечение  социальной политики;
  • дать подробную характеристику этих расходов, с учетом изменений в бюджетной классификации;
  • провести анализ влияния факторов на изменение структуры расходов;
  • раскрыть проблемы и перспективы развития социальной политики;
  • показать значимость социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ

1.1 Сущность социальной политики

Важность поставленных вопросов возвращает нас к необходимости  определения социальной политики и ее целей. Предметом социальной политики как науки являются свойства, закономерности, а также процессы и формы общественной практики, которые представляют собой взаимодействие социальных групп по поводу их общественного положения. Термин "социальная политика" имеет довольно позднее происхождение, однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовались в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном и справедливом, сформированные моралью и религией и закрепленные традицией.

Изначальной интеграционной функцией государства является разработка и осуществление социальной политики, ориентированной на служение обществу, обеспечение социальной безопасности, удовлетворение потребностей населения. В этом состоит ее социальная функция. Таким образом, в самом общем виде можно представить социальную политику как взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных групп, социальных общностей (население города, поселка, региона и т.п.)2.

В отечественной  и зарубежной науке накопился  достаточно большой выбор определений  социальной политики. Все эти подходы  можно разбить на группы, в каждой из которых объединяются схожие концепции. Первая и наиболее обширная группа исходит из отождествления социального и общественного, в силу чего социальная политика рассматривается как "общественные действия по решению проблем, затрагивающих все общество". Вторая группа подходов исходит в первую очередь из социально-трудовых отношений и ориентирована на их стабилизацию, регламентирование отношений труда и капитала, исключение возможных экстремистских или радикальных вариантов разрешения противоречий. Третья группа концепций рассматривает социальную политику как вид общественной деятельности, нацеленной в первую очередь на потенциально опасные слои - нетрудоспособных, маргиналов, деклассированные элементы, чтобы через систему государственной помощи и общественной благотворительности обеспечить низшим слоям минимально приемлемый уровень удовлетворения их потребностей, благосостояния. Четвертая группа концепций рассматривает социальную политику, прежде всего как инструмент, смягчающий негативные последствия индивидуального и социального неравенства через систему перераспределительных мероприятий. Наконец, пятая группа подходов исходит из принципов социальной справедливости и социального партнерства как базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства3.

Как видно, в  каждом из этих подходов можно рассмотреть определенное позитивное начало, и действительная социальная политика, реализуемая большинством современных развитых государств, содержит в себе элементы каждой из этих концепций. Государство является одним из политических институтов как исторически сложившихся устойчивых форм организации совместной жизнедеятельности людей и осуществляет государственную социальную политику. Таким образом, государственная социальная политика - это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационно-пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные поэтапные социальные результаты4.

Социальная  политика осуществляется на нескольких уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также и на уровне отдельных организаций, предприятий, учреждений. Все уровни (федеральный, региональный, местный) находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Сочетание этих частей осуществляется по принципу системности при гармонизации интересов всех трех уровней, а также при четком определении их приоритетов и полномочий.

Общеизвестно  также, что социальная политика является затратным и дорогостоящим видом деятельности. Каждое направление социального развития требует больших финансовых вложений, и чем более масштабной является социальная политика, чем более значимые цели она себе ставит, тем больше средств должно выделяться на ее реализацию. Но, в конечном счете, инвестиции в социальную политику являются наиболее продуктивным вложением общественного богатства. Вопреки этому в России традиционно шло выделение средств на реализацию социальной политики по "остаточному принципу". Непонимание политики удовлетворения социальных потребностей людей является следствием иррациональных воззрений властных структур относительно приоритетов в системе государственных функций, что, в конечном счете, способно привести к ослаблению самого государства.

1.2 Экономическое содержание расходов бюджета на социальные цели

Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и  предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил  изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам [5, c. 42].

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием целого ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. От того,  как разрабатывается и реализуется социальная политика, зависит социальная стабильность, являющаяся главным показателем способности государства своевременно разрешать появляющиеся конфликты.

Согласно Конституции  Российской Федерации, федеральный  центр должен создать основу для реализации социальной политики на местах. Важнейшей обязанностью государства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себе как социальное государство. В связи с вышесказанным главными задачами в настоящее время являются преодоление вторичности социальной политики при разработке программ социально-экономического развития страны, соединение экономического и социального механизмов. Финансирование социальной сферы идет по двум основным направлениям: на прямые социальные расходы, т.е. выплату пособий, пенсий и т.д.; на образование и здравоохранение.

Государственное финансирование социальной сферы в России осуществляется, во-первых, за счет средств государственного бюджета (федерального, региональных и местных бюджетов) и, во-вторых, за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, каждый из которых имеет центральные и территориальные отделения, а также федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС). Прямые социальные расходы финансируются как из федерального бюджета, так и из внебюджетных фондов и местных бюджетов. Не существует также единого источника финансирования субсидий. Такое трехуровневое построение социальной политики усложняет реализацию федеральной стратегической линии социальной защиты населения.

Поступление средств  федерального бюджета в регионы  определяется либо существующим законодательством (прежде всего в части социальных пособий, например социальная помощь гражданам регулируется положениями Федерального закона « О социальном обслуживании граждан пожилого и возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ и целым рядом других законодательных актов), либо соответствующими министерствами и ведомствами (образования, здравоохранения и т.д.). То есть никакой единой федеральной социальной политики в отношении регионов не существует.

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды. Государство оказывает адресную социальную помощь путем выплаты пособий тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются.

Расходы бюджета на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующим образом:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия семьям, имеющим  детей;

4) пособия по безработице;

5) государственное обеспечение  детей - сирот;

6) государственное обеспечение  заключенных;

7) материальная помощь в виде дополнительных выплат;

8) натуральная помощь  в виде предметов первой необходимости  и продуктов;

9) оказание социальной  услуги на дому;

10) бесплатное питание;

11) бесплатное лечение;

12) бесплатное или льготное  предоставление лекарств и протезно-ортопедических изделий;

13) льготная оплата  коммунальных услуг;

14) бесплатное или льготное  обучение или переобучение;

15) ночное проживание  бездомных;

16) бесплатный или льготный  проезд на общественном транспорте;

17) финансирование предприятий с целью организации рабочих мест для инвалидов [9, c. 32].

Из федерального бюджета  финансируются:

    • комплекс мероприятий по социальной защите населения
    • выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;
    • финансирование федеральных программ: “Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 – 2012 годы)”, “О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы” и прочих, не менее значимых.

Информация о работе Расходы бюджета на обеспечение социальной политики