Расходы бюджета на обеспечение социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – освещение вопросов и анализ тенденций связанных с государственными расходами на обеспечение социальной политики.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе, последовательно ставятся и реализуются следующие задачи:
рассмотреть сущность социальной политики в историческом аспекте;
рассмотреть экономическое содержание и состав расходов на обеспечение социальной политики;
дать подробную характеристику этих расходов, с учетом изменений в бюджетной классификации;
провести анализ влияния факторов на изменение структуры расходов;
раскрыть проблемы и перспективы развития социальной политики;
показать значимость социальной политики.

Файлы: 1 файл

курсовая РАСХОДЫ НА СОЦ.ПОЛИТИКУ.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

В итоге львиная часть  ВВП, полученная экономикой страны, изымается из экономики страны и вкладывается в ценные бумаги иностранных государств, работая на экономику других стран. Поэтому период сверхблагоприятной экономической конъюнктуры был использован и продолжает использоваться страной впустую.

Бюджетная политика не является единственным фактором, формирующим условия для экономического роста. Однако, это один из немногих факторов поддающийся прямому регулированию со стороны Правительства.

На протяжении последних  пяти лет осуществляется политика по централизации финансовых ресурсов в федеральном центре и их последующее перераспределение между регионами в порядке межбюджетного регулирования. Так, доля доходов федерального бюджета в консолидированном бюджете увеличилась с 44% в 1999 году до 53% в 2004 году. В 2005 году прослеживается дальнейшее уменьшение доли субъектов федерации в консолидированном бюджете. При расчетах по сопоставимой методике доля субъектов РФ в консолидированном бюджете уменьшается в 2005 году с 47% до 42,8%, а доля федерального центра при этом возрастает с 53% до 57,2%. В то же время в 2005 году на уровень субъектов федерации передается целый ряд новых расходов: выплата пособий на детей, финансирование начального и среднего специального образования (ПТУ, техникумы), ряд функций по обеспечению противопожарной безопасности. В итоге разбалансировка бюджетов регионов, по экспертным расчетам, составит 6-7% по сравнению с 2004 годом. Целью такого регулирования является выравнивания уровня социально-экономического развития и уровня жизни по территории страны.

Кроме того, государство фактически отказалось от монополии на предоставление социальных услуг и тем самым в определенной степени стимулировало решение социальных проблем самими гражданами без его участия. Этим государство способствовало процессу формирования и активизации деятельности благотворительных организаций, объединений, фондов и др. Таким образом, можно предположить, возрождение благотворительности позволит государству в современных условиях решить многие социальные проблемы, что способствует снижению социальных конфликтов и напряженности, развитию демократии и самоуправления в России. Это очень важно сегодня как для достижения гражданского мира, так и для ориентации населения на социальную активность и социальную ответственность Характеристика современной благотворительности как ответной реакции на явления социального, культурного, экономического и политического кризиса - довольно четкий показатель формирования нового гражданского общества.

Государство, будучи заинтересованным в поддержании  устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления и решения социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития. В середине 90-х годов были приняты Законы Российской Федерации "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и др. Согласно существующему законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие: социальная защита и поддержка малообеспеченных граждан, социальная реабилитация безработных и инвалидов, помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам, содействие деятельности в области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Ключевая проблема социальной политики России – даже не объем ресурсов, который мы направляем на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Нам необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого; когда мы по инерции поддерживаем учреждения, не обращая внимания на эффект их работы для граждан; когда мы ставим интересы тех, кто работает в социальных учреждениях, выше интересов тех, на кого они работают»

В.В. Путин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате коренной трансформации  российского общества изменились характер социальной политики и роль государства как основного субъекта социальной политики, социальная политика все более приобретает государственно-общественный характер, но, тем не менее, государство остается наиболее важным и влиятельным субъектом наряду с гражданским обществом. При этом для всех людей и социальных групп как объектов социальной политики государства существуют свои цели и задачи. Множественность и дифференцированность социальных целей - это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского общества. Это вовсе не означает игнорирование важной для любого общества проблемы общественной консолидации, проблемы, так называемой национальной идеи, проблемы формирования единой системы ценностей в современном российском обществе. Поскольку в демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путем общественного взаимодействия, демократического компромисса, объединения социальных сил, то это служит основой многоцелевого характера российской социальной политики.

Среди характеристик социальной политики наиболее важными являются: практическая реализация социальной справедливости в обществе, учет социальных интересов различных групп и слоев населения; социальная защищенность малоимущих слоев и групп, нуждающихся в посторонней помощи и защите.

До недавнего времени  социальной политикой называли специфический вид целенаправленной деятельности государства, включающий систему целей, задач и мероприятий, направленных на повышение общественного статуса социально незащищенных групп населения, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики, ослабление дифференциации доходов и предотвращение возможных социальных конфликтов на экономической почве.

В настоящее время  стратегические направления развития России на среднесрочную перспективу, включающие повышение конкурентоспособности страны и обеспечение высоких темпов экономического роста, требуют значительного повышения эффективности широкомасштабной социальной политики, которая сегодня уже не рассматривается только в контексте смягчения негативных последствий реформ и поддержки малоимущих слоев населения. Кроме этих, безусловно, важных задач, социальная политика должна обеспечивать формирование сравнительных преимуществ и факторов российской экономики, не связанных с ориентацией на топливно-сырьевую базу. В связи с этим в программных документах сформулированы следующие современные приоритеты государственной социальной:

  • развитие и рациональное использование трудового потенциала общества;
  • стимулирование экономической активности, более адекватное отражение ее фактической результативности в доходах различных групп населения, в том числе работников бюджетной сферы;
  • выравнивание экономических возможностей и усиление социальной мобильности за счет доступа к современному образованию, квалифицированному и достойно оплачиваемому труду, а также предпринимательству;
  • существенная активизация социальной поддержки нетрудоспособных, ветеранов, инвалидов и других категорий нуждающихся граждан как необходимого условия проводимых социально-экономических преобразований;
  • взаимодействие со структурами гражданского общества в финансировании и предоставлении социальных услуг, контроле их качества, обеспечении адресной поддержки социально уязвимых граждан.

В условиях реформирования экономики и развития различных форм собственности требуют серьезной реорганизации управленческие структуры социальной сферы, системы социальных учреждений и служб. Большое развитие на рубеже веков получила благотворительная деятельность отдельных компаний. По данным Союза благотворительных организаций России, российские компании ежегодно расходуют до 11% чистой прибыли на корпоративные социальные программы, благотворительную деятельность. Общий ежегодный объем пожертвований в стране на 2005 г. достиг 1,5 млрд. долл., что сопоставимо с объемами направляемых в эту сферу бюджетных средств.5

Сложный характер рассматриваемых  вопросов, а также фактор быстро меняющихся условий позволяют сделать  вывод о необходимости постоянного научного мониторинга. Исходя из анализа сегодняшней социальной ситуации в России, необходим научный анализ, позволяющий делать поисковый и нормативный прогноз ее развития. Подобные прогнозы есть и до 2010 г., и до 2020 г. и т.д., но в основном они пессимистической ориентации, и нет прогнозов оптимистической ориентации, связанных с поступательным развитием страны. Появление таких прогнозов и определение их в качестве ориентира, основы управления, регулирования социальными процессами может дать положительный результат в развитии России, в котором сегодня заинтересовано большинство населения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


 

  1. Конституция  Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) // Рос. газ.-1993.- 25 дек. (№237).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [офиц. текст по сост. на 01 янв. 2012 г.]// ПС «Консультант».
  3. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике на 2013-2015 гг.»;
  4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»// ПС «Консультант».
  5. Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. N 372-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"// ПС «Консультант».
  6. Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. N 373-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"// ПС «Консультант».
  7. Федеральный закон РФ от 3 декабря 2012 г. N 219-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"// ПС «Консультант».
  8. Алифанова И.А., Галаган, А.И. Финансирование образования // Социально - гуманитарные знания. - 2008. - №2. - С. 101 - 105.
  9. Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008.
  10. Балабанов А. И., Балабанов И. Т. Финансы. Серия «Краткий курс»- СПб: Питер, 2003.
  11. Брайчева Т.В. Государственные финансы: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009.
  12. Бюджетная система России: учеб. для вузов / Г. Б. Поляк; под ред. Поляка Г. Б.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  13. Горкин А. П. и др. Социальная энциклопедия. - М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2000.
  14. Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. М.И. Ткачук. - Мн.: 2008.
  15. Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. Т.В. Сорокина. - Мн.: БГЭУ, 2008.
  16. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.
  17. Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия//Журнал исследований социальной политики. 2003. Т.1.
  18. Коокуева В.В. Оценка состава и структуры расходов федерального бюджета на социальную политику [Текст] / В. В. Коокуева, Е. М. Кегдеева // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 109-112.
  19. Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета: Постановление Совета Министров РБ от 10.07.1998 г. № 1084 (в редакции от 15.03.2008 г. № 282).
  20. Поляк Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007.
  21. Романова, В. В. Показатели бюджетных расходов по отраслям социально-культурной сферы (консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, федеральный бюджет) / В. В. Романова, Б. Л. Рудник, А. В. Мацкевич ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.
  22. Социальная политика: Толковый словарь/ Под ред. Н.А. Волгина. М., 2002.
  23. Ходорович М. И. «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие /ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2009.
      1. http://www.minfin.ru  - сайт Министерства финансов РФ
  1. http://rusinform.ru
  2. http://ria.ru
  3. http://www.kp.ru
  4. http://fingazeta.ru

1 Григорьева И.А. Социальная политика: основные понятия // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. С. 36.

2 Социальная политика / Под ред. Н.А. Волгина. М., 2002. С. 21 - 22

3 Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998. С. 20.

4 Социальная политика: Толковый словарь / Под ред. Н.А. Волгина. М., 2002. С. 285.

5 www.infoblago.ru


Информация о работе Расходы бюджета на обеспечение социальной политики