Пути стабилизации доходов и расходов внебюджетного Пенсионного фонда в период модернизации экономики и развития гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Цель представляемой самостоятельной работы заключается в том, чтобы и провести краткое обозрение по пенсионной системе Республики Узбекистан, формирование доходов и расходов внебюджетного фонда Республики Узбекистан и пути совершенствования расходной части её.

Содержание работы

Введение.
1. Государственный бюджет и роль Внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан в нем.
2. Формирование доходов Внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан.
3. Расходы Внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан.
4. Предложения по стабилизации доходов и расходов Внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан.
Вывод.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Самостоятельная работы по пенсии.doc

— 369.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в нашей республике в связи с увеличением доли пенсионеров в структуре населения и объемов пенсий обеспечение стабильности формирования доходов Пенсионного фонда Правительством рассматривается в качестве актуальной задачи. В результате проводимых мер по покрытию дефицита внебюджетного Пенсионного фонда в 2011-2012 годах было полностью достигнуто покрытие расходов Пенсионного фонда его доходами.

Так, если в 2008 году дефицит внебюджетного  Пенсионного фонда составлял 434,3 млрд. сумов, то в 2009 году данный показатель достиг 673 млрд сум. С 2010 года в результате проведения коренных реформ в данной системе уровень дефицита снизился, и в 2011 году доходы внебюджетного Пенсионного фонда превысили его расходы, и профицит составил 125,4 млрд сум.

 

 

По  предварительным прогнозам в 2013 году профицит составит 857,2 млрд. сум. Данное положительное сальдо можно рассматривать с двух сторон:

Во-первых, положительное  сальдо возникло за счет расширения источников доходов внебюджетного Пенсионного  фонда или увеличения ставок обязательных отчислений, направляемых в фонд.

 

Изменение ставок единого социального платежа  и обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд в 2004 - 2013 годах (в процентах)3

 

Показатели

Годы

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Единый  социальный платеж

33

31

25

24

24

24

25

25

25

25

в том  числе отчисления в Пенсионный фонд

31,6

30

24,2

23,5

23,5

23,6

24,8

24,8

24,8

24,8

Обязательные  страховые взносы граждан

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

3,5

4

4,5

5,5

6

Обязательные  отчисления в Пенсионный фонд от объема реализации товаров (работ, услуг)

0,7

0,7

0,7

0,7

1,0

1,0

1,5

1,5

1,6

1,6


Во-вторых, данную ситуацию можно оценить как результат существенных изменений в структуре расходов, осуществляемых из внебюджетного Пенсионного фонда.

В соответствии с указанной целью самостоятельной  работы рассмотрим расходы фонда.

В первую очередь необходимо отметить, что  основная часть расходов фонда составляет выплаты пенсий неработающим пенсионерам. В 2006 - 2012 годах их доля увеличилась с 87,8 до 95,96 процента, или на 8,16 процента.

Данный факт свидетельствует о том, что в  республике увеличилось количество пенсионеров по возрасту и не продолжающих трудовую деятельность. Также, что доля пенсий работающим пенсионерам  
по отношению к 2010-2012 годам снижается. Это можно объяснить внедрением полномочия одностороннего расторжения работодателем трудового договора, заключенного с гражданином в пенсионном возрасте,  
в соответствии с веденными изменениями и дополнениями в Трудовой кодекс с 1 января 2011 года. Наряду с этим некоторые расходы, производимые из средств внебюджетного Пенсионного фонда, сокращаются.

 

Изменение структуры расходов внебюджетного Пенсионного фонда в 2006 - 2012 годах4

 

Годы

показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Всего расходов

100

100

100

100

100

100

100

Выплата пенсий неработающим пенсионерам

87,8

90,6

90,0

90,1

94,3

95,4

95,9

Выплата пенсий работающим пенсионерам

3,8

4,4

4,6

5,0

5,5

4,5

4,0

Компенсационные денежные выплаты по платежам на коммунальные услуги

1,7

1,4

1,5

1,5

0

0

0

Пособия нетрудоспособным, пособия по беременности и родам, пособия при рождении ребенка, пособия  
на погребение

6,7

3,6

3,9

3,4

0,2

0,01

0,01

Прочие расходы

0,02

0,03

0,02

0,02

0,02

0,03

0,03


 

По нашему мнению согласно составленного прогноза расходов фонда к концу 2017 года возможно образование дефицита фонда в сумме 680,6 млрд.сум.

Выше приведенный  результат заставляют задуматься о необходимости проведения реформирования пенсионной системы в республике.

Принимая во внимание, что пенсионное страхование  в республики в своей основной части носит солидарный характер, направленный на социальную поддержку престарелых, предлагается следующее предложения по совершенствованию основной части расходов фонда на выплату пенсий неработающим пенсионерам.

Во-первых установление двух типов возраста дающих право на получение пенсии:

1 тип

мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

2 тип

мужчины - по достижении 65 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Во-вторых установление льгот для 2-го типа дающего право на получение пенсии:

мужчины - по достижении 65 лет и при стаже  работы не менее 25 лет – 63%;

женщины - по достижении 60 лет и при стаже  работы не менее 20 лет – 63%.

В-третьих – предоставить права гражданам выбору типа пенсии  
по возрасту.

В-четвертых через телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации, Совету Министров Республики  Каракалпакстан, хокимиятам областей, районов и городов, органам самоуправления граждан провести широкомасштабную работу среди населения по разъяснению действия механизмов и преимуществ льготного типа пенсии и представляемой возможности увеличения пенсии дополнительной накопительной пенсионной системы посредством тематических циклов передач и статей в средствах массовой информации, лекций и встреч с привлечением специалистов.

Однако, в случае изъявления желания лишь 25% граждан, от ожидаемых обращений за назначением пенсий на общих основаниях, о предоставлении им пенсии по возрасту по льготному методу (2 категория), позволит отсрочить образование дефицита фонда к концу 2018 года в сумме 829,4 млрд.сум.                                                                 (приложение № 1,2)

Кроме того, увеличение средне продолжительности жизни  
в республики, может послужить весомым основанием для поэтапного увеличении пенсионного возраста.

Приведенный выше краткий анализ в совершенствовании  расходов фонда подтверждает тот  факт, что совершенствования требует  не только расходной части фонда, а одновременно его доходной части.

По нашему мнению, реформирование пенсионной системы  в нашей республике и расширение доходной базы внебюджетного Пенсионного  фонда целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

совершенствование порядка формирования средств пенсионного  фонда, т.е. включить отдельные виды прочих доходов (ст. 132 НК РУ) предприятий в налогооблагаемый объект обязательных отчислений в фонд, так как в условиях рыночной экономики каждая организация или предприятие исходит от спросов и предложений на товары. Таким образом, начисление обязательных отчислений в фонд с доходов от всей деятельности организаций и предприятий повысит доходы фонда;

учитывая рост уровня жизни и доходов населения, необходимо поэтапно перенаправить  уплату социальных платежей от работодателя на работников, в результате снижения нагрузки на работодателей повысит их инвестиционную активность.

Также, если обратиться к демографическим показателям республики за 2006-2012 гг. наблюдается рост постоянного населения республики ежегодно в среднем на 1,015%. Соответственно имеется тенденция роста населения в трудоспособном возрасте.

СВЕДЕНИЯ

о демографических показателях Республики Узбекистан за 2006-2012 гг.

Годы

общая численность  постоянного населения

(тыс.  чел.)

в том числе

в трудоспособном возрасте

Численность занятого населения

кол-во

(тыс.  чел.)

в % к общему числу населения

кол-во

(тыс.  чел.)

в % от трудоспособных

2006 г.

26 312,7

15 450,3

58,72

10 463,4

67,72

2007 г.

26 663,8

15 882,9

59,57

10 735,4

67,59

2008 г.

27 072,2

16 322,7

60,29

11 035,4

67,61

2009 г.

27 533,4

16 748,5

60,83

11 328,1

67,64

2010 г.

28 001,4

17 379,2

62,07

11 628,4

66,91

2011 г.

29 123,4

17 987,5*

61,76

11 919,1*

66,26

2012 г.

29 554,4

18 617,0*

63,0

12 223,8*

65,66




Примечание: данные составлены на основании основные показателей социально-экономического развития Республики Узбекистан, подготовленных Государственным комитетом по статистике.

*подлежит  к уточнению

Однако темпы  роста численности занятого населения  по отношению  
к общей численности трудоспособной части имеют «запаздывающий» или же можно сказать «снижающий» характер. Так, в 2006 году занятая часть населения составляла 67,72% трудоспособных, а в 2012 году расчетно  
это составляет 65,66% или же снизилась на 2,06%. Можно делать выводы, что несмотря на принимаемые меры Правительством страны по созданию новых рабочих мест, привлечение населения к занятости желает быть лучшего и в том направлении следует активизировать работу соответствующих органов государственного управления. Увеличение занятости населения предполагает соответственно увеличение доходной части внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан.

 

4. Предложения по совершенствованию доходов и расходов Внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан.

Исходя из вышеизложенного, в целях совершенствования расходов внебюджетного Пенсионного фонда Республики Узбекистан предлагается:

 

 

 

I. Внедрить право выбора гражданам за назначением пенсии по возрасту на общих основаниях по двум категориям:

1 категория

мужчины - по достижении 60 лет и при стаже  работы не менее 25 лет - 55%; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет - 55%;

2 категория  (с предоставлением отсрочки)

мужчины - по достижении 65 лет и при стаже  работы не менее 25 лет - 63%; женщины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 20 лет - 63%.

Положительные стороны предложения:

а) В случаи, как указано выше изъявления желания лишь 25% граждан, от ожидаемых обращений за назначением пенсий на общих основаниях, отсрочка дефицита пенсионного фонда минимум на 2 года;

б) В случаи необходимости повышения пенсионного возраста в дальнейшем и избежание «шоковой терапии» в данном вопросе и негативной реакции общества с возможными волнениями, т.е. по обеспечение поэтапного стимулирующего перехода.

Годы

общая численность  постоянного населения

в том числе

Численность пенсионеров

(т/чел)

Соотношение

в трудоспособном возрасте

Численность занятого населения 

Кол-во (т/ чел.)

Увеличение %

кол-во(т/ чел.)

в % к общему числу населения

кол-во

(т/ чел.)

в % от трудоспособных

Кол-во занятых

Кол-во

пенсионеров

2006 г.

26 312,7

 

15 450,3

58,72

10 463,4

67,72

     

2007 г.

26 663,8

1,33

15 882,9

59,57

10 735,4

67,59

     

2008 г.

27 072,2

1,53

16 322,7

60,29

11 035,4

67,61

     

2009 г.

27 533,4

1,70

16 748,5

60,83

11 328,1

67,64

     

2010 г.

28 001,4

1,70

17 379,2

62,07

11 628,4

66,91

     

2011 г.

29 123,4

4,01

17 987,5

61,76

11 919,1

66,26

     

2012 г.

29 554,4

1,48

18 617,0

63,00

12 223,8

65,66

     

2013 г.

30 133,7

1,96

18 348,4

60,89

12 304,4

67,06

     

2014 г.

30 724,3

1,96

18 708,0

60,89

12 545,6

67,06

2 700,0

4,65

1

2015 г.

31 326,5

1,96

19 074,7

60,89

12 791,5

67,06

2 874,0

4,45

1

2016 г.

31 940,5

1,96

19 448,6

60,89

13 042,2

67,06

3 060,8

4,26

1

2017 г.

32 566,5

1,96

19 829,8

60,89

13 297,8

67,06

3 311,9

4,02

1

2018 г.

33 204,8

1,96

20 218,4

60,89

13 558,5

67,06

3 577,9

3,79

1

2019 г.

33 855,6

1,96

20 614,7

60,89

13 824,2

67,06

3 850,8

3,59

1

2020 г.

34 519,2

1,96

21 018,7

60,89

14 095,2

67,06

4 137,6

3,41

1

2021 г.

35 195,8

1,96

21 430,7

60,89

14 371,4

67,06

4 427,2

3,25

1

2022 г.

35 885,6

1,96

21 850,8

60,89

14 653,1

67,06

4 725,8

3,10

1

2023 г.

36 589,0

1,96

22 279,0

60,89

14 940,3

67,06

5 029,4

2,97

1

2024 г.

37 306,1

1,96

22 715,7

60,89

15 233,1

67,06

5 325,4

2,86

1

2025 г.

38 037,3

1,96

23 160,9

60,89

15 531,7

67,06

5 633,2

2,76

1

2026 г.

38 782,9

1,96

23 614,9

60,89

15 836,1

67,06

5 932,5

2,67

1

Информация о работе Пути стабилизации доходов и расходов внебюджетного Пенсионного фонда в период модернизации экономики и развития гражданского общества