Повышение роли компаний частной формы собственности в жилищно-коммунальной сфере региона на примере Еврейской автономной области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 04:36, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование состояния жилищно-коммунального хозяйства и деятельности органов государственного управления в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области по совершенствованию процесса реформирования отрасли, в частности путем увеличения доли компаний с негосударственной формой собственности на рынке услуг ЖКХ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- дать характеристику состояния ЖКХ в России и в Еврейской
автономной области;
- проанализировать нормативную правовую основу системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством с точки зрения ее
привлекательности для частного бизнеса;

Содержание работы

Введение 7

1. Жилищно-коммунальное хозяйство: понятие, сущность, 12
содержание

2. Правовые основы функционирования жилищно-коммунального 25
хозяйства российской федерации и Еврейской
автономной области

2.1 Анализ развития нормативно-правовой базы РФ в области 25
жилищно-коммунального хозяйства

2.2 Правовое регулирование реформирования ЖКХ 33
в Еврейской автономной области

3 Деятельность правительства ЕАО по реформированию ЖКХ 36
и повышению роли компаний частной формы
собственности…………

3.1 Анализ изменения структуры органов исполнительной 35
власти и местного самоуправления Еврейской автономной
области в сфере ЖКХ с точки зрения развития
частно-государственного партнерства

3.2 Деятельность правительства ЕАО по реформированию отрасли 40
3.3 Анализ финансово хозяйственного состояния 43
жилищно-коммунального комплекса области

3.4 Предложения по дальнейшему реформированию отрасли 50
и развитию частно-государственного партнерства

Заключение 59

Список использованных источников и литературы 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Целью подпрограммы является повышение     качества     и    надежности   предоставления  коммунальных  услуг населению, улучшение экологической ситуации в области

Основные задачи подпрограммы - модернизация объектов  коммунальной инфраструктуры с высоким  уровнем  износа с учетом повышения эффективности управления объектами коммунальной    инфраструктуры, а также привлечение частных инвестиций

Срок  реализации  подпрограммы  2006  -  2010   годы, в том числе:

     1 этап:  2006 - 2007 годы - реализация проектов       по     модернизации    объектов    коммунальной    инфраструктуры на условиях софинансирования;

          2  этап: 2008 - 2010 годы - реализация проектов  по     модернизации    объектов    коммунальной   инфраструктуры  на  условиях  софинансирования и  привлечения  заемных средств (инвестиций);

Общая   стоимость   инвестиционных   проектов финансирования       в  2006  -  2010 годах - 761,15 млн. рублей, в том числе:

          федеральный  бюджет - 243,46 млн. рублей;

          областной  бюджет - 73,2 млн. рублей;

          местные  бюджеты - 98,39 млн. рублей;

          собственные  средства предприятий и инвестиции - 346,1 млн. рублей

Ожидаемые          конечные результаты реализации подпрограммы:

-  создание    благоприятных    условий    для   привлечения  заемных   средств  и  инвестиций  в    проекты   модернизации   объектов  коммунальной         инфраструктуры;

      - снижение  уровня общего износа основных  фондов                   коммунального сектора с 60 процентов до 50 – 45  процентов;

       -  рост  доли частных инвестиций  в модернизацию                 коммунальной  инфраструктуры  с  12 процентов до    60 - 70 процентов;

      -  повышение  качества и надежности коммунальных    услуг;

     - улучшение экологической ситуации в области.

         Таким образом, успех хода реформы  в области будет находится  в прямой зависимости от организации управления программой и контролем за ее исполнением. Эта работа возложена на управление жилищно – коммунального хозяйства Правительства ЕАО.

Процесс реорганизации идёт сложно, противоречиво, но программа позволяет решить ряд вопросов в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области и обеспечивает возможность безболезненного изменения структуры жилищно коммунального комплекса региона, делая его более соответствующим рыночным условиям и привлекательным для частных инвестиций оставляя в тоже время социально ориентированным.

 

3.3 Анализ финансово хозяйственного  состояния жилищно-коммунального  комплекса области

 

Анализируя привлекательность ЖКХ области для частного бизнеса необходимо дать характеристику хозяйственной деятельности существующих предприятий, рассматривая ее с экономической точки зрения, чтобы более наглядно показать ход реформирования отрасли.

Среднесписочная численность  работников на крупных и средних  предприятиях жилищно-коммунального хозяйства за 2005 г. составила 4,1 тысяч чел., из них 71,5% работающих на предприятиях смешанных и частных форм собственности. Среднемесячная заработная плата по отрасли на  1 января  2005 г. сложилась в размере 5797 рубля,  это на 26,7% ниже средне областного уровня, и увеличилась на 29%  по сравнению с 2004 годом.

Среднемесячная начисленная  заработная плата работников жилищно-коммунального  хозяйства за 2003 г. составила 3895,8 руб. и таким образом увеличилась по сравнению с 2002 г. на 27,5 % (на 30,0 % ниже областного уровня).

Основная масса предприятий  обременена огромными кредиторскими  обязательствами и дебиторскими задолженностями, существование которых искажает систему экономических стимулов в отрасли и является одним из главных препятствий к финансовому оздоровлению существующих предприятий и организаций. Кредиторская задолженность предприятий и организаций составила на 1 января 2006 г. 636,1 млн. руб. Дебиторская задолженность на начало января 2006 г. составила 477,8 млн. руб. Недоплата населением, недостаточное и   неполное финансирование мероприятий по подготовке к отопительному периоду  являются  основными  причинами роста задолженности перед поставщиками и  персоналом предприятия.

Качество услуг, предоставляемых  организациями жилищно-коммунального  хозяйства населению, на сегодняшний  день, отстает от роста тарифов. Это  объясняется тем, что увеличение себестоимости жилищно-коммунальных услуг связано, в первую очередь, с ростом цен на горюче-смазочные материалы, энергоносители, транспортные услуги, топливо. Улучшение качества наблюдается в тех муниципальных образованиях, где создана конкурентная среда при оказании  жилищно-коммунальных услуг, к работе в данной сфере широко привлекаются частные предприятия. (Смидовичский, Биробиджанский и Ленинский районы).

От граждан  на предприятия жилищно-коммунального  хозяйства за 9 месяцев 2005 года поступило  более 30 тыс. обращений по поводу устранения возникающих неполадок в работе систем жизнеобеспечения, некачественного содержания жилищного фонда, что почти на 5% больше. Чем за соответствующий период 2004 года. Причиной роста количества заявок является старение жилищного фонда из-за его систематического недоремонта. Капитальный ремонт по существующим нормативам должен производиться на 4-5 процентах жилых домов в год, фактически, ежегодно капитально ремонтируется от 1 до 2 процентов жилья.

На 1 января 2005 года жилищный фонд области с централизованной системой жизнеобеспечения составил 3783,8 тыс. кв. м. общей площади. В городской местности расположено 67,4 % жилищного фонда, в сельской местности – 32,6 процентов37.

В 2005 г. на каждого жителя области приходилось 20,3 кв. м. общей площади (в 2005 г. в России – 20,8 кв. м.)38. Стандарт социальной нормы площади жилья определяется из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. м. общей площади жилья на одного члена семьи, состоящий из трех и более человек39. На территории области за 2005 год введено 16,2  тыс. кв. м. жилья общей площади. За 2005 год на развитие жилищно-коммунального хозяйства использовано инвестиций 148,0 млн. руб., что на 40,1 % больше, чем за 2004 год40.

В жилищной сфере области  продолжается процесс приватизации (приложение 6 таблица  1). За период с начала приватизации (с 1991 г. по 2005 г.) в области было приватизировано 32158 жилых помещений. Удельный вес приватизированных квартир, в общем объеме квартир, подлежащих приватизации, составил 50,4 %41. Необходимо отметить, что значительная часть жилищного фонда не удовлетворяет в настоящее время потребности населения не только по своим размерам, но и по своим качественным характеристикам. Из-за неэффективности системы хозяйствования продолжается ветшание жилищного фонда. Подлежащие сносу ветхие и аварийные жилые дома составляют более  234,7 тыс. кв. м. (6,2 %) во всем жилищном фонде (приложение 6).  42

Жилищно-коммунальные услуги занимают особое место на потребительском рынке, обусловленное тем, что они носят обязательный характер для населения. В структуре расходов населения на оплату услуг сохраняется тенденция увеличения удельного веса услуг жилищно-коммунального хозяйства. Доля этих услуг в общем объеме платных услуг населению выросла с 6,7% в 1993 г. до 40 % в 2004 году. В 2005 году населению области через все каналы реализации оказано жилищных услуг на 102193,8 тыс. руб. и коммунальных услуг на 537875,6 тыс. руб.

Изменение объема жилищно - коммунальных услуг в значительной степени обусловлено динамикой  устанавливаемых федеральных стандартов доли платежей населения и покрытия затрат по оказанию этих услуг. На 2005 год федеральный стандарт доли платежей населения на покрытие затрат на все виды жилищно-коммунальных услуг определен в соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации43 и составляет 100 %. Уровень платежей граждан за жилье и коммунальные услуги в 2005 г. составил 75,0 % от всех произведенных затрат (в 2002 г. – 77,2 %). 

Длительное время тарифы на жилищно-коммунальные услуги были фиксированными и не зависели от качества занимаемого гражданами жилья. При этом тарифы на коммунальные услуги изменялись незначительно, а размер квартирной платы оставался неизменным десятилетиями. С началом процесса реформирования отрасли тарифы на жилищно-коммунальные услуги практически меняются несколько раз в течение года. При этом рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 2005 г. значительно опережал общее увеличение цен на потребительском рынке. Вместе с тем следует отметить, что рост платы за ЖКУ происходит одновременно с принятием мер по социальной защите населения. Постановлением губернатора ЕАО от 10.05.2000 г. № 12644 был утвержден «Порядок предоставления субсидий на оплату ЖКУ в области», которым определено, что субсидии предоставляются в переделах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ, прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. В настоящее время в области такие субсидии получают 12,1 тыс. семей, это 26,2 % от общего их числа (2004г. – 33,2 %) (прилож.5 таблица 3).  С   введением   в   действие нового  Жилищного кодекса полномочия по   установлению   оснований  дающих  право  на   субсидию  на   оплату   жилого   помещения  и   коммунальных услуг принадлежат Правительству   Российской   Федерации (п.7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ).45

   В  настоящее   время   действует   Постановление   Правительства  Российской Федерации  от 14.12.2006  №  761   «О предоставлении  субсидий на оплату жилого   помещения  и коммунальных услуг».   Согласно   статье   159  Жилищного кодекса  РФ   субсидии на   оплату  жилого помещения   и   коммунальных   услуг предоставляются   с  учетом региональных   стандартов. Законом   Еврейской  автономной  области от 14.11.2005 года №  585-ОЗ   «Об   областных  стандартах   оплаты   жилого помещения  и   коммунальных   услуг на  2006 год» установлен областной стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 18 процентов;

Наряду с предоставлением субсидий население пользуется льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемых на основании действующего законодательства. По состоянию на 1 января 2005 г. льготами пользуется 12022 семей.

Рассматривая состояние  ЖКХ нельзя не сосредоточиться на таком важном вопросе, как состояние инженерных сетей, котельных, водозаборных сооружений и станций очистки, которое можно охарактеризовать как неудовлетворительное (прилож.7). Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 %) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей. Планово - предупредительный ремонт уступил место аварийно – восстановительным работам, затраты на которые в 2 - 3 раза выше.

Управлением ЖКХ Правительства  ЕАО проведена инвентаризация дебиторской  и кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса Еврейской автономной области по состоянию на 01.01.2005 г., в которой приняли участие все муниципальные образования области. Разработаны мероприятия по финансовому оздоровлению жилищно-коммунального комплекса Еврейской автономной области. Заключены договора реструктуризации задолженности муниципальных образований перед предприятиями энергетического комплекса в сумме 32,1 тыс. руб.46 Все предприятия жилищно-коммунального комплекса выполнили обязательства по погашению вышеназванной задолженности.

Для обеспечения управляемостью отраслью, во всех муниципальных образованиях в период с  1999 по 2004  области созданы: службы «Единого заказчика», в управлении которых находится 100 % муниципального жилищного фонда; центры жилищных субсидий. Проводится разъяснительная работа среди населения о правах малоимущей категории граждан на получение адресных субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Осуществляется работа по заключению договоров найма жилых помещений и по техническому обслуживанию жилья с собственниками жилья. Заключено 4052 договора найма жилых помещений и 6513 договоров по техническому обслуживанию жилья с собственниками. Проведены конкурсы на обслуживание жилищного фонда, в результате 1328,7 тыс. кв. м. муниципального жилья обслуживается негосударственными предприятиями на конкурсной основе, что составляет 72,5 % общей площади муниципального жилья47.

Согласно постановлению  Правительства ЕАО от 26.11.2002 г. № 173-пп утверждены мероприятия программы  «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Еврейской автономной области на 2002-2010 годы» на 2005 г. для реализации которых предусмотрено выделение 266213 тыс. руб. в том числе за счёт: средств областного бюджета в сумме - 26434 тыс. руб.; местных бюджетов муниципальных образований –27637,0 тыс. руб., собственных средств предприятий – 12142,0 тыс. руб.;инвестиции– 20000,0 тыс. руб.48

В целях реализации закона ЕАО «Об областном бюджете  на 2005 год» между управлением ЖКХ Правительства ЕАО (Распорядитель бюджетных средств») и муниципальными образованиями Еврейской автономной области («Получатели бюджетных средств») заключены государственные контракты (договора), которые определяют порядок взаимодействия  правительства области и муниципальных образований Еврейской автономной области по организации долевого финансирования из средств областного бюджета.

Анализируя  существующее состояние отрасли  жилищно-коммунального хозяйства  и происходящие в ее структуре организационные изменения, можно сделать вывод о том, что процесс реформирования протекает согласно принятым законодательным и нормативным актам Российской Федерации, ЕАО и муниципальных образований области в   целом эффективно. Однако,   по   причинам  свойственным  в   целом   для всей российской   отрасли ЖКХ, состояние жилищно – коммунального хозяйства в области характеризуется рядом серьезных недоработок и они обусловлены не только социально – экономическим состоянием, но и отсутствием действующих механизмов, которые обеспечивают минимальные стандарты качества обслуживания и стимулируют ресурсосбережение, высоким износом систем инженерного оборудования, снижением государственных инвестиций в коммунальное хозяйство.

 

3.4 Предложения по дальнейшему реформированию отрасли и развитию частно-государственного партнерства

 

В целом рассмотрев состояние  жилищно-коммунальной отрасли области можно с уверенность сказать, что частный бизнес занял в этой сфере деятельности свое достойное место и для этого ему в регионе созданы достаточно комфортные условия. Однако если рассматривать развитие отрасли на перспективу то нельзя не отметить, что существующее состояние и структура предприятий ЖКХ мало соответствует вступающим до 1 января 2009 года положениям Федерального    закона  от  06  октября   2003  года   № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской  Федерации».

  Руководство    муниципальных   поселений,  на   сегодняшний  день,     наделенное некоторыми   полномочиями  в  отрасли   жилищно-коммунального хозяйства,  не  обладает  при  этом   достаточным  уровнем   образования   и   опытом.  В   целях  повышения   профессионализма  глав  муниципальных  поселений управлением  ЖКХ  области   проведен  ряд   мероприятий.Согласно    распоряжению  Губернатора области   от  14.12.2004 № 552-рг, и   в   целях оказания   методической  помощи органам   местного самоуправления муниципальных   образований в  реализации   их  полномочий, управлением   разработаны и  направлены в  муниципальные образования   ряд  методических   рекомендаций:

Информация о работе Повышение роли компаний частной формы собственности в жилищно-коммунальной сфере региона на примере Еврейской автономной области