Повышение роли компаний частной формы собственности в жилищно-коммунальной сфере региона на примере Еврейской автономной области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 04:36, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование состояния жилищно-коммунального хозяйства и деятельности органов государственного управления в жилищно-коммунальной сфере Еврейской автономной области по совершенствованию процесса реформирования отрасли, в частности путем увеличения доли компаний с негосударственной формой собственности на рынке услуг ЖКХ.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- дать характеристику состояния ЖКХ в России и в Еврейской
автономной области;
- проанализировать нормативную правовую основу системы
управления жилищно-коммунальным хозяйством с точки зрения ее
привлекательности для частного бизнеса;

Содержание работы

Введение 7

1. Жилищно-коммунальное хозяйство: понятие, сущность, 12
содержание

2. Правовые основы функционирования жилищно-коммунального 25
хозяйства российской федерации и Еврейской
автономной области

2.1 Анализ развития нормативно-правовой базы РФ в области 25
жилищно-коммунального хозяйства

2.2 Правовое регулирование реформирования ЖКХ 33
в Еврейской автономной области

3 Деятельность правительства ЕАО по реформированию ЖКХ 36
и повышению роли компаний частной формы
собственности…………

3.1 Анализ изменения структуры органов исполнительной 35
власти и местного самоуправления Еврейской автономной
области в сфере ЖКХ с точки зрения развития
частно-государственного партнерства

3.2 Деятельность правительства ЕАО по реформированию отрасли 40
3.3 Анализ финансово хозяйственного состояния 43
жилищно-коммунального комплекса области

3.4 Предложения по дальнейшему реформированию отрасли 50
и развитию частно-государственного партнерства

Заключение 59

Список использованных источников и литературы 64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Никакие локальные программы  одного или группы субъектов РФ не в состоянии кардинально, без ущерба для всего населения, проводить реформу ЖКХ, если ею всерьёз не займутся Правительство и Государственная Дума. Только хорошо отработанная законодательная база обеспеченная нормальным, в полном объёме финансированием, доходящим по назначению, только чётко налаженная система взаимодействия и ответственности всей вертикали власти смогут вывести из провала жилищно-коммунальный комплекс.16

Новые подходы были выработаны в рамках экономической модели функционирования жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, которая вошла в состав подпрограммы: «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 79717.

Целью данной программы  является формирование такой модели российской экономики, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была бы способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производства, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны.

Основная цель жилищной политики в среднесрочной перспективе  до 2010 года - существенно расширить  масштабы и повысить эффективность  институтов жилищного рынка при усилении адресности социальной защиты населения и совершенствовании механизмов регулирования жилищной сферы со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовые основы функционирования предприятий с негосударственной формой собственности в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации и  Еврейской Автономной области

 

2.1 Анализ развития нормативно-правовой базы РФ в области жилищно-коммунального хозяйства

 

Длительное время привлекательность  жилищно-коммунальной отрасли для  предприятий частной формы собственности  снижали существенные нормативно-правовые и законодательные ограничения в Российском правовом поле. Среди основных из них можно выделить:

- отсутствие самого  понятия частной собственности  на объекты коммунальной инфраструктуры

-признавая жилищно-коммунальное  хозяйство социальной отраслью  правительство РФ, а также субъекты  федерации, управляли им как отраслью промышленности

-возложение на предприятия  ЖКХ не свойственных им функций  по социальной защите населения  в виде обязанности по предоставления  льгот и субсидий

-отсутствие механизма  передачи в частные руки объектов  коммунальной инфраструктуры без перехода права собственности на них

-отсутствие прозрачного  механизма ценообразования на  услуги ЖКХ

-отсутствие конкуренции  на рынке коммунальных услуг  в связи с тем, что практически  все предприятия ЖКХ являются  локальными монополистами

В связи с изложенными выше проблемами рассмотрим развитие нормативно правовой базы Российской Федерации и Еврейской автономной области по преодолению существующих барьеров на пути частного капитала в жилищно-коммунальную сферу .

Первым актом по реформированию ЖКХ явилось принятое в 1987 году Постановление Совмина СССР «О мерах по совершенствованию работы ЖКХ»18 предусматривавшее комплексное совершенствование работы данной отрасли. Для внедрения конкуренции на рынок жилищно-коммунальных услуг в 1991 г. был разработан и принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»19, где впервые было дано определение монополистической деятельности, как противоречащие антимонополистическому законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

С принятием Верховным  Советом РФ Постановления № 3020-120 властные полномочия органов местного самоуправления укреплялись. В муниципальную собственность передавались объекты инженерной инфраструктуры, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации.

В начале 1991 г. был принят Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»21, установивший основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории РФ, а также определил порядок обслуживания и ремонта приватизированного жилья. Целью издания данного Закона явилось создание условий для осуществления прав граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Начиная экономические  реформы в стране, Правительство рассчитывало, что наиболее успешно они пройдут в жилищном секторе. Предполагалось, что с выходом Федерального Закона от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР»22 начнётся массовое жилищное строительство, которое задаст темп реформам в других отраслях народного хозяйства. Но, к сожалению, этот прогноз не стал реальностью: жилищное строительство, как и вся экономика, переживает глубокий кризис, а жилищная реформа так и не заняла достойного места в экономической реформе страны.

Не получив ожидаемого результата - создания в короткий срок рынка жилья, Верховным Советом РФ были разработаны изменения и дополнения в уже действующий Закон 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР»23, целью которых была передача государственного жилищного фонда в личную собственность граждан. Это предполагало последующее отнесение всех расходов по эксплуатации и ремонту жилищного фонда непосредственно за счёт населения. В декабре 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации было принято решение о проведении уже бесплатной приватизации жилья на всей территории РФ. Вследствие чего государство от приватизации ничего не выигрывало, а наоборот, потеряло огромные суммы не только от бесплатной приватизации социального гарантированного гражданам жилья, но и оттого, что роздало им излишки жилья.

В декабре 1992 г. был принят Федеральный Закон «Об основах  федеральной жилищной политики»24, где были определены основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономических условиях. Устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и способов использования недвижимости в жилищной сфере.

В январе 1993 г. Указом Президента РФ было утверждено временное положения о кондоминиуме,25 которым были заложены основы для создания товариществ собственников жилья, что явилось основным направлением решения возникающих послеприватизационных проблем, в первую очередь в многоквартирных домах. Положение не даёт понятие терминам «кондоминиум» и «товарищество собственников жилья», выходит, что здесь они выступают как единое целое, что вносит разночтения в практике и создаёт дополнительные проблемы. Но, несмотря на это в законодательном поле появляются основы, способствующие радикальному реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Государственная целевая  программа «Жилище»26 принятая в 1993 г. послужила своеобразной основой, на которой начала с еще большими темпами развиваться реформа жилищно-коммунального хозяйства. Согласно конституционных полномочий и постановления Правительства РФ от 27 мая 1993 г. за № 49027, органами государственной власти субъектов РФ создаются территориальные органы управления ЖКХ.

Местными органами самоуправления на местах создаются службы заказчика. Они совместно с территориальными управлениями ЖКХ координировали и регулировали деятельность жилищно-коммунального хозяйства, осуществляли управление муниципальным хозяйством городов и районов.28

В августе 1995 г. был принят Федеральный Закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»29. В соответствии с которым к ведению местного самоуправления были отнесены такие положения, как владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие" муниципальных энерго-, газо-, водо- и теплоснабжения, канализации и прочие.

Гражданский кодекс РФ 30 предусматривает право собственников объединяться для совместной эксплуатации дома и право пользования общим имуществом. Путь для подобного объединения предложил Закон РФ «О товариществе собственников жилья» принятый  в мае 1996 года. А в   последствии  Жилищный кодекс  Российской  Федерации.

С целью ускорения  проведения жилищно-коммунальной реформы, а также активизации участия населения в благоустройстве территорий городов и других поселений на территории Российской Федерации в сентябре 1997 года Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено положение «Об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах». 31

В соответствии со статьей 15 Закона РФ «Об основах федеральной  жилищной политики»32 в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы, Правительство Российской Федерации Постановлением от 2 августа 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения»33 постановило: продолжить реформирование правоотношений в жилищно-коммунальной сфере и системы управления жилищным фондом, обеспечивая при этом адресную социальную защиту населения; увязывать изменение платы за жильё и коммунальные услуги с системой мер по социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и реализацией мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг. Утверждено Положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

В октябре 2003 г. принят  Федеральный Закон «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»34. Данный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Основным   документом,     регулирующим   жилищные отношения,   является  Жилищный   кодекс  Российской  Федерации. Жилищный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г. и подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2004 г. Первая официальная публикация была осуществлена 12 января 2005 г.  В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ЖК РФ вступил в силу с 1 марта 2005 г.

Вступивший в силу с 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс Российской Федерации готовился более 10 лет. Прежний Кодекс - от 24 июня 1983 г. - безнадежно устарел. Кроме того, только на федеральном уровне до принятия нового ЖК РФ действовало более трех тысяч актов жилищного законодательства, которые в итоге позволяли по-разному трактовать права и обязанности участников жилищных отношений. Понятно, что даже специалистам было сложно разобраться, что к чему, а граждане защищали свои права с большим трудом. Поскольку Конституция СССР 1978 г. всем предоставляла право (для многих только на бумаге) получить бесплатное жилье, а очередь на него была огромной и бесконечной, то люди, которые эту очередь контролировали, имели огромные возможности для злоупотреблений.

В новом ЖК РФ четко  прописаны права, обязанности и ответственность всех, кто пользуется жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 72 Конституции  РФ жилищное законодательство находится  в совместном ведении России и  ее субъектов, соответственно к ведению  субъектов РФ отнесена значительная часть вопросов.

По сравнению с ранее  действовавшим законодательством  претерпело заметные изменения правовое регулирование управление домом ,появились новые организационные формы в области управления жильем и предоставления жилищно-коммунальных услуг, такие как управляющие компании, непосредственное управление, продавцы и перепродавцы услуг. Данные изменения дают частным компаниям в том числе и малым предприятиям более простой выход на рынок услуг ЖКХ позволяют привлекать данную сферу частные инвестиции

Новый   Жилищный   кодекс РФ нацелен, в   частности  на  организацию профессионального  управления жилищным фондом. Он законодательно закрепляет положения   подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса  Российской  Федерации» по разделению функций собственника жилья и управляющей компании и   подразумевает развитие договорных  отношений в  отрасли. Кодекс  предполагает создание равных возможностей в управлении жилищным фондом для организаций  всех  организационно-правовых форм, что  повышает  привлекательность этой сферы для частного бизнеса.

Основная цель Федерального закона «О концессионных соглашениях» -  обеспечение эффективного использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений. Применительно к   отрасли ЖКХ   концессионером может быть частный оператор, а   концендентом орган местного самоуправления, являющийся  собственником имущества, в задачи   которого входит контроль за  использованием концессионером принятых  на  себя   обязанностей и   решением   поставленных   перед   ним   задач.

Модель,  связанная  с   закреплением собственности  за  органами   местного  самоуправления с  привлечением   частных  структур к   управлению  этой  собственностью, считается  экспертами крайне привлекательной  для   бизнеса. Безусловно, принятие   указанных  нормативных  актов  должно определить направления дальнейшего развития жилищной и   коммунальной сфер, стимулировать привлечение   частной капитала в  отрасль.

Впервые в России прямо  в ЖК РФ включена норма о том, что  орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей  организации. Ликвидация монополизма  уже привела к тому, что в  ряде регионов в муниципальных жэках  или дэзах снизилась плата за коммунальные услуги.

Большинство   положений  нового Жилищного кодекса  регулируют   отношения  собственников жилых  помещений. Заставляют  собственников  самостоятельно управлять, принадлежащим  им жильем, что   в   конечном  итоге являлось  одной из  целей проводимой реформы.

  Таким образом,  сформированная законодательная,  правовая и нормативно - методическая база определила основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства на основе взвешенного перехода этой сферы экономики на рыночные принципы хозяйствования, усиления мер поддержки социально- незащищенных слоев населения при гарантированном обеспечении стандартов качества проживания.

Информация о работе Повышение роли компаний частной формы собственности в жилищно-коммунальной сфере региона на примере Еврейской автономной области