Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Содержание работы

Введение3
Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………..6
1.1 История Фонда социального страхования РФ…………………………6
1.2. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ……………………………………………….9
1.3. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ….16
2. Бюджет Фонда социального страхования РФ……………………………….18
2.1. Структура доходов Фонда социального страхования РФ…………..18
2.2.Анализ структуры и динамики доходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………21
2.3 Пути совершенствования управления средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации……………………….28
3. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………...……………………

Файлы: 1 файл

курсач вбф.docx

— 73.51 Кб (Скачать файл)

Законом установлено, что доходы бюджета  Фонда на 2009 год формируются за счет страховых взносов и иных поступлений. Взносы в доходах бюджета  Фонда составляют 292 млрд. руб., или 66%, в том числе доходы по обязательному  социальному страхованию –  233,7 млрд. рублей, или 53% всех доходов; страховые  взносы на обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – соответственно 58,3 млрд. рублей., или 13%; средства федерального бюджета на реализацию государственных функций – 60,3 млрд. рублей, или 14%; средства ФФОМС на реализацию государственных функций – 17 млрд. рублей, или 4%, также предоставлены средства из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ в размере – 70,7 млрд. рублей, или 16%.

Таким образом, доходы бюджета Фонда социального  страхования на 2009 г. на 66% сформированы за счет страховых взносов и на 34% – за счет безвозмездных поступлений  федерального бюджета бюджетной  системы Российской Федерации и  средств ФФОМС.

 

На основании  Федерального закона «О бюджете Фонда  социального страхования Российской Федерации на 2010 год» бюджет Фонда социального страхования на 2010 г. утвержден по доходам в сумме 463,8 млрд. рублей, из них на обязательное социальное страхование 321,4 млрд. рублей.

Законом установлено, что доходы бюджета  Фонда на 2010 год формируются за счет страховых взносов и иных поступлений. Взносы в доходах бюджета  Фонда составляют 384,8 млрд. руб., или 83%, в том числе доходы по обязательному  социальному страхованию –  321,4 млрд. рублей, или 69% всех доходов; страховые  взносы на обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – соответственно 63,4 млрд. рублей., или 14%; средства федерального бюджета на реализацию государственных функций – 61,5 млрд. рублей, или 13%; средства ФФОМС на реализацию государственных функций – 17,5 млрд. рублей, или 4%.

Таким образом, доходы бюджета Фонда социального  страхования на 2010 г. на 83% сформированы за счет страховых взносов и на 17% – за счет безвозмездных поступлений  федерального бюджета бюджетной  системы Российской Федерации и  средств ФФОМС.

 

На основании  Федерального закона «О бюджете Фонда  социального страхования Российской Федерации на 2011 год» бюджет Фонда социального страхования на 2011 г. утвержден по доходам в сумме 458,8 млрд. рублей, из них на обязательное социальное страхование 311,1 млрд. рублей.

Законом установлено, что доходы бюджета  Фонда на 2011 год формируются за счет страховых взносов и иных поступлений. Взносы в доходах бюджета  Фонда составляют 376,3 млрд. руб., или 82%, в том числе доходы по обязательному  социальному страхованию –  311,1 млрд. рублей, или 68% всех доходов; страховые  взносы на обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – соответственно 65,2 млрд. рублей., или 14%; средства федерального бюджета на реализацию государственных функций – 64,5 млрд. рублей, или 14%; средства ФФОМС на реализацию государственных функций – 18 млрд. рублей, или 4%.

Таким образом, доходы бюджета Фонда социального  страхования на 2011г. на 82% сформированы за счет страховых взносов и на 18% – за счет безвозмездных поступлений  федерального бюджета бюджетной  системы Российской Федерации и  средств ФФОМС.

Важнейшими  составными частями структуры доходной части Фонда являются:

доходы  по обязательному социальному страхованию  – в 2008 году – 233,8 млрд. рублей, или 122,9% к уровню 2007 года, в 2009 году- 233,7 млрд. рублей, или 99,9% к уровню 2008 года, в 2010 году – 321,4 млрд. рублей, или 137,5% к уровню 2009 года, в 2011 году – 311,1 млрд. рублей, или 96,8% к уровню 2010 года;

доходы  по обязательному социальному страхованию  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  – в 2008 году – 60,2 млрд. рублей или 124,1 к уровню 2007 года, в 2009 году – 58,3  млрд. рублей, или 96,8% к уровню 2008 года, в 2010 году – 63,4 млрд. рублей или 108,7% к уровню 2009 года, в 2011 году – 65,2 млрд. рублей, или 102,8% к уровню 2010 года;

средства  федерального бюджета на реализацию государственных функций - в 2008 году – 49,8 млрд. рублей или 119,4% к уровню 2007 года, в 2009 году – 60,3 млрд. рублей или 121,1% к уровню 2008 года, в 2010 году – 61,5 млрд. рублей или 102% к уровню 2009 года, в 2011 году – 64,5 млрд. рублей, или 104,9% к уровню 2010 года;

средства  ФФОМС на реализацию государственных  функций - в 2008 году – 16,7 млрд. рублей или 110,6% к уровню 2007 года, в 2009 году – 17,0 млрд. рублей или 101,8% к уровню 2008 года, в 2010 году – 17,5 млрд. рублей или 102,9% к  уровню 2009 года, в 2011 году – 18,0 млрд. рублей, или 102,9% к уровню 2010 года;

В 2009 году были предоставлены средства из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета  ФСС РФ в размере – 70,7 млрд. рублей.

Из проведенного анализа следует, что доходы Фонда  социального страхования Российской Федерации в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличатся на 79,5 млрд. рублей или на 22,1%; в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличатся на 23,8 млрд. рублей или на 5,4%; в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшаться на 5 млрд. рублей или на 1,1%.

Исследование  системы доходов бюджета Фонда  социального страхования Российской Федерации свидетельствует о  том, что соотношение привлекаемых по различным каналам финансовых ресурсов складывается с учетом необходимости развития социального страхования как важнейшего механизма социальной защиты граждан и позволяет обеспечивать самостоятельность бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

 

 

 

2.3 Пути совершенствования управления  средствами бюджета Фонда социального  страхования Российской Федерации

В целях  совершенствования процесса управления средствами бюджета Фонда социального страхования РФ предполагается целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые позволят Фонду финансировать расходы на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Также в  целях реализации положений статьи 8 Федерального закона «Об основах  обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», следует найти возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принять в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующий федеральный закон.

Немаловажным  аспектом совершенствования управления средствами бюджета Фонда являются возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности.

Кроме того, необходимо принять меры по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития. Именно потому, что, как уже сказано было ранее, отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом.

 

3.  Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами являются квартал, полугодие и 9 месяцев.

Суммы взносов  исчисляются и уплачиваются плательщиком самостоятельно. Для работодателей, находящихся на общем режиме налогообложения, применяются следующие ставки (см. табл.3.1).

Таблица 3.1

Налоговая база на  каждого    
 работника  
нараст. итогом с начала года

Пенсионный  
фонд   РФ

Фонд     
социального 
страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный 
фонд

Территор.

фонд

1

2

3

4

5

6

На 2010 год

До 415000 руб.  

20%

2,9%

1,1%

2,0%

26%

На 2011 год

До 415000 руб.  

26%

2,9%

2,1%

3,0%

34%


Дата  начисления страховых взносов зависит  от категории налогоплательщика  и определяется как:

§  день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника – для доходов, начисленных организациями и предпринимателями;

§  день фактического получения дохода – для предпринимателей и адвокатов;

§  день выплаты вознаграждения лицам, которых наняли для работы –  для физических лиц, не являющихся ИП.

Пример. 

Работнику 1961г. рождения за январь 2010г. начислена  заработная плата 15000 руб.

Начисляются страховые взносы по ставкам, установленным  в части, подлежащей уплате:

в ПФ РФ: 15000 руб. * 20% = 3000 руб.;

в ФСС РФ: 15000 руб. * 2,9% = 435 руб.;

в ФФОМС: 15 000 руб. * 1,1% = 165 руб.;

в ТФОМС: 15 000 руб. * 2% = 300 руб.

Итого: 3900 руб. (15000 * 26%).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (финансирование страховой части  трудовой пенсии) начислены в сумме 3000 руб. (15 000 руб. * 20%).

Уплата  страховых взносов предприятием осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов (ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС). При этом взносы на обязательное социальное страхование  на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предприятие  вправе уменьшить на сумму произведенных  им расходов на выплату обязательного  страхового обеспечения по данному  виду страхования.

В течение  расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивается ежемесячный обязательный платеж. Он определяется исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных работникам с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и установленных тарифов. При этом из полученной суммы вычитаются ежемесячные обязательные платежи, которые перечислены с начала календарного года по предшествующий календарный месяц.

Если  зарплата работникам начислена, но не выдана в том месяце, в котором  произведено начисление, то страховые  взносы должны быть уплачены не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который эти выплаты начислены.

Срок  сдачи расчетов по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством (в ФСС) до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом. Представление расчетов по итогам расчетного периода (календарного года) не предусмотрено.

В отчетах  в региональные отделения ФСС  РФ содержатся сведения о суммах:

Ø  начисленных взносов в ФСС РФ;

Ø  использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;

Ø  направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

Ø  расходов, подлежащих зачету;

Ø  уплачиваемых в ФСС.

Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных  выплат, сумм взносов и сумм налоговых  вычетов по каждому физическому  лицу.

В 2010 г. плательщики, имеющие среднесписочную численность  работников за предшествующий календарный  год более 100 человек, а также вновь  созданные организации, у которых  количество физлиц превышает установленный  предел, подают расчеты только в  электронной форме с электронной  цифровой подписью. С 2011г. указанный  предел численности сотрудников  будет снижен со 100 до 50 человек.

Начиная с 2011 г. страхователь при представлении  сведений на 50 и более работающих у него лиц за предшествующий отчетный период должен подать документы в  электронной форме и с применением  электронной цифровой подписи.

Контроль  за исчислением и уплатой взносов  осуществляют:

- Фонд  социального страхования РФ в  отношении взносов на обязательное  социальное страхование.

 

 

 

Заключение

 

Расширение  деятельности государства привело  к созданию значительного количества специальных фондов, многие из которых  сохранили свою самостоятельность  даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении  различных фондов. Среди них ведущую  роль заняли государственные внебюджетные фонды.

Государственным внебюджетным фондом называют форму  образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации. Фонд социального  страхования имеет большое социально-экономическое  значение.

Совершенствование системы социального страхования  является насущной необходимостью.

Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения  материального и (или) социального  положения работающих граждан, а  в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, иных категорий  граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или  профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления  старости, необходимости получения  медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных  законодательством Российской Федерации  социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты страховых взносов