Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Содержание работы

Введение3
Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………..6
1.1 История Фонда социального страхования РФ…………………………6
1.2. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ……………………………………………….9
1.3. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ….16
2. Бюджет Фонда социального страхования РФ……………………………….18
2.1. Структура доходов Фонда социального страхования РФ…………..18
2.2.Анализ структуры и динамики доходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………21
2.3 Пути совершенствования управления средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации……………………….28
3. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………...……………………

Файлы: 1 файл

курсач вбф.docx

— 73.51 Кб (Скачать файл)

Средства  Фонда образуются за счет: страховых  взносов работодателей (администрации  предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период; добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других

Средства  Фонда направляются на: выплату пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при  рождении ребенка, при усыновлении  ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); оплату проезда к месту лечения и обратно; создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда; финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством; проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда; осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию; участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства  Фонда используются только на целевое  финансирование мероприятий, указанных  в настоящем Положении. Не допускается  зачисление средств социального  страхования на личные счета застрахованных.

Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального  страхования Российской Федерации.

Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а  в региональных и центральных  отраслевых отделениях Фонда - управляющий  и главный бухгалтер отделения  Фонда.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий  по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет  администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения  контроля за правильным начислением  и своевременной выплатой пособий  по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию  из представителей администрации и  профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному  страхованию.

Комиссии  или уполномоченные по социальному  страхованию решают вопросы о  расходовании средств социального  страхования, предусмотренных на санаторно-курортное  лечение и отдых работников и  членов их семей, о распределении  застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств  Фонда, рассматривают спорные вопросы  по обеспечению пособиями по социальному  страхованию.

Управление  Фондом осуществляет председатель Фонда и его заместители, которые назначаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого.

Председатель  Фонда руководит деятельностью Фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач; распределяет обязанности между заместителями председателя Фонда и руководителями структурных подразделений центрального аппарата Фонда; вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также после рассмотрения правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда; утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений Фонда и вносит предложения по улучшению этой работы. информирует правление Фонда о состоянии расчетов с органами Фонда; разрабатывает совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию; совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях; с учетом мнения правления Фонда принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений Фонда; открывает (закрывает) счета Фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков; с учетом мнения правления Фонда утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Фонда, региональных центральных отраслевых отделений Фонда, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении; руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования; определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений; рассматривает итоги исполнения бюджета Фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда; принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств Фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями; издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда; рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета Фонда, штатов и смет между органами Фонда; представляет интересы Фонда во всех организациях, без доверенности действует от имени Фонда, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры; осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата Фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов; делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам; утверждает инструкцию о порядке приобретения, выдачи и учета страхователями путевок на санаторно-курортное лечение и отдых за счет средств социального страхования; ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей

 

1.3 Место и роль фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ

 

В советский  период подавляющая часть социальных расходов осуществлялась из бюджета, что  соответствовало уравнительному характеру  существовавшей системы оплаты труда  и социального обеспечения. С  началом экономических реформ ресурсы  для финансирования пенсионного, медицинского и иных видов социального обеспечения  были обособлены из бюджета и переданы в систему государственных внебюджетных фондов, действующих на принципах  обязательного государственного страхования. В настоящее время среди объективных  и субъективных мотивов, лежавших в  основе этого решения, трудно выделить главный. Теоретически в пользу внебюджетного  финансирования социальных расходов с  использованием страховых механизмов можно привести тот аргумент, что  оно позволяет установить более  жесткую зависимость между вкладом  гражданина в производство национального  продукта и объемом предоставляемых  ему в случае утраты работы или  трудоспособности социальных льгот. Однако на практике учреждение в 1991-1993 годах  внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости  населения и фондов обязательного  медицинского страхования) не изменило принципов финансирования социального обеспечения по сравнению с советским периодом.

В системе  социальных услуг, предоставляемых  бюджетной системой Российской Федерации, федеральные внебюджетные фонды  занимают основное место. Через систему  социальных внебюджетных фондов осуществляется финансирование почти половины всех социальных расходов консолидированного бюджета России.

 

 

2. Бюджет фонда социального страхования  РФ

 

2.1. Структура доходов фонда социального страхования РФ

 

Бюджет  Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда.

В России система социального страхования  далека от совершенства. Ее главным  недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат.

 

Доходы  ФСС образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, учреждений, организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы, в соответствии с законодательством РФ;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников при условии уплаты ими страховых взносов в фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом фонда на соответствующий год;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц и поступления финансовых средств незапрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
  • прочих доходов(не принятые к зачету расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам и т.п.).
  • доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5%; минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 5%; единого  сельскохозяйственного налога – по нормативу 6,4%;

В соответствии с действующим порядком формирования бюджета Фонда социального страхования  Российской Федерации (Инструкция от 2 октября 1996 г., введена в действие с 1 января 1997 г.) сумма страховых взносов распределяется следующим образом:

74 % страховых  взносов остается на предприятии,  бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;

26 % страховых  взносов централизуется на региональном  и федеральном уровнях для  предоставления помощи регионам.

Если  плательщиком средств ФСС РФ (74%) до конца отчетного периода средства на цели социального страхования  израсходованы не полностью, то остаток  перечисляется в бюджет Фонда  следующего года.

Основную  долю доходов ФСС составляют страховые  взносы – 92% от общей суммы доходов.

Основные  группы доходов Фонда и направления  их использования можно представить в виде таблицы.

Таблица 2.1. Основные группы доходов Фонда социального страхования Российской Федерации и направления их использования

Группы доходов

Основные виды выплат

Страховые взносы по обязательному социальному  страхованию

  • Пособие по временной нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным членом семьи
  • Пособие по беременности и родам
  • Пособие при постановке на учет при ранних сроках беременности
  • Пособие при рождении ребенка
  • Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет
  • Пособие на погребение
  • Расходы на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей

Страховые взносы на социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

  • Пособие по временной нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания
  • Единовременное пособие
  • Ежемесячное пособие
  • Оплата санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией

Средства федерального бюджета

Оплата льгот при выплате пособий  и санаторно-курортному лечению  лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны


 

Расходы бюджета Фонда социального страхования  осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального  страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ

 

2.2. Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования

Структуру доходов бюджета Фонда социального  страхования РФ за 2008-2011 годы представим на рисунках 2.1-2.4.

 

 

Рис. 2.1 Структура  доходов бюджета Фонда социального  страхования РФ за 2008 год.

Рис. 2.2 Структура доходов бюджета Фонда социального страхования РФ за 2009 год.

 

Рис. 2.3 Структура доходов бюджета Фонда социального страхования РФ за 2010 год.

Рис. 2.4 Структура доходов бюджета Фонда социального страхования РФ за 2011 год.

 

Динамику доходов бюджета Фонда социального страхования РФ на 2008-2011 годы представим на рисунке 2.5.

Рис. 2.5 Динамика доходов бюджета Фонда социального страхования РФ на 2008-2011годы.

На основании  Федерального закона «О бюджете Фонда  социального страхования Российской Федерации на 2008 год» бюджет Фонда социального страхования на 2008 г. утвержден по доходам в сумме 360,5 млрд. рублей, из них на обязательное социальное страхование 233,8 млрд. рублей.

Законом установлено, что доходы бюджета  Фонда на 2008 год формируются за счет страховых взносов и иных поступлений. Взносы в доходах бюджета  Фонда составляют 294 млрд. руб., или 81%, в том числе доходы по обязательному  социальному страхованию –  233,8 млрд. рублей, или 64% всех доходов; страховые  взносы на обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – соответственно 60,2 млрд. рублей., или 17%; средства федерального бюджета на реализацию государственных функций – 49,8 млрд. рублей, или 14%; средства ФФОМС на реализацию государственных функций – 16,7 млрд. рублей, или 5%.

Таким образом, доходы бюджета Фонда социального  страхования на 2008 г. на 81% сформированы за счет страховых взносов и на 19% – за счет безвозмездных поступлений  федерального бюджета бюджетной  системы Российской Федерации и  средств ФФОМС.

 

На основании  Федерального закона «О бюджете Фонда  социального страхования Российской Федерации на 2009 год» бюджет Фонда социального страхования на 2009 г. утвержден по доходам в сумме 440,0 млрд. рублей, из них на обязательное социальное страхование 233,7 млрд. рублей.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты страховых взносов