Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Содержание работы

Введение3
Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………..6
1.1 История Фонда социального страхования РФ…………………………6
1.2. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ……………………………………………….9
1.3. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ….16
2. Бюджет Фонда социального страхования РФ……………………………….18
2.1. Структура доходов Фонда социального страхования РФ…………..18
2.2.Анализ структуры и динамики доходов Фонда социального страхования…………………………………………………………………21
2.3 Пути совершенствования управления средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации……………………….28
3. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов………………………...30
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………...……………………

Файлы: 1 файл

курсач вбф.docx

— 73.51 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение3

  1. Сущность и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………..6

1.1 История  Фонда социального страхования  РФ…………………………6

1.2. Формирование, цели, задачи, структура и управление Фонда социального страхования РФ……………………………………………….9

1.3. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ….16

2. Бюджет  Фонда социального страхования РФ……………………………….18

2.1. Структура доходов Фонда социального страхования РФ…………..18

2.2.Анализ структуры и динамики доходов  Фонда социального страхования…………………………………………………………………21

2.3 Пути  совершенствования управления средствами  бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации……………………….28

3.  Порядок  исчисления и уплаты страховых  взносов………………………...30

Заключение……………………………………………………………………….33

Список использованной литературы………...…………………………………35

 

Введение

 

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в  социальной политике и соблюдение принципов  общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам  социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых  покрываются затраты, связанные  с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая  особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность  значительной концентрации ресурсов в  единых фондах и тем самым обеспечение  надежной социальной защиты населения  страны.

Создание  эффективного правового механизма  социального страхования предполагает реализацию, по крайней мере, двух основных положений. Во-первых, он должен строиться  на исторической преемственности правового  регулирования социально-обеспечительных  отношений. Это обеспечение активной роли государства не только в обязательных формах социального страхования, но и добровольных (договорных). Во-вторых, этот механизм должен основываться на сочетании общего и особенного, что  означает взаимодействие международных  и национальных начал, принципов  правового регулирования основ  социального страхования. Национальная специфика форм и методов социального  страхования обусловлена уровнем  социально-экономического развития страны, ее историческими и этническими  особенностями. В этой связи, очевидно, что механическое копирование той или иной модели социального страхования или их компиляция в российском законодательстве не принесет ожидаемых результатов.

В России обязательное государственное социальное страхование представлено тремя  внебюджетными фондами:

- пенсионным;

- обязательного  медицинского страхования;

- социального  страхования.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам  формирования и использования страховых  фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической  сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Актуальность  данной темы определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.

Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных систем социального страхования  и социального обеспечения как  базовых элементов социальной защиты трудящихся и всего населения  расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействует политической и экономической стабилизации общества.

Проблемы  социальной защиты личности, отдельных  социальных групп и всего населения  имеют общегосударственное значение и характеризуются статусом национальной безопасности. От решения их зависит  социальное воспроизводство населения, социально-психологическое состояние  людей, стабильность функционирования общества, трансформация его в  гражданское состояние.

Предметом исследования данной курсовой работы являются система социального страхования  РФ.

Объектом  исследования выбран Фонд социального  страхования, являющийся специализированным финансово-кредитным учреждением  при Правительстве Российской Федерации, управляющим средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Основная цель работы заключается  в исследовании системы социального  страхования в России и поиск  путей роста ее эффективности.

В связи с поставленной целью  необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить сущность и все основные  составляющие системы социального  страхования в России.

2. Определить роль и значение  социального страхования

3. Проанализировать основные проблемы  системы социального страхования  и возможные пути их устранения.

4. Провести анализ динамики доходов  и расходов Фонда социального  страхования.

 

1. Сущность и особенности  функционирования фонда социального  страхования РФ

 

1.1 История фонда социального страхования РФ

 

В России система социального страхования  начала развиваться еще с конца XIX в. Первые проекты государственного социального страхования относятся к 80-м гг. XIX в. Революционные события 1905 г. ускорили решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

В 1912 г. III Государственная Дума приняла пакет страховых законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих» и др. Общее руководство социальным страхованием в России осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности.

После Октябрьской  революции 30 октября 1917 г. была объявлена программа страхования Советского правительства и издан ряд декретов. В частности, в 1918 г. было принято положение о социальном обеспечении трудящихся. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников, независимо от характера труда, пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой. В 1921–1923 гг. постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел от опасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12 % фонда оплаты труда.

После окончания  нэпа сохранились лишь отдельные  виды медицинского страхования. Однако в целом в 30-е гг. был осуществлен  переход к государственной системе  социального обеспечения. В 1933 г. социальное страхование было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы были ликвидированы. Бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет. Финансы социального обеспечения и социального страхования включали государственный бюджет, бюджет государственного социального страхования, Союзный фонд социального обеспечения колхозников, социальные фонды государственных предприятий и колхозов. Доля государственного бюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования составляла 95 %.

Таким образом, в плановой системе социальное страхование  существовало в качестве подчиненного элемента государственной системы  социального обеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. Управление системой социального обеспечения  и страхования было сложным и  бюрократизированным.

При такой  системе рост дефицита бюджета неизбежно  сказывался на развитии системы социального  страхования. Это и произошло  в 1991 г., когда дефицит бюджета достиг 20 %. Старая система социального страхования уже не могла существовать.

Первой  попыткой реорганизации старой системы  социального страхования можно  считать Постановление Совета Министров  СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 г. «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим документом с 1 января 1991 г. образовывался Фонд социального страхования СССР. Он передавался в ведение ВЦСПС, и одновременно упразднялся централизованный союзный фонд социального страхования колхозников. Однако эта мера практически не привела к перестройке содержания и функционирования социального страхования. Единственным положительным моментом являлось то, что с образованием данного фонда его средства уже не включались в состав государственного бюджета. Это позволило избавиться от остаточного принципа распределения средств на эти цели. Одновременно и государственный бюджет был освобожден от прежней дотации на эти нужды, хотя финансовый механизм Фонда еще не был в достаточной мере отработан.

1 января 1991 г. был создан Фонд социального страхования РСФСР, который находился в ведении Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) и который в течение некоторого времени действовал одновременно с союзным. С распадом СССР союзный Фонд социального страхования прекратил свое существование и остался только Фонд социального страхования РФ.

Согласно  постановлению Совета Министров  РСФСР и ФНПР от 25 декабря 1990 г. № 600 Фонд социального страхования РФ получил свой отдельный страховой тариф в размере 5,4 % к начисленной оплате труда. Позднее фонду было предоставлено право применения финансовых санкций, которыми пользовался Пенсионный фонд. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение. Были утверждены временное положение о Фонде и инструкция о порядке уплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах были созданы региональные фонды.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июня 1992 г. № 722 управление государственным социальным страхованием возлагалось на Правительство РФ, поэтому и Фонд социального страхования из ведения профсоюзов был передан государству. Профсоюзы могли лишь принимать участие в управлении этого фонда. 12 февраля 1994 г. постановлением Правительства РФ № 101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, в соответствии с которым его деятельность регламентируется и сегодня.

Сейчас  Фонд социального страхования РФ (ФСС) является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. В 2006 г. бюджет ФСС составил 180,216 млрд руб.

 

1.2 Формирование, цели, задачи, структура и управление фонда социального страхования РФ

 

На основании  Положения о Фонде социального  страхования от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2005 N 484)  Фонд социального страхования Российской Федерации (далее именуется - Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд  осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами  Президента Российской Федерации, Постановлениями  и распоряжениями Правительства  Российской Федерации, а также настоящим  Положением.

Фонд  является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.

Денежные  средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью.

Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

В Фонд социального  страхования Российской Федерации  входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования на территории субъектов  Российской Федерации; центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем.

Для обеспечения  деятельности Фонда создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда.

При Фонде  образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях - координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Основными задачами Фонда являются: обеспечение  гарантированных государством пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при  рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия  на погребение или возмещение стоимости  гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; участие в  разработке и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка совместно с Министерством труда  и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений  о размерах тарифа страховых взносов  на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и  повышению квалификации специалистов для системы государственного социального  страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения  по вопросам социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального  страхования.

Информация о работе Порядок исчисления и уплаты страховых взносов