Планирование расходов на здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение источников финансирования и планирования расходов на финансирование здравоохранения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить роль здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества;
2. раскрыть методики планирования расходов на здравоохранение;
3. рассмотреть расходы на здравоохранение в 2008-2009гг;
4. выявить пути повышения результативности использования финансовых ресурсов в здравоохранении;

Содержание работы

Введение
1.Теоретические аспекты планирования расходов на здравоохранении
1.1 Сущность и социальное значение расходов на здравоохранение
1.2 Методика планирования расходов на здравоохранение
2. Анализ расходов на здравоохранение за 2008-2009гг
3. Оценка плановых показателей расходов на здравоохранение на 2010-2011гг
4. Направление совершенствования планирования расходов на здравоохранение
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

планирование расходов на здравоохранение.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

3. Оценка плановых показателей расходов на здравоохранение на 2010-2012 гг.

Реализация приоритетного национального  проекта «Здоровье».

В 2010-2012 годах будет продолжена реализация приоритетного национального  проекта «Здоровье», подтвердившее  свою эффективность в качестве инструмента  реализации системных преобразований в соответствующей сфере.

В рамках приоритетного национального  проекта «Здоровье», кроме ранее  действующих мероприятий, предусматриваются  новые направления:

- подготовка и повышение квалификации  медицинских работников федеральных  центров высоких медицинских  технологий;

- совершенствование медицинской  помощи детям с нарушением  слуха и инвалидам по слуху;

- обследование населения с целью  выявления туберкулеза, лечение  больных туберкулезом, профилактические  мероприятия.

Общий объем бюджетных ассигнований на эти цели в 2010-2011 годах предусматривается  на уровне 2009 года с некоторым перераспределением средств между отдельными направлениями.

Таблица 3. Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального  проекта «Здоровье»

 

Наименование расходного обязательства

2009 год (бюджетная роспись)

2010 год

2011 год

2012 год

 
   

прогноз

отклонение

прогноз

отклонение

прогноз

отклонение

 
     

в млрд. рублей

в % к 2009 году

 

в млрд. рублей

в % к 2010 году

 

в млрд. рублей

в % к 2011 г

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

Всего

102,4

114,8

12,4

12,1

128,8

14,0

12,2

137,4

8,6

6,7

 

в том числе:

                     

Субсидии, предоставляемые  на денежные выплаты медицинскому персоналу, финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи

31,0

32,2

1,2

3,9

32,3

0,1

-

32,3

0,1

0,3

 

Прочие мероприятия

71,4

82,6

11,2

15,8

96,5

13,9

16,9

105,1

8,6

8,8

 

из них:

                     

Оказание высокотехнологичных  видов медицинской помощи

28,2

36,2

8,0

28,4

41,0

4,8

13,3

42,0

1,0

2,4

 

Закупки диагностических  средств и антирет-ровирусных препаратов

8,9

13,5

4,6

51,7

19,0

5,5

40,7

19,1

0,1

0,5

 

Совершенствование организации  онкологичес-кой помощи населению

6,3

6,0

-0,3

-4,8

6,6

0,6

10,0

6,6

0

-

 

Централизованные закупки  в рамках национального календаря профилактических прививок

6,5

5,6

-0,9

-13,8

5,6

0,0

-

5,6

0

-

 

Мероприятия по развитию службы крови

4,2

4,5

0,3

7,1

4,2

-0,3

-6,7

5,0

0,8

19,0

 

Проведение дополнительной диспансе-ризации рабо-тающих граждан (включая ФМБА)

4,1

4,1

0,0

-

4,1

0

-

4,1

0

-

 

Обследование населения  с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия

 

4,1

4,1

100

4,7

0,6

14,6

4,9

0,2

4,6

 

Иные мероприятия

13,2

8,6

-4,6

-34,4

11,3

2,7

32,6

17,8

6,4

56,1

 
                       

Анализируя данные табл.3 можно  сделать вывод, что в 2010-2012 годах  планируется увеличение бюджетных  ассигнований в сферу здравоохранения. Субсидии, предоставляемые на денежные выплаты медицинскому персоналу, финансовое обеспечение оказания дополнительной медицинской помощи в 2011 и 2012 годах  будут равны 32,3 млрд.руб. По статье прочие мероприятия прослеживается динамика увеличения 82,6 в 2010 году, 96,5 в 2011году и 105,1 в 2012 году. Наибольшие отчисления из них приходятся на статью оказание высокотехнологичных видов медицинской  помощи 36,2; 41,0; 42,0 в 2010-2012 гг. соответственно. На закупку диагностических средств  и антиретровирусных препаратов приходится в 2010-13,5, в 2011-19,0,в 2012-19,1 млрд.руб. Централизованные закупки в рамках национального календаря профилактических прививок планируется 5,6млрд.руб в 2010-2012 годах одинаково. На мероприятия  по развитию службы крови в 2010 году выделено 4,5, в 2011 году-4,2, в 2012-5,0 млрд.руб. На обследование населения с целью  выявления туберкулеза, лечение  больных туберкулезом,

профилактические мероприятия 4,1;4,7;4,9 млрд.руб в 2010-2012 годах соответственно. На иные мероприятия в 2010-2012 годах  запланировано 8,6;11,3;17,8 млрд.руб.

В рамках других направлений социальной политики увеличены расходы на закупку  лекарственных средств, предназначенных  для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, рассеянным склерозом, а также после  трансплантации органов и (или) тканей.

Запланированы с увеличением расходы  на осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения, а также на оздоровительные мероприятия  по оздоровительной кампании детей.

Предусматриваются субсидии Фонду  поддержки детей, находящихся в  трудной жизненной ситуации, который  осуществляет софинансирование программ субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований и некоммерческих организаций, направленных на профилактику семейного  неблагополучия и социального сиротства  детей, социальную поддержку семей  с детьми-инвалидами, профилактику безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних.

Предусматриваются субсидии на реализацию социально значимых проектов по выпуску  книг и периодических изданий  для инвалидов по зрению, субсидии на государственную поддержку российских организаций инвалидов.

Помимо этой программы существует программа ФЦП «Предупреждение  и борьба с социально значимыми  заболеваниями (2007-2011 годы)» (объем на 2011 г. составит 8,0 млрд. руб., на 2012 г. - 8,0 млрд. руб.). Программа направлена на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально  значимых заболеваниях, увеличение продолжительности  и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями. Программа  включает в себя подпрограммы «Сахарный  диабет», «Туберкулез», «ВИЧ-инфекция», «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вирусные гепатиты», «Психические расстройства», «Артериальная  гипертония» и «Вакцинопрофилактика».

Также существует программа “Здоровье  работающего населения России на 2004-2015 годы”.Цель программы - улучшение  состояния здоровья, снижение общей  профессиональной заболеваемости, уменьшение трудопотерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности, увеличение средней продолжительности жизни  работающего населения России. Задачи программы - реализация государственной  социальной политики по охране здоровья работающего населения с комплексом мер политических, экономических, экологических, технологических, правовых, социальных, научных, санитарно-гигиенических и  прочих эпидемических, направленных на создание благоприятных условий  жизни и деятельности. Минимизация  воздействия вредных неблагоприятных  производственных, экологических, поведенческих  и других факторов, сохранение и  укрепление физического, психического здоровья работников, обеспечение качества и продолжительности активной жизни  и трудоспособности. Обеспечение  безопасности и гигиены труда, здоровья работников в процессе трудовой деятельности на основе повышения ответственности  и заинтересованности работодателей  за состояние условий и охраны труда. Обеспечение гарантий правовой социальной защиты работников от профессиональных рисков.

До 2015 года. Предусматривает проведение комплекса медико-социальных мероприятий, направленных на существенное снижение общей и профессиональной заболеваемости, травматизма, инвалидизации на производстве, преждевременной смертности, усовершенствование форм и методов социального страхования  и социальной защиты работников и  пострадавших.

4. Направление совершенствования планирования расходов на здравоохранение

Совершенствование механизма распределения  средств в системе финансирования можно начать с создания технической  основы для такой системы финансирования в здравоохранении, которая устанавливала  бы глобальные бюджеты для поставщиков  медицинских услуг на рациональной основе, а затем эти бюджеты  использовались бы более эффективно.

Для этого потребуется заключение соглашений с поставщиками медицинских  услуг, определяющих предполагаемый объём, стоимость и качество предоставляемых  услуг.

В свою очередь для этого потребуются:

Новые методы определения предполагаемых затрат на эффективное лечение наиболее распространённых заболеваний, или  тех заболеваний, на которые приходится большинство затрат в здравоохранении;

Усовершенствованные системы бухгалтерского учёта для определения фактической  стоимости процессов лечения  и полученных результатов, а не простого отражения вводимых ресурсов;

Отслеживание расходов в здравоохранении  по типам услуг, типам поставщиков  медицинских услуг, характеристикам  пациентов и источникам финансирования;

Мониторинг качества услуг;

Создание информационных систем управления, с помощью которых поставщики медицинских услуг могли бы управлять  ресурсами в своих учреждениях;

Подготовка персонала сектора  здравоохранения по базовым экономическим  концепциям, а также выработка  навыков, необходимых для принятия стоимостно-обоснованных клинических  и управленческих решений.

Кроме проблемы эффективности расходования средств на здравоохранение необходимо сконцентрировать внимание на источниках финансирования и работе по самофинансированию учреждений здравоохранение.

Так, в мировой практики сформировалось три системы финансирования и  работы учреждений здравоохранения:

-бесплатная, финансируемая государством;

-платная, оплачиваемая пациентами (оплата государством только лечения  наиболее бедных слоев населения);

-система медицинского страхование  (создание страхового фонда для  возмещения затрат на лечение). [7,c.300-302].

Поднимаются также вопросы о  привязки расходов на здравоохранение  к конкретным налогам.

Так, к.э.н. Шутяк Е.Н. предлагает ввести либо прямой налог с зарплаты, либо косвенный налог с выручки.

Однако представляется, что целесообразней было увязать расходы на здравоохранение  с доходами Фонда социальной защиты населения, тем более, что по данным последних лет данный фонд имеет  большое положительное сальдо, а  его доходы достигают 22% государственного бюджета.

Таким образом, государству предстоит  не только создать более эффективную  систему финансирования здравоохранения, но и предоставить возможность учреждениям  здравоохранения самостоятельно изыскивать возможности самофинансирования, но с учетом качественного медицинского обслуживания населения.

Выводы

В современном мире финансовое обеспечение  здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств  работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем  объеме средств, выделяемых обществом  на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее  время имеются три таких модели.

Бюджетно-страховая модель - здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.).

Бюджетная модель - осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.).

Предпринимательская модель - финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

Основными целями введения обязательного  медицинского страхования признаны:

1) расширение финансовых возможностей  здравоохранения за счет активного  привлечения внебюджетных ресурсов  и в первую очередь средств  хозрасчетных предприятий;

2) децентрализация управления всей  лечебно-профилактической деятельностью  путем передачи основных прав  по созданию и использованию  фондов медицинского страхования  территориям;

3) повышение экономической эффективности  расходования средств на медицинское  обслуживание;

4) расширение хозяйственной самостоятельности  учреждений здравоохранения, усиление  их социальной и экономической  ответственности за конечные  результаты работы;

5) создание предпосылок для перехода  к рынку медицинских услуг  при сохранении преимущественно  бесплатного для населения медицинского  обслуживания;

6) создание материальной заинтересованности  у предприятий и граждан в  улучшении условий труда, природоохранной  деятельности, снижения заболеваемости  за счет общей профилактики  и здорового образа жизни.

Финансирование Программы госгарантий  осуществляется из следующих источников: из средств бюджетов здравоохранения  всех уровней; из средств фондов обязательного  медицинского страхования; из других источников поступления средств в здравоохранение.

Важным фактором улучшения финансового  обеспечения здравоохранения является не только увеличение финансовых ресурсов, но и эффективность их использования, т.е. повышение результативности направляемых в отрасль бюджетных средств.

Список литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской  Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт - Издат, 2006. - 224 с.

2. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Часть первая, вторая, третья. М.: Проспект, 2005

3. Бюджетная система России: учебник  для студентов вузов, обучающихся  по экономическим специальностям/ Под ред. Г.Б.Поляка. - 2-е изд., перераб.  и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 703с.

4. Бюджетная система Российской  Федерации: Учебник/ Под ред.  О.В.Врублевской, М.П.Романовского - 3-е изд., перераб. и исправленное. - М.: Юрайт, 2008. - 838с.

5. Вахрин П.И. Бюджетная система  Российской Федерации. Учебник/  П.И.Вахрин, А.С.Мешитой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 340с.

6. Годин А.М. Бюджетная система  РФ: учебник/ А.М.Годин, В.П. Горегляд, И.В.Подпорина.- 5-е изд., испр. и доп.-М.: Дашков и К, 2009 - 568с.

7. Годин А.М. Бюджетная система  Российской Федерации.: Учебник/  А.М.Годин, Н.с.Максимова, И.В.Подпорина. - М.: Дашков и К, 2009. - 752с.

Информация о работе Планирование расходов на здравоохранение