Планирование расходов на здравоохранение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение источников финансирования и планирования расходов на финансирование здравоохранения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить роль здравоохранения в социальном и экономическом развитии общества;
2. раскрыть методики планирования расходов на здравоохранение;
3. рассмотреть расходы на здравоохранение в 2008-2009гг;
4. выявить пути повышения результативности использования финансовых ресурсов в здравоохранении;

Содержание работы

Введение
1.Теоретические аспекты планирования расходов на здравоохранении
1.1 Сущность и социальное значение расходов на здравоохранение
1.2 Методика планирования расходов на здравоохранение
2. Анализ расходов на здравоохранение за 2008-2009гг
3. Оценка плановых показателей расходов на здравоохранение на 2010-2011гг
4. Направление совершенствования планирования расходов на здравоохранение
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

планирование расходов на здравоохранение.docx

— 44.83 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Теоретические аспекты планирования  расходов на здравоохранении

1.1 Сущность и социальное значение  расходов на здравоохранение

1.2 Методика планирования расходов  на здравоохранение

2. Анализ расходов на здравоохранение  за 2008-2009гг

3. Оценка плановых показателей  расходов на здравоохранение  на 2010-2011гг

4. Направление совершенствования  планирования расходов на здравоохранение

Выводы и предложения

Список литературы

медицина расход здравоохранение

Введение

Важнейшим элементом социального  и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих  отраслей социальной сферы

Затраты общества на развитие здравоохранения  имеют не только социальное, но и  экономическое значение. Эффективность  здравоохранения как отрасли  сферы обслуживания заключается  в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной  части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного  периода трудящихся. Все это в  свою очередь содействует росту  национального дохода страны и повышению  благосостояния народа.

В ряде экономических районов страны, особенно в районах нового освоения и в сельской местности, ощущается  нехватка медицинских учреждений и  медицинских работников.

Большое социальное и экономическое  значение здравоохранения, не удовлетворенная  потребность в медицинском обслуживании населения предопределяют необходимость  его дальнейшего развития.

Отсутствие в бюджете средств  для достаточного финансирования здравоохранения, переход к рыночным отношениям привели  к реформе в здравоохранении.

Несмотря на проведенную в последние  годы реформу в здравоохранении  в финансовом обеспечении этой отрасли  имеются серьезные недостатки. Главный  из них - недостаточный размер финансирования. Постоянное недофинансирование отрасли  ведет к сокращению профилактических медицинских мероприятий, снижению материально-технической оснащенности учреждений, росту заболеваемости населения, огромным экономическим потерям  государства, ухудшению социального  климата в стране. Прогнозы и планы  развития здравоохранения, расширения их материально-технической базы, а  также число занятых здесь  трудовых ресурсов требуют постоянного  и всевозрастающего выделения финансовых ресурсов. В связи с этим повышается роль экономического анализа деятельности этой отрасли. Конечной целью такого анализа является разработка методов  повышения социальной и экономической  результативности деятельности медицинских  учреждений. Важнейшая задача в области  организации, экономики и финансирования здравоохранения - определение путей  достижения максимального медицинского и экономического эффекта. При этом особое значение имеет разработка предложений  по наиболее эффективному, рациональному  и экономному использованию средств, направляемых на содержание медицинских  учреждений

Таким образом, вышеперечисленные  аспекты рассматриваемой проблемы предопределили актуальность и необходимость  ее исследования.

Целью данной курсовой работы является изучение источников финансирования и  планирования расходов на финансирование здравоохранения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить роль здравоохранения  в социальном и экономическом  развитии общества;

2. раскрыть методики планирования  расходов на здравоохранение;

3. рассмотреть расходы на здравоохранение  в 2008-2009гг;

4. выявить пути повышения результативности  использования финансовых ресурсов  в здравоохранении;

5. исследовать финансовое планирование  расходов в здравоохранении.

Методологической основой написания  курсовой работы послужили законодательные  акты и документы по теме исследования, материалы периодической печати.

1. Теоретические аспекты  планирования расходов на здравоохранение

1.1 Сущность и социальное значение расходов на здравоохранении

Важнейшим элементом социального  и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение -- одна из ведущих отраслей социальной сферы.

Здоровье - не только медико-биологическая, но и социальная категория. Здоровье населения зависит от многих факторов - экономических, социальных, демографических, экологических, политических и др. и  находится в тесной взаимосвязи  с социально-экономическим развитием  общества. По определению всемирной  организации здравоохранения, “здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или  физических дефектов”

Чтобы удовлетворить желание человека иметь хорошее здоровье и заинтересованность общества в работоспособном населении, необходимо наличие определенных жизненных  благ. В широком смысле под ними можно понимать самые различные  средства, которые служат формированию и развитию человеческого организма  и определяют состояние его здоровья: продукты питания, жилище и многие другие предметы и услуги, необходимые для  нормальной жизнедеятельности человека. Подавляющая часть этих благ - экономические, т. е. их производство и воспроизводство  предполагает затраты определенных ресурсов. В более узком смысле в состав благ, необходимых для  реализации потребности в здоровье, входит все, что непосредственно  предназначено для его укрепления и восстановления: лекарственные  средства (ЛС), препараты и приспособления медицинского назначения и т. п. Особую роль в совокупности этих благ занимают медицинские услуги.

Медицинские услуги и другие блага, предназначенные для формирования, поддержания и укрепления здоровья могут быть охарактеризованы и как  частные, и как общественные блага.

Можно сразу отметить, что охрана здоровья в значительной степени  связана с наличием и производством  именно общественных благ, таких как  безопасная среда обитания, прививки от инфекционных болезней, улучшение  морально-психологического климата, научные  открытия в области здравоохранения  и медицины и т. д.

Сущность здравоохранения в  РФ заключается в поддержании  здоровой нации, для улучшение экономических, социальных показателей общества. Ведь здоровье - это первая и важнейшая  потребность человека, определяющая способность его к труду и  обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Система здравоохранения - это система  отношений, имеющих целью охрану здоровья человека, а ее современная  форма в нашем государстве  представляется как государственно-муниципальная (публичная) система здравоохранения  Российской Федерации [6,c.280-281].

Специфические свойства медицинской  услуги:

Потребность в товаре связана с  риском потери здоровья, трудоспособности.

Потребителями медицинских услуг  является все население независимо от возраста и состояния здоровья (здоровые пользуются профилактическими  услугами, больные - лечебными).

Спрос характеризуется низкой эластичностью (“здоровья всегда не хватает”).

Потенциальный спрос на отдельные  виды медицинских услуг формируется  в соответствии с профилями заболеваний  конкретных территорий и частично подвержен  сезонным колебаниям.

Потребление медицинской услуги не может быть отложено во времени (услуга не хранится).

Потребительная стоимость (ценность) медицинских услуг зависит от культурных, национальных и исторических традиций и определяется системой общественных предпочтений, оценивающих фактор здоровья.

Мера ответственности производителя (врача) за качество медицинской услуги высока (в его руках жизнь человека).

Для оказания медицинской услуги требуются  специализированное оборудование, помещение, лекарственные средства.

Ассортимент медицинских услуг  изменяется медленно и зависит от научных открытий в области здравоохранения  и медицины.

Статьи расходов

1) Заработная плата занимает  особое место, так как составляет 60% затрат на содержание медицинского  учреждения. В настоящее время  она устанавливается в соответствии  с Единой тарифной сеткой по  оплате труда работников бюджетной  сферы.

2) Начисления на оплату труда  (ст. 20 в размере 39-40% направляются  во внебюджетные фонды.

3) Административно-хозяйственные  расходы включают широкий перечень  затрат по обслуживанию лечебного  процесса.

4) Командировочные расходы определяются  в соответствии с действующими  нормами.

5) В стационарах большое внимание  уделяется расходам на питание  больных , определяемым умножением  норм затрат на количество  койко-дней, планируемых в каждом  отделении.

6) В таком же порядке осуществляется  планирование расходов на приобретение  медикаментов и перевязочных  средств. С целью контроля за  стоимостью медицинских услуг  в расчет цен принимаются наиболее  дешевые медикаменты.

7) Расходы на приобретение медицинского  оборудования и расходы на  приобретение мягкого инвентаря  планируются в пределах выделенных  ассигнований и по дифференцированным  нормам в зависимости от профиля  отделений.

8) Затраты на капитальный ремонт  зданий медицинских учреждений  определяются на основе финансово-сметных  расчетов в пределах выделяемых  бюджетных ассигнований. Прочие  расходы (оплата летных часов  санитарной авиации, организация  и проведение культурно-массовых  мероприятий среди больных и  др.) планируются на уровне прошлых  лет с учетом экономии.

К бюджетным ассигнованиям медицинские  учреждения вправе привлекать средства, полученные в ходе оказания платных  медицинских услуг, в том числе  по договорам добровольного медицинского страхования.

Итог сметы - свод затрат по всем статьям  расходов.

1.2 Методика планирования  расходов на здравоохранение

Объем медицинской помощи и затраты  на ее оказание на государственном  уровне определяются в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской  помощью.

Размеры и структура медицинской  помощи задаются утверждаемыми на федеральном  уровне нормативами объемов бесплатной медицинской помощи в расчете  на 1 000 человек. Эти нормативы могут  быть уточнены в регионах с учетом их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д.

Структура расходов на здравоохранение  включает в себя оплату заработной платы, оплату медикаментов, лекарственных  средств.

Единицами объемов медицинских  услуг приняты: в больницах -- койко-день, в амбулаторно-клинических учреждениях -- врачебное посещение, вызов скорой медицинской помощи.

Объем финансовых ресурсов, необходимых  для реализации Программы государственных  гарантий, зависит и от величины денежных затрат на единицу объема медицинских услуг.

В Программах устанавливаются следующие  нормативы финансовых затрат на единицу  объема медицинских услуг:

- стоимость одного дня лечения  в больнице;

- стоимость одного посещения  в поликлинике;

- стоимость одного вызова скорой  медицинской помощи;

- стоимость одного койко-дня.

Финансовые нормативы рассчитываются с учетом результатов анализа  расходования бюджетных средств  за, предыдущий период; индексов-дефляторов на планируемый период; территориальных  коэффициентов удорожания, установленных  Минэкономразвития РФ.

Объем средств на выполнение Программы  государственных гарантий в расчете  на душу населения Зл рассчитывается по формуле:

,

где Нокл -- норматив числа койко-день, проведенных в стационаре в год на 1000 чел. населения;

Нскд -- норматив средних финансовых затрат на один койко-день в стационарах;

Нокдс -- норматив числа дней лечения в дневных стационарах в год на 1000 чел. населения;

Нскдс ~ норматив средних финансовых затрат на один день лечения в дневном стационаре;

Ноп ~ норматив числа врачебных посещений в год на 1000 чел. населения;

Нчп -- норматив финансовых затрат на одно врачебное посещение;

Нов -- норматив числа вызовов скорой медицинской помощи на 1000 чел. населения;

Нсв -- норматив финансовых затрат на один вызов скорой помощи;

Сиз -- затраты на поддержание инфраструктуры здравоохранения;

Саомс -" административные затраты системы ОМС;

Чн -- численность населения.

Общий размер финансовых ресурсов, которые  нужны для реализации Программы, определяется по формуле:

СОД*Ч,

где С-- затраты на реализацию Программы;

Ч -- численность населения.

Планирование Программы государственных  гарантий в здравоохранении осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном  уровнях и в медицинских учреждениях.

На федеральном уровне разрабатывается Программа государственных гарантий и методика ее формирования и обоснования. Определяются: виды медицинской помощи и заболевания, включенные в Программу государственных гарантий; минимально гарантируемые объемы медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объемов медицинской помощи.

На региональном уровне разрабатывается территориальная программа государственных гарантий, обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Устанавливаются территориальные нормативы медицинской помощи и территориальные нормативы финансовых затрат на единицу медицинских услуг.

На муниципальном уровне формируется муниципальный заказ, обеспечивающий реализацию Программы государственных гарантий в муниципальном образовании. На основе объемов медицинской помощи, реализуемых субъектом РФ с учетом нормативов финансовых затрат, а также предложений медицинских учреждений формируется финансовый план оказания медицинской помощи населению в медицинских учреждениях муниципального образования, а также заказ на получение жителями медицинской помощи за пределами территории проживания (в медицинских учреждениях регионального и федерального подчинения).

Информация о работе Планирование расходов на здравоохранение