Отчет по практике по банковскому делу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:59, отчет по практике

Описание работы

История Сбербанка России началась 170 лет назад, в XIX веке. За почти два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны. Сегодня его филиальная сеть считается уникальной – она насчитывает более 20 тысяч филиалов и отделений на всей территории России, в Казахстане, на Украине, в Беларуси, в Германии и Индии. Зарегистрировано представительство в Китае.

Содержание работы

1. Этапы развития банка………………………………………………………2
2. Оценка деятельности банка………………………………………………...4
3. Основные направления деятельности банка………………………………5
4. Организационная структура банка……………………………………...…6
5. Операции, осуществляемые банком……………………………………….8
6. Организация безналичных расчётов……………………………………...10
7. Кассовые операции банка…………………………………………………14
8. Кредитные операции банка……………………………………………….18
9. Валютные операции. Международные расчёты…………………………23
10. Операции с пластиковыми картами……………………………………..28
11.Работа с долговыми обязательствами…………………………………...29

Файлы: 1 файл

отчет по практике.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

За эту услугу банк взимает с клиентов комиссионные вознаграждение -- от 0,3 до 1% перечисляемой суммы. Договор закрепляется подписями и печатями. После заключения договора организация пересылает в банк платежное поручение на сумму заработной платы и соответствующего вознаграждения. К платежному поручению прилагается список, где указываются номера счетов по порядку от меньшего к большему, фамилии, имена и отчества получателей и сумма. Банк на основании списков и платежного поручения производит зачисления на счета вкладчиков. В дальнейшем вкладчик может распоряжаться этим счетом по своему усмотрению.

При помощи безналичных  расчетов вкладчики Сбербанка могут  оплатить коммунальные услуги, налоговые, страховые и другие платежи в  бюджет и в различные фонды, ценные бумаги и т. д.

Поручения могут быть выполнены Сбербанком как разовом порядке, так и в течение продолжительного времени. Если поручение выплачивается в разовом порядке, то вкладчик заполняет бланк поручения по ф. № 187. Банк производит платеж по поручению вкладчика, списывая для этого соответствующую часть суммы его вклада до востребования. Если поручение составляется вкладчиком на длительный срок, то для таких операций в Сбербанках принимается бланк ф. № 190. В указанный на этом поручении срок сумма платежа будет списана со счета вкладчика и перечислена на счет соответствующей организации. Эти расчеты проводятся банком без взимания комиссионного вознаграждения. Они удобны для вкладчика тем, что экономят его время, а для банка выгодны тем, что сокращается объем наличных денег в обороте.

Расчетный чек -- именной  денежный документ, применяемый при  всех видах расчетов граждан с  организациями различных форм собственности, расположенных на территории РФ. Чек  может быть оформлен за счет средств, хранящихся на счете по вкладу или  вносимых наличными деньгами. Чек может быть выписан и на другое лицо. Срок действия чека-4 месяца, после этого при необходимости его можно продлить. При оплате расчетного чека наличными деньгами с клиента взимается комиссионное вознаграждение в размере 0,3 % от суммы.

Организации, принимающие  расчетные чеки в оплату товаров  и услуг, на обороте чеков ставят штамп об оплате, дату совершения операции, а также отмечают в ведомостипаспортные  данные покупателя. Эти чеки организации  сдают вместе с денежной выручкой в банк.

Сберегательный банк принимает поручения вкладчиков о переводе вклада (полностью или  частично) в другие банки для зачисления на счет по вкладу или выплаты наличными  деньгами. За выполнение перевода банк взимает плату в размере 4% от суммы. Сбербанк совершает только именные переводы. Основанием для перевода является письменное заявление вкладчика (ф. № 143). На сумму перевода работниками банка выписывается платежное поручение, в котором указываются все необходимые реквизиты.

Чековая книжка -- именной  денежный документ, применяемый при всех видах расчетов граждан с организациями. Она может быть оформлена только за счет средств, хранящихся на счете по вкладу.

При оформлении чековой  книжки клиент заполняет заявление-обязательство  на сумму чековой книжки. Удобство чековой книжки состоит в том, что клиент сам заполняет чек на ту сумму, которая ему необходима при оплате товара или услуги. Предприятие, принимая чек из чековой книжки, обязано поставить отметку об оплате и дату совершения операции. Чеки отправляют в банк вместе с денежной выручкой, после чего он поступает в банк плательщика, где после, проверки сумма по чеку списывается с его счета и отправляется на расчетный счет организации. Срок действия чековой книжки -- два года. При выписке чековой книжки взимается плата в размере 0,3% от суммы. Наиболее перспективным видом безналичных расчетов являются пластиковые карточки. Они представляют собой удобную форму открытого счета с возобновляемым кредитом в розничном предприятии и применяются в расчетах за туристические поездки, а также для получения наличных денег в банке. Выданная покупателю пластиковая карточка служит для торгового предприятия гарантией того, что банк открыл кредит ее владельцу. В отличие от чекового кредита пластиковые карточки не базируются на чековых счетах и предполагают участие в безналичном расчете трех сторон: владельца карточки, банка и торгового предприятия. Они облегчают предоставление кредита и служат орудием обращения. Кредитные карточки можно использовать для получения наличных денег круглосуточно с помощью кассовых аппаратов, а также для депонирования чеков, перечисления денег с текущих счетов на срочные вклады и погашения ссуд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Кассовые  операции банка.

Ведение кассовых операций в банках регламентируется Положением Центрального Банка России за N 318-П от 24.04.2008 года "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации". Положение вступило в силу с 01 сентября 2008 года, а абзац четвертый пункта 2.11 Положения вступает в силу с 01 января 2009 года.  
Положение ЦБ "О порядке ведения кассовых операций …" охватывает обширный круг вопросов. Им определяется и устанавливается следующий порядок кассовых операций: 
 
1) Порядок ведения кассовых операций с валютой Российской Федерации в виде банкнот и монеты Банка России (далее - наличные деньги) при осуществлении банковских операций и других сделок; 
 
2) Порядок работы с вызывающими сомнение в платежеспособности денежными знаками Банка России (далее - сомнительные денежные знаки Банка России); 
 
3) Порядок работы с неплатежеспособными, не имеющими признаков подделки денежными знаками Банка России (далее - неплатежеспособные денежные знаки Банка России); 
 
4) Порядок работы с денежными знаками Банка России, наличие признаков подделки которых не вызывает сомнения у кассового работника кредитной организации (далее - имеющие признаки подделки денежные знаки Банка России);  
 
5) Правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории Российской Федерации. 
 
Новое Положение от 24.04.2008 года за N 318-П более подробно расписывает технические тонкости по ведению кассовых операций, хранению, перевозке и инкассации денежных средств. Так, например, изменения коснулись формы препроводительной ведомости к инкассаторской сумке с денежной наличностью (приложение №8 к Положению Банка России №318-П от 24.04.08 ), формы доверенности инкассаторов и др. Из Положения Центрального Банка России за N 318-П от 24.04.2008 года "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" для физических лиц в основном необходимо знать следующие пункты: 
1) В соответствии с пунктом 1.1. Положения, кассовые операции по приему, выдаче, размену, обмену, обработке наличных денег осуществляются с находящимися на обслуживании в кредитной организации клиентами - физическими лицами. Другими словами, ни один из банков не имеет право отказать вам в обслуживании и в обмене допустим порванных/ветхих купюр или в обмене/размене мелочи. Правда, кассовые работники банков очень неохотно осуществляют обмен монет мелкого достоинства на более крупные купюры. А чтобы у кассовых работников не возникало причин для отказа в обмене мелких монет (5, 10, 50 копеек) на более крупную купюру, лучше всего в банк принести заранее рассортированные по достоинству монеты. Отдельные операции могут быть платными. 
 
2) В соответствии с пунктом 2.9. осуществление приходных или расходных кассовых операций, кассовыми работниками кредитной организации на приходных или расходных кассовых документах проставляется оттиск штампа кассы. При приеме, выдаче наличных денег в послеоперационное время кредитной организации кассовыми работниками проставляется оттиск штампа кассы с отличительными признаками, указывающими на то, что операции осуществлялись в послеоперационное время кредитной организации. 
Вместо штампа кассы на приходных, расходных кассовых документах может проставляться оттиск программно-технического средства, с применением которого осуществлялось оформление приходных, расходных кассовых операций. 
 
3) В соответствии с пунктом 2.10. Положения, кассовым работникам при осуществлении кассовых операций запрещается: 
 
a. выполнять поручения клиентов по осуществлению операций с наличными деньгами по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам), минуя бухгалтерских работников, при отсутствии системы контроля, предусмотренной в пункте 2.6 настоящего Положения; 
 
b. убирать из поля зрения клиента принимаемые от него, выдаваемые ему наличные деньги, документы до окончания операции и выдачи клиенту подписанного кассовым работником экземпляра приходного, расходного кассового документа с проставленным оттиском штампа кассы;  
 
c. хранить на рабочем столе кассового работника ранее принятые от клиентов наличные деньги;  
 
d. уничтожать,   производить гашение   сомнительных,   имеющих    признаки    подделки денежных знаков   Банка   России, в том числе путем проставления   штампов, пробивания  отверстий, разрезания,  а также выдавать, возвращать их клиенту. 
Выдача наличных денег предприятиям и организациям производится по денежным чекам. Денежные чеки являются бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых книжек. Каждая выдача чековой книжки регистрируется операционным работником банка в регистрационной карточке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков с первого до последнего. Заполненный денежный чек клиент предъявляет операционному работнику, который проверяет правильность заполнения чека и сверяет соответствие печати и подписей должностных лиц предприятия с образцами. В бланке чека должны быть указаны сумма, дата выписки чека, наименование получателя, счет, с которого снимаются деньги, и подпись чекодателя. Сумма прописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочеркиваются, а на оборотной стороне денежного чека клиент обязан указать, для какой цели берутся деньги. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков также заверяются подписями чекодателя.Проверив правильность заполнения чека, операционный работник записывает сумму чека в кассовый журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ее получателю денег для предъявления в кассу, а сам чек направляет в расходную кассу. 

Получив денежный чек, кассир:

 

- проверяет наличие подписей  должностных лиц кредитной организации,  оформивших и проверивших денежный  чек, и тождественность этих  подписей имеющимся у кассира  образцам; 
 
- сличает сумму, поставленную в денежном чеке цифрами, с суммой, указанной прописью; 
 
- проверяет наличие на денежном чеке расписки клиента в получении денег, сведений о предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя денег; 
 
- подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче; 
 
- вызывает получателя денег по номеру чека и спрашивает у него, сумму получаемых денег; 
 
- сверяет номер контрольной марки с номером на чеке и приклеивает контрольную марку к чеку; 
 
- повторно пересчитывает подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента; 
 
- выдает деньги получателю и подписывает чек.

Совершение операций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно чек и  объявление на взнос наличными, не допускается.Клиент имеет право по своему желанию пересчитать в банке полученные деньги полистно. Доставка денег в помещение для их пересчета клиентами и пересчет осуществляются в присутствии одного из работников кассового подразделения банка.В конце операционного дня расходный кассир сверяет сумму денег, полученных им от заведующего кассой под отчет, с суммами, указанными в расходных документах, и фактическим остатком денег, после чего составляет справку о сумме выданных денег и полученной сумме под отчет, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты, сверяет с записями в кассовых журналах операционных работников.Сверка оформляется подписями кассового работника в кассовых журналах и операционных работников на справке кассового работника.Остаток наличных денег, расходные кассовые документы, отчетную справку кассовый работник сдает под расписку в книге учета принятых и выданных денег заведующему кассой.Работа банка с денежной, наличностью по обслуживанию клиентов физических лиц, а также сотрудников самого банка производится по приходным и расходным кассовым ордерам. Приходный кассовый ордер используется, прежде всего, для приема наличных денег от населения, а также для внутренних операций самого банка, связанных с возвратом неизрасходованных денег, выданных под отчет работникам банка, погашением ими банковских ссуд и др.Выдача денег по расходным кассовым ордерам используется при погашении ценных бумаг банка, выдаче вкладов гражданам, выдаче под отчет работникам банка командировочных, при оплате представительских расходов и т.д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Кредитные операции банка.

Выдача кредитов является одним из основных видов деятельности коммерческих банка. Банки наряду с  кредитованием юридических лиц  занимаются кредитованием населения. Банки предоставляют потребительский  кредит, который служит средством  удовлетворения различных нужд населения.

Кредитование банком индивидуальных заемщиков позволяет  не только рационально использовать временно свободные денежные средства вкладчиков, но и имеет большое  социальное значение, так как способствует удовлетворению жизненно важных потребностей населения в товарах длительного пользования, различных услугах и т. п.

Можно выделить ряд существенных признаков кредитования населения. Прежде всего, кредиты носят коммерческий характер, т. е. банки, стараются дешевле  приобрести финансовые ресурсы и выдать их на более высоких процентных условиях; основной формой обеспечения кредита является залог имущества; кредиты часто носят дружеский характер, что отрицательно влияет на общее благосостояние общества и, следовательно, сами банки страдают.

Кредитование населения  осуществляется при соблюдении тех  же принципов кредитования, а именно: срочности, платности, возвратности, обеспеченности.

Наиболее реальными  формами обеспечения являются:

o залог имущества (недвижимость, автомобиль, ценные бумаги);

o гарантия и поручительство;

o страхование.

При проведении кредитных  операций банк ориентируется прежде всего на степень риска, которая  должна быть сведена к минимуму. В структуру кредитного риска  входят риск конкретного заемщика и  риск портфеля. Факторы кредитного риска носят как внешний характер по отношению к банку, так и внутренний. Факторы, носящие внешний характер, связаны с возможностью реализации кредитного риска по причине, не зависящей от деятельности персонала кредитного подразделения банка. Заемщик может не вернуть кредит, несмотря на добросовестные действия сотрудников банка. Напротив, факторы, носящие внутренний характер связаны с ошибками персонала, допущенными в ходе оформления кредитной документации, ошибками при оценке кредитоспособности заемщика, нарушениями должностных инструкций и ошибками, заложенными в самих правилах осуществления кредитования.

Таким образом, в рамках кредитного процесса управлению подлежат следующие виды объектов: кредитный  риск конкретного заемщика, обусловленный внешними факторами, кредитный риск конкретного заемщика, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внутренними факторами, кредитный риск портфеля, обусловленный внешними факторами.

Управление кредитным  риском банка, входящее в качестве составляющего элемента кредитной деятельности банка в каждую из описанных областей кредитного процесса, имеет свои особенности. Разделение труда, необходимое для повышения его эффективности, обуславливает различный характер деятельности сотрудников. Задачей сотрудников, непосредственно взаимодействующих с клиентами и осуществляющими процесс кредитования индивидуальных заемщиков, является точное следование разработанным инструкциям и предписаниям, разработанным для стандартизирования операций, уменьшения ошибок. В рамках процесса кредитования заемщиков осуществляется управление кредитным риском индивидуального заемщика. Задача сотрудников - управление кредитным риском индивидуального заемщика, обусловленного внешними факторами риска. Задачей сотрудников, осуществляющих управление кредитным портфелем банка, является также точное следование разработанным инструкциям и предписаниям, разработанным для стандартизации операций, уменьшения ошибок, вызываемых т.н. “человеческим фактором”. Однако, в отличие от первой сферы кредитного процесса, видом кредитного риска, подлежащего управлению, в этой сфере кредитного процесса, является риск портфеля. Задача сотрудников - управление кредитным риском портфеля банка, обусловленного внешними факторами риска. Сотрудники, осуществляющие деятельность по разработке инструктивно-методического материала не заняты непосредственно в осуществлении кредитных операций. Их задачей является разработка процедур, позволяющих снижать степень кредитного риска, обусловленного внутренними факторами реализации кредитного риска, а также предоставлять непосредственным участникам кредитного процесса со стороны банка действенный инструментарий для управления кредитным риском, обусловленным внешними факторами. Задача сотрудников, занимающихся административной деятельностью, заключается в общем управлении работой сотрудников, непосредственно занятых в кредитном процессе, а также сотрудников обеспечивающих их деятельность.

Таким образом, в рамках управления кредитным риском в ходе осуществления кредитного процесса различные объекты кредитного риска распределены между различными категориями субъектов управления кредитным риском.

Организация управления кредитным риском в рамках кредитного процесса обеспечивается за счет информационного обмена, осуществляемого его участниками на постоянной основе.

Непосредственное взаимодействие банка с заемщиком обеспечивается в процессе выполнения служебных  обязанностей группой сотрудников  кредитного подразделения, представителя  которой мы условно обозначаем “кредитный инспектор”. Взаимодействие заемщика и кредитного инспектора носит характер двустороннего информационного обмена. Кредитный инспектор получает от заемщика информацию о параметрах предполагаемой кредитной сделки, данные необходимые для оценки кредитного риска данного заемщика, данные мониторинга финансового состояния и показателей деловой активности, необходимые для оценки изменения кредитного риска заемщика в период до истечения срока сделки. Также кредитный инспектор получает информацию о выполнении либо не выполнении заемщиком условий кредитной сделки, перспектив возврата предоставленных кредитных ресурсов и уплаты процентов. С другой стороны, заемщик информируется кредитным инспектором об условиях кредитования, принятом банком решении о предоставлении/отказе в предоставлении кредита. Взаимодействие кредитного инспектора с лицом, принимающим решение (ЛПР - должностное лицо, кредитный совет, или какой-либо орган в системе управления банком, в компетенцию которого входит принятие решения о выдаче/отказе в выдаче кредита, изменении условий кредитного соглашения, санкционирование применения мер воздействия на заемщика, нарушившего условия кредитного соглашения и т.п.) основано на предоставлении кредитным инспектором информации, необходимой для принятия того или иного решения в рамках кредитных операций, и доведении до сведения кредитного инспектора принятого решения. Принятие ЛПР решения означает для кредитного инспектора руководство к действию. Кредитный инспектор информирует ЛПР об условиях кредитной сделки, доводит до его сведения результат проведенной оценки кредитного риска данного потенциального заемщика, а также предоставляет сведения об изменении оценки кредитного риска заемщика в период между выдачей кредита и сроком завершения кредитной операции Кредитный инспектор предоставляет ЛПР сведения о выполнении заемщиком условий кредитного соглашения, либо невозврате кредита. ЛПР предоставляет руководство к исполнению по каждому факту его информирования со стороны кредитного инспектора.

Информация о работе Отчет по практике по банковскому делу