Отчет по практике по банковскому делу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:59, отчет по практике

Описание работы

История Сбербанка России началась 170 лет назад, в XIX веке. За почти два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны. Сегодня его филиальная сеть считается уникальной – она насчитывает более 20 тысяч филиалов и отделений на всей территории России, в Казахстане, на Украине, в Беларуси, в Германии и Индии. Зарегистрировано представительство в Китае.

Содержание работы

1. Этапы развития банка………………………………………………………2
2. Оценка деятельности банка………………………………………………...4
3. Основные направления деятельности банка………………………………5
4. Организационная структура банка……………………………………...…6
5. Операции, осуществляемые банком……………………………………….8
6. Организация безналичных расчётов……………………………………...10
7. Кассовые операции банка…………………………………………………14
8. Кредитные операции банка……………………………………………….18
9. Валютные операции. Международные расчёты…………………………23
10. Операции с пластиковыми картами……………………………………..28
11.Работа с долговыми обязательствами…………………………………...29

Файлы: 1 файл

отчет по практике.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Отчёт по квалификационной практике

1. Этапы развития банка………………………………………………………2

2. Оценка деятельности банка………………………………………………...4

3. Основные направления деятельности  банка………………………………5

4. Организационная структура банка……………………………………...…6

5. Операции, осуществляемые банком……………………………………….8

6. Организация безналичных расчётов……………………………………...10

7. Кассовые операции банка…………………………………………………14

8. Кредитные операции банка……………………………………………….18

9. Валютные операции. Международные расчёты…………………………23

10. Операции с пластиковыми  картами……………………………………..28

11.Работа с долговыми  обязательствами…………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Этапы развития  банка.

История Сбербанка России началась 170 лет назад, в XIX веке. За почти  два столетия банк завоевал статус крупнейшего финансового института страны. Сегодня его филиальная сеть считается уникальной – она насчитывает более 20 тысяч филиалов и отделений на всей территории России, в Казахстане, на Украине, в Беларуси, в Германии и Индии. Зарегистрировано представительство в Китае.

Сбербанк сегодня –  это современный универсальный  банк, который предлагает широкий  спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует в социальной и экономической жизни страны.

Периоды деятельности Сбербанка неразрывно связаны с историей России:

1841 — 1895

Основание и развитие .

 
1895 — 1917

«Золотой век» первого  банка России и развитие финансовой грамотности населения банковского дела в России.

 
1917 — 1941

Первая революция и  глобальные перемены в политике Сбербанка.

 
1941 — 1953

Сбербанк в годы Великой  Отечественной войны и послевоенное время, участие в проектах государственного и общемирового значения.

 
1953 — 1991

Развитие и преобразование Сбербанка во времена «оттепели», «застоя» и «перестройки».

 
1991 — 2008

Глобальные перемены Сбербанка России: жизнь по новым  экономическим законам.

 
2009

Деятельность и меры Сбербанка России в тяжелой финансовой ситуации: кризис преодолен.

 
2010-2013

Новый этап в истории  Сбербанка России: внедрение инновационных решений, новые программы и прогрессивные технологии. Новое будущее страны.

2. Оценка деятельности  банка.

Сбербанк упрочил лидирующее положение на основных сегментах рынка и существенно продвинулся к достижению установленных пятилетних ориентиров.

Значительно превышен определенный концепцией контрольный показатель рентабельности капитала (20%), который  по итогам года достиг 35,1%. Возросла востребованность предоставляемых банком услуг. Банк остается признанным лидером отечественной банковской системы в области расчетно-кассового обслуживания, банковских карт, операций с государственным ценными бумагами, валютно-обменных и конверсионных операций.

Проведенная во втором полугодии 2000 г. перестройка системы управления и организационной структуры, не помешала банку достичь по итогам года весомых финансовых результатов, добиться качественного изменения основных составляющих экономического роста. Валюта баланса банка возросла в полтора раза и достигла 1,6 трлн. руб., чистые активы 2 выросли на 46%, достигнув 572 млрд. руб.

Значительно изменилась структура доходов банка. В 1,7 раза возросли доходы от кредитных операций, а их доля в структуре доходов  возросла с 27 до 48%. Весомыми остаются доходы от операций с ценными бумагами, на долю которых приходится 35% всех доходов банка. Опережающие темпы развития комиссионных операций обеспечили увеличение доли комиссионных доходов в общей структуре доходов до 8,3%.

Почти в 6 раз, до уровня 4%, снизился по сравнению с 1999 г., удельный вес доходов от переоценки счетов в иностранной валюте в доходах банка, что говорит о значительном снижении влияния конъюнктуры валютного рынка на финансовый результат работы банка.

Основной статьей расходов банка является выплата процентов  по вкладам и депозитам населения, общая сумма выплат на указанные цели в 2000 г. составила 40,7 млрд. руб. Повышение сметной дисциплины, совершенствование банковских технологий обеспечили снижение с 12,0 до 9,7% административно-хозяйственных и операционных расходов в общей стоимости расходов.

Собственный капитал  Сбербанка России увеличился за год  на 44% и достиг 42,7 млрд. руб. Существенно  снизилась иммобилизация и выросла  защищенность капитала, 97% прироста капитала обеспечено за счет прибыли банка.

Возросли показатели работы банка и с учетом инфляционной составляющей: прирост капитала —20,2%, прирост чистой прибыли —26,4%, прирост активов —21,6%. Улучшились показатели работы банка и в валютном эквиваленте: прирост капитала —38,5%, прирост чистой прибыли —45,6%, прирост активов – 40,1%.

Достигнутые финансовые результаты были обеспечены качественными  изменениями в структуре баланса  банка. Темпы роста работающих активов (50,3%) опережали как темпы роста  активов в целом (46,2%), так и  темпы прироста платных пассивов (48,6%). 

Значительно изменилась и структура пассивов банка. При росте остатков средств во вкладах за год в 1,5 раза более чем в 4 раза увеличена доля долгосрочных вкладов. Опережающими темпами росли остатки средств на счетах юридических лиц: доля средств корпоративных клиентов в привлеченных ресурсах банка изменилась с 28,1% до 29,1%.

В условиях высоких темпов роста объема кредитного портфеля банк усилил централизованную систему лимитирования, контроля и управления кредитными рисками, принял дополнительные меры по регулированию уровня крупных кредитных рисков и их концентрации, повысил требования к качеству залогов, по диверсификации кредитных рисков, ввел отраслевую специализацию кредитной работы. В результате банк добился существенного улучшения качества кредитного портфеля: доля кредитов первой группы риска возросла до 91,7%, объем просроченной задолженности снизился в абсолютном выражении на 482 млн. рублей, а её удельный вес уменьшился за год с 4,25 до 2,3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные  направления деятельности банка.

Сбербанк России —  универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий  потребности различных групп  клиентов в широком спектре качественных банковских услуг на всей территории России. Действуя в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров, Банк стремится эффективно инвестировать привлеченные средства частных и корпоративных клиентов в реальный сектор экономики, кредитует граждан, способствует устойчивому функционированию российской банковской системы и сбережению вкладов населения.

Основные направления деятельности Банка:

• кредитование российских предприятий;

• кредитование частных  клиентов;

• вложение в государственные  ценные бумаги и облигации Банка  России;

• осуществление операций на комиссионной основе.

Средства для осуществления  указанной деятельности привлекаются Банком из следующих источников:

• средства акционеров;

• вклады частных клиентов;

• средства юридических  лиц;

• другие источники, в  том числе заимствования на международных  финансовых рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

4. Организационная  структура сбербанка.

7 ноября 2012 года, Москва – Утверждена новая организационная структура Центрального аппарата Сбербанка.

В рамках новой структуры  будут модернизированы ключевые бизнесы Сбербанка в России –  розничный и корпоративный. Розничный  блок Сбербанка перейдет на сегментную модель работы с клиентами, что позволит максимально сфокусировать деятельность банка на потребностях каждого из клиентских сегментов. Модернизация корпоративного блока отразится прежде всего в формировании комплексного направления «Корпоративно-инвестиционный бизнес» (Sberbank CIB) в результате интеграции с компанией «Тройка Диалог». Как и ранее, курировать Розничный блок будет заместитель Председателя Правления Александр Торбахов, Корпоративный блок – заместитель Председателя Правления Андрей Донских. Вице-президент – Директор Департамента по работе с крупнейшими клиентами Александр Базаров станет старшим вице-президентом и продолжит работать в качестве соруководителя Sberbank CIB.

Новая структура банка  предполагает значительное усиления блока «Международные операции»: в нем будут созданы бизнес-подразделения, которые будут отвечать по своим направлениям за развитие и координацию деятельности дочерних банков и внедрение в них лучших практик Группы. Курировать блок будет заместитель Председателя Правления Сергей Горьков.

Создается функциональный блок «Риски» с двумя основными  направлениями деятельности: контрольно-методологическое (Risk control) и исполнительное (Risk taking). Кроме  того, сформирован единый территориально-распределенный «Межрегиональный центр андеррайтинга». В связи с усилением роли управления рисками и необходимостью выстраивания риск-менеджмента в системе Группы Сбербанка Вице-президент – Директор Департамента рисков Вадим Кулик будет назначен членом Правления, курирующим блок «Риски».

В едином функциональном блоке «Финансы» будут консолидированы  финансовая, налоговая и бухгалтерская  службы. Вице-президент – Директор Департамента финансов Александр Морозов  займет позицию заместителя Председателя Правления.

Заместитель Председателя Правления Антон Карамзин продолжит курировать работу IR-службы в статусе старшего вице-президента и получит новое направление работы, в том числе связанное с развитием «зеленых» инвестиций и бизнес-проектов Группы Сбербанка и ее партнеров в области энергоэффективности, а также с курированием некоторых дочерних обществ банка.

Обновленный состав Правления  ОАО «Сбербанк России» приступит  к работе после согласования представленных кандидатур Наблюдательным Советом  и соответствующими регулирующими  органами.

Существенно будут перестроены  поддерживающие блоки (Операционный, Административный и ИТ). Функции поддержки и сопровождения  выводятся из Центрального аппарата в специально создаваемые внутренние сервисные подразделения. Среди  таких подразделений – единый Центр управления наличным денежным оборотом, который объединит кассовую и инкассаторскую службы.

Будет усилена функция  работы с персоналом: в рамках новой  структуры создается блок HR, который  в должности вице-президента будет  курировать Гор Нахапетян.

«После приобретения Volksbank, DenizBank, интеграции с Тройкой Диалог Сбербанк из локальной кредитной организации превратился в международную группу, – отметил Президент, Председатель Правления Сбербанка России Герман Греф. – Бизнес Сбербанка стал существенно сложнее с точки зрения операций и продуктов, расширилось наше международное присутствие. Новая организационная структура должна поддерживать реалии нашего бизнеса и обеспечивать его развитие».

ОАО «Сбербанк России» – крупнейший банк в России, на долю которого приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Учредителем и основным акционером ОАО «Сбербанк России» является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются более 245 тысяч физических и юридических лиц. Банк располагает самой обширной филиальной сетью в России: около 19 тысяч отделений и внутренних структурных подразделений. Зарубежная сеть Банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в 20 странах, в том числе в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы и Турции. В сентябре 2012 года Сбербанк закрыл сделку по приобретению DenizBank, который занимает 6 место среди частных банков Турции и 9 место среди банков страны по размеру общих консолидированных активов.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Операции, осуществляемые  банком.

Сбербанк России -- универсальный  коммерческий банк. Поэтому Банк стремится  удовлетворить потребности различных  групп клиентов в широком спектре  банковских услуг на всей территории России.

Банк осуществляет следующие  банковские операции:

§ привлечение денежных средств физических и юридических  лиц во вклады

§ (до востребования и  на определенный срок);

§ размещение указанных  выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

§ открытие и ведение  банковских счетов физических и юридических  лиц;

§ расчеты по поручению  физических и юридических лиц, в  том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

§ инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

§ куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

§ привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

§ выдачу банковских гарантий;

§ переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Сбербанк России помимо банковских операций осуществляет следующие сделки:

§ выдачу поручительств за третьих  лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

§ приобретение права  требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

§ доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

§ операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;

§ предоставление в аренду физическим и юридическим лицам  специальных помещений или находящихся  в них сейфов для хранения документов и ценностей;

§ лизинговые операции;

§ оказание консультационных и информационных услуг.

Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях и иностранной валюте.

Одним из приоритетных направлений  деятельности Сбербанка России является оказание комплексных услуг юридическим  лицам. В сотрудничестве с Банком любая организация -- от небольшой  региональной фирмы до крупного национального холдинга -- может реализовывать зарплатные и торговые проекты, получать кредиты на развитие бизнеса, осуществлять операции с ценными бумагами.

Клиентами Сбербанка  России в рамках реализации зарплатных проектов уже являются более 110 тысяч организаций, расположенных на всей территории Российской Федерации, общее число клиентов-держателей зарплатных карт Сбербанка России составляет 14,5 млн. человек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Организация  безналичных расчётов.

Перспективным направлением современного коммерческого банка по обслуживанию населения является развитие безналичных расчетов граждан с торговыми, коммунальными и другими предприятиями. Сегодня банки выполняют широкий круг расчетно-кассовых операций: принимают платежи от населения в пользу предприятий, организаций, учреждений, а также в доход государственного и местного бюджета; производят по поручению вкладчиков безналичные расчеты по платежам; предоставляют клиентам технику, принадлежащую банку, для пересчета денежной наличности как при получении из банка, так и при сдаче.

Кроме того, к этому  направлению деятельности можно  отнести инкассовые, аккредитивные  и переводные операции.

Инкассовые операции - это операции, при посредстве которых  по поручению своего клиента банк получает деньги по денежным и товарно-расчетным документам. На инкассо принимаются ценные бумаги (векселя, чеки), иностранная валюта. Совершая инкассовую операцию, банк взимает комиссию, размер которой зависит от вида операции. К числу инкассовых документов относятся также облигации и купоны к ним; акции и ипотеки.

Аккредитив - это поручение  о выплате определенной суммы  лицу при выполнении указанных в  аккредитивном письме условий.

Переводные операции заключаются в перечислении внесенных  в банк денег получателю, находящемуся в другом месте. Они осуществляются путем посылки банковского чека или перевода денег банку-корреспонденту.

Кассовое обслуживание заключается в приеме (выдаче) наличных денежных средств во вклады (с вкладов), выдача наличных денежных средств по пластиковым карточкам через банкоматы или кассу банка, зачисление наличных денежных средств на счет для их дальнейшего перечисления по поручению клиента. За осуществление кассового обслуживания банк также взимает плату.

Одной из важных функций  Сберегательного банка является организация расчетов населения и предприятий с использованием платежных средств. В настоящее время из всей суммы доходов населения, привлекаемых во вклады, почти каждый второй рубль поступает безналичным путем.

Сущность расчетов с  использованием платежных средств заключается в том, что осуществляются они с помощью банковских операций и предназначены для замещения наличных денег. Безналичные расчеты населения через Сбербанк носят строго добровольный характер.

К таким расчетам относятся:

· перечисление на счета по вкладам части заработной платы и других денежных доходов; выплата заработной платы рабочим и служащим предприятий и организаций, с которыми заключен соответствующий договор;

· выдача чеков, чековых, книжек, расчетных чеков и прочее за счет суммы вкладов;

· перевод вкладов, перечисление сумм со счетов по вкладам в уплату за товары, квартиру, коммунальные и  прочие услуги.

· Операции с пластиковыми карточками

Выплаты заработной платы  через Сбербанк производятся за счет средств предприятий, организаций и учреждений. Организации необходимо заключить договор с учреждением Сбербанка, в котором указываются: обязанности банка; ответственность сторон; порядок разрешения споров; срок действия договора; юридический адрес и реквизиты сторон.

Информация о работе Отчет по практике по банковскому делу