Особеннсоти исполнения регионального бюджета на примере Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования в России новой модели экономических отношений, основанной на рыночном механизме хозяйствования, претерпело изменение понимание роли и значения многих сфер деятельности, в том числе, бюджетной сферы. Традиционно устоявшееся признание государственного бюджета центральным звеном бюджетной системы, концентрирующим большую часть финансовых ресурсов страны, было дополнено выделением в качестве равноправных участников бюджетных правоотношений региональных бюджетов с перераспределением в их пользу части общегосударственных денежных средств.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы бюджетной системы и религнальных бюджетов РФ 6
1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ 6
1.2 Бюджет субъекта: содержание и функциональная структура 9
1.3 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части 12
1.4 Особенности формирования и использования финансовых средств бюджета региона 19
2 Формирование и исполнение регионального бюджета РФ на примере
Свердловской области 24
2.1 Бюджетная система и бюджетный процесс в Свердловской области 24
2.2 Анализ исполнения бюджета Свердловской области за 2008 – 2010 гг. 27
Заключение 41
Список использованных источников 43

Файлы: 1 файл

особенности исполнения регионального бюджета на примере Свердловской области.doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

В научном и прикладном аспектах важно установление значения бюджета  публично-правового образования  в экономическом и социальном развитии региона. Главенствующим среди  различных направлений значимости является реализация определенных Конституцией РФ полномочий субъекта РФ. Образование субфедерального бюджетного фонда обеспечивает формирование финансовой базы представительных и исполнительных органов региона по реализации конституционных полномочий.

В области регулирования бюджетных  правоотношений к ведению субъектов  РФ относятся:

а) установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

б) составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консо-лидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных вне-бюджетных фондов;

в) распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;

г) определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;

д) разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;

е) установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;

ж) определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;

з) предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;

и) установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

к) определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;

л) осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации [13, c.131].

Бюджет субъекта Федерации неразрывно связан с движением и перераспределением валового внутреннего продукта и  национального дохода, создаваемого в секторе материального производства. Совокупный объем бюджета (без участия  федеральных ресурсов) взаимосвязан и взаимозависим от уровня развития общественного производства в регионе. Размер субфедерального бюджета также зависит от совокупности социальных потребностей населения, необходимость удовлетворения которых регламентируется за счет бюджетных средств.

В ходе функционирования субфедерального  бюджета возникают эконо-мические отношения между:

а) органами исполнительной власти региона и экономическими субъектами; государственными структурами и населением;

б) государственными ведомствами (региональный уровень);

в) непроизводственной сферой.

В большинстве случаев эти взаимоотношения  количественно измеримы в стоимостном  масштабе. В настоящее время актуализируется  подход, связанный с оценкой качественных характеристик этих контактов. Активное участие бюджетных средств в расширенном общественном воспроизводстве и удовлетворении социальных потребностей обусловливает определенное влияние экономических законов на бюджет субфедерального уровня. Аккумулирование денежных средств в бюджете региона и их последующее использование определяют уровень субфедеральной бюджетной самостоятельности, которая проявляется через обеспечение общественных и гражданских потребностей, стабилизацию, восстановление и развитие экономического потенциала, выполнение социальных задач в сфере здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Самостоятельность также предусматривает и глубокую ответственность органов власти за рациональное и эффективное расходование бюджетных средств [17, c.11].

Обобщая все выше сказанное, можно выделить следующие функции бюджета региона, определяющие его социально - экономическую сущность:

а) создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;

б) содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;

в) развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в «точки роста» регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;

г) выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур [12, c.290].

1.3 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части

В целях повышения эффективности  процесса формирования бюджета региона  целесообразно применять специальные  управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы  группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур [9, c.285].

К бюджету развития (инвестиционному  бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование  региональной экономики (в том числе  расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества), и инвестиционные отчисления третьим лицам, отчисления Федерации и субъектам Федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, например получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов.

Доходы регионального  бюджета образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений [2, c.118].

Наглядно, действующая модель формирования доходов региональных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации) выглядит следующим образом (рис.1).

В бюджеты субъектов Федерации  зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным  нало-говым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

К налоговым  доходам бюджетов субъектов Федерации  также относятся отчисления от федеральных  регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты  по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

 

Рисунок 1 - Действующая модель формирования доходов региональных

бюджетов (бюджетов субъектов Федерации)

 

Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к  уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. По региональным налогам представительный орган власти субъекта федерации самостоятельно устанавливает ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ к региональным налогам и сборам относятся:

а) налог на имущество;

б) транспортный налог;

в) налог на игорный бизнес [22, c.6].

К неналоговым доходам регионального  бюджета относятся:

а) средства, получаемые от продажи регионального имущества;

б) средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

в) средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

г) средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в регио-нальной собственности, под залог, в доверительное управление;

д) плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

е) доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

ж) часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

з) другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

и) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

к) плата за негативное воздействие на окружающую среду (по нормативу 40 %);

л) платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню(100%) [10, c.97].

 Бюджетным кодексом РФ установлен перечень безвозвратных и безвозмездных перечислений в виде:

а) финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

б) субвенций из Федерального фонда компенсаций;

в) субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

г) иных безвозвратных и безвозмездных перечислений между бюджетами бюджетной системы;

д) безвозвратных и безвозмездных перечислений из бюджетов государ-ственных и территориальных государственных внебюджетных фондов;

е) безвозвратных и безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований [21, c.14].

Формирование расходов бюджета  региона осуществляется в соответствии с расходными обязательствами субъекта РФ, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году.

Следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

а) обеспечение функционирования органов представительной и исполни-тельной власти субъектов Федерации;

б) обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

в) проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;

г) обеспечение реализации региональных целевых программ;

д) формирование государственной собственности субъектов Федерации;

е) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

ж) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находя-щихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

з) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Феде-рации;

и) оказание финансовой помощи местным бюджетам;

к) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, пере-даваемых на муниципальный уровень;

л) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

м) прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Феде-рации [13, c.135].

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов  Российской Федерации и средств  местных бюджетов финансируются  следующие функциональные виды расходов:

а) государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; 

б) обеспечение правоохранительной деятельности;

в) обеспечение противопожарной безопасности;

г) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно – изыска-тельские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

д) обеспечение социальной защиты населения;

е) обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроиз-водства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

ж) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

з) развитие рыночной инфраструктуры;

и) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

к) обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством РФ;

л) обеспечение деятельности средств массовой информации;

м) прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федер-ации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Информация о работе Особеннсоти исполнения регионального бюджета на примере Свердловской области