Особенности управления государственным долгом России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение эффективности управления государственным долгом в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного долга, принципы и методы управления государственным долгом;
- рассмотреть общее состояние государственного долга;
- определить структуру и динамику государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
- попытаться увидеть, какую роль в данное время играет управление государственным долгом в системе экономических отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность управления государственным долгом
1.1 Сущность государственного долга
1.2 Виды государственного долга
1.3 История управления государственным долгом
1.4 Принципы и методы управления государственным долгом
1.5 Международные финансовые организации основных кредиторов
Глава 2. Проблемы обслуживания государственного долга РФ и пути их решения
2.1 Проблемы и противоречия обслуживания государственного долга РФ
2.2 Пути решения проблем обслуживания государственного долга РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.03 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим основные проблемы, связанные с нынешним состоянием государственного внешнего долга.

1. Принципиально разные  правовые и экономические подходы  практикуются в отношении внешнего  долга бывшего СССР, принятого  на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего долга  Российской Федерации. Если правовой  режим первого задан спецификой  заключенных международных договоров,  то использование особых экономических  подходов и порядка отражения  второго в бюджетной отчетности  вряд ли оправданно. 
2. Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами.  
3. Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) еще не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается не изученным. 
 
      2.2 Пути решения проблем обслуживания государственного долга РФ

 
До недавнего времени основным источником покрытия внешней задолженности  считались новые международные  займы. Теперь такой возможности  у нас нет и не будет в ближайшем будущем.

Резервы платежеспособности России включают в себя: положительное  сальдо текущего платежного баланса, иностранные  инвестиции и долги иностранных  государств нашей стране. Платежеспособность России, во всяком случае, на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.

Но если негативные тенденции  в динамике выручки от экспорта сохранятся, а валютные обязательства частного сектора по-прежнему будут нарастать, то и его использование будет  сопряжено с существенными трудностями  из-за острого дефицита валюты. Что  же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем  попасть в патовую ситуацию, когда  долги невозможно отдать без новых  займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги. 

Важнейшим, но пока нереализованным  резервом является сокращение оттока капитала из России. Отток капитала не чисто российское явление, он существует повсеместно и может вызываться разными причинами.

Для оттока капитала из России существуют все вышеперечисленные  причины, главной из которых является все же политическая и социально-экономическая  нестабильность. Что же касается форм вывоза капитала, то используются в основном «серые» и «черные схемы», такие как - занижение экспортных или завышение импортных цен, невозврат валютной выручки, авансовые платежи под фиктивные импортные контракты.  
Характерная деталь - огромная часть нелегально вывезенных денег продолжает фактически участвовать в обслуживании оборота товаров и услуг на территории России. Более того, в последнее время наметилась тенденция к возврату капиталов. Поскольку в России можно получить прибыль значительно большую, чем на Западе, многие из тех, кто в свое время нелегально вывез капиталы, хотели бы их вернуть и вложить в российскую экономику. Но им нужны гарантии, и прежде всего гарантии беспрепятственной репатриации в случае возникновения неблагоприятной политической ситуации. Проблема заключается в том, что сейчас не очень трудно легализовать эти деньги в России, нет финансовых структур, законодательных и организационных механизмов, облегчающих ввоз капиталов обратно. Эта парадоксальная ситуация порождает новый вид бизнеса, специализирующегося на создании схем по ввозу капиталов в Россию и гарантированию их безопасности.

Задача ставится двоякая - во-первых, перекрыть отток капитала, а во-вторых, перенаправить уже  вывезенные средства обратно в Россию. Это не только восстановит доверие  инвесторов и кредиторов, но и увеличит внутренние накопления, остро необходимые  российской экономике. Теоретически есть два основных пути решения этой задачи. Первый путь - усиление административного  контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства. Второй путь - осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.  
Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике  должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы  и налогового администрирования; обеспечение  надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий  и организаций; заметные сдвиги в  борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры  и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных  привилегий со стороны региональных и местных властей.

Рассмотрим и другие резервы  платежеспособности. Например, положительное  сальдо торгового баланса. Сразу  оговоримся, что эта цифра весьма приблизительная. Она включает в себя экспертную оценку «челночного» импорта, находящегося вне таможенного учета. А это ни много ни мало четверть всего товарного импорта. Кроме того, платежный баланс составляется по методу регистрации сделок на момент операции, а не на момент расчета, поэтому статистические объемы экспорта не соответствуют фактическому поступлению валютной выручки.

К резервам платежеспособности можно отнести приток иностранного капитала в виде прямых и портфельных  инвестиций, привлечение иностранных  кредитов, поступления платежей по предоставленным кредитам, а также  использование золотовалютных резервов. Можно утверждать, что за истекший год ни по одной из этих позиций  нет улучшения. Инвестиции растут, но крайне медленно. Долги нам возвращают неохотно.  
Иностранные государства должны России приличную сумму - в современном пересчете примерно 150 млрд. долл., однако далеко не все страны согласны признать курс Госбанка СССР правильным, ведь кредиты давались в рублях, переводных рублях, СКВ, товарах и услугах. Поэтому, вернее сказать, что, по идее, нам должны были бы 150 млрд. долл., но на самом деле задолженность составляет около 35 млрд. долл., поскольку при вступлении в Парижский клуб в качестве страны-кредитора Россия согласилась со списанием от 70 до 90% задолженности своих должников. Реальная же рыночная стоимость этих долгов 5-7 млрд. долл.

Больше всех нам должна Куба. Кубинский долг вместе с монгольским  и вьетнамским составляет более 40% всего долга. Помимо указанных  стран нам должны еще 54 страны. Африканские  страны вообще пока не приступили к  обслуживанию своего долга России, а многие государства отказываются платить на том основании, что  займы носили не экономический, а  военно-политический характер. Понятно, что с Кубы или Эфиопии много  не возьмешь, поэтому за счет возврата этих почти безнадежных долгов рассчитывать улучшить собственную платежеспособность не приходится. 
Вывод - в настоящее время Россия может продержаться без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, а иными словами, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа, максимум год. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно - нужно вести переговоры до победного конца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 
 
Долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.

Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных  факторов, долговременных и краткосрочных  тенденций. Глубина их воздействия  настолько велика, что ощущается  до настоящего времени.

Не уделялось внимание структуре и эффективности новых  заимствований и способности  своевременно возвращать долги. Отсутствие промышленной политики, твердой линии  на направление внешних ресурсов на производство в производство для  преодоления спада и возобновления  экономического роста обусловило их концентрацию в финансовой сфере, а  также использование для покрытия бюджетного дефицита.

 Эти тенденции на  фоне непрерывного сокращения  ВВП, промышленного производства  и инвестиций в реальный сектор  экономики свидетельствовали о  нарастании кризиса внешней задолженности.  Рыночные институты регулирования  внешнего долга в трансформационный  период без вмешательства государства  оказались не способными противостоять  стихийным процессам в стране.

Применение комплексного взвешенного подхода, учет потери большей  части кредитных активов СССР в третьем мире и последствия  финансового кризиса в современной  России могут создать предпосылки  для взаимоприемлемого решения  на долгосрочной основе крайне сложных  и болезненных проблем внешней  задолженности России.

Если все заинтересованные стороны не будут предпринимать  односторонних шагов и проявят  готовность к разумным компромиссам, преодоление кризиса станет возможным  с минимальными потерями, как для  должников, так и для кредиторов.

В ближайшие 10-15 лет будущее  России будет определяться тем, на каких  условиях удастся добиться урегулирования внешнего долга. Причем уже сейчас переговоры должны начаться с учетом долгосрочных перспектив.

Россия только тогда сможет выполнить свои обязательства, когда  ее экономика достигнет достаточно высоких темпов роста - 6-7% в год.

 Согласно расчетам, это  может произойти не раньше, чем  через 6-7 лет, при условии, что  в России будут осуществлены  благоприятные институциональные  изменения и в течение этого времени она сможет тратить на обслуживание долга не более 3-4 млрд. $ в год. Повышение этой величины до 7-8 млрд. $ будет означать, что заметный рост российской экономики начнется на 3-4 года позже, то есть примерно в 2010 году. 
            В теоретической части работы была рассмотрена сущность государственного долга, принципы и методы управления государственным долгом, дана краткая характеристика международным финансовым организациям основных кредиторов, выявлены проблемы обслуживания государственного долга и их пути решения.

В практической части курсовой работы был кратко проанализирован  внутренний и внешний государственный  долг Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список используемой литературы

 

1.Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 года.

2.Налоговый кодекс Российской  Федерации. // СПС «Консультант Плюс»  2013 г.

3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации : Официальный текст, (Б-ка российского законодательства). 2013;

4. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория». - М.: Юристъ,2008;

5. Бердникова Т.Б. «Рынок ценных бумаг и биржевое дело», - М.: ИНФРА-М, 2009.

6. Булатова А.С Экономика: Учебник/Под ред. М.,2007.

7.  Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ. М.: Дашков и К., 2008.

8. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Государственный бюджет. Конспект лекций. СПб.: Политехника, 2009.

9.Иохин В.Я. «Экономическая теория»- М.: Юрист, 2008., С.56

10. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. М., 2008.

11. Киселёвой Е.А. Чепурина М.Н., Курс экономической теории /Под ред. Киров,2009.

12. Липсиц И. В. Экономика. В 2-х книгах. М., 2008.

13. С.И. Лушина Финансы: Учебник. Под ред. проф. С.И. Лушина,. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2009

14. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Т.1. М., 2008.

 15. Мамедова. О.Ю. Современная экономика/Под ред..Ростов-на-Дону,2007.

16. Г.Б Поляка.  Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Под ред. Проф.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-ое изд. 2008;

17. М.В. Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти. Финансы. Учебник для вузов / Под ред. – М.: Изд. «Юрайт» 2008.
18. Родионовой В.М Финансы/Под ред. М.,2009.
19. Булатова А.С Экономика: Учебник/Под ред. М.,2008.

 

 

 


Информация о работе Особенности управления государственным долгом России