Особенности управления государственным долгом России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение эффективности управления государственным долгом в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного долга, принципы и методы управления государственным долгом;
- рассмотреть общее состояние государственного долга;
- определить структуру и динамику государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
- попытаться увидеть, какую роль в данное время играет управление государственным долгом в системе экономических отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность управления государственным долгом
1.1 Сущность государственного долга
1.2 Виды государственного долга
1.3 История управления государственным долгом
1.4 Принципы и методы управления государственным долгом
1.5 Международные финансовые организации основных кредиторов
Глава 2. Проблемы обслуживания государственного долга РФ и пути их решения
2.1 Проблемы и противоречия обслуживания государственного долга РФ
2.2 Пути решения проблем обслуживания государственного долга РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.03 Кб (Скачать файл)

В 1918 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР в одностороннем порядке  аннулировал внутренние и внешние  долги царской России. В результате страна оказалась отрезанной от внешних  кредитных рынков, поэтому единственным источником привлечения дополнительных финансовых ресурсов стали внутренние займы. Первым государственным займом, проведенным правительством Советской  России, стал хлебный заем 1922 г. Если в период становления советской  власти практиковались рыночные методы управлений государственным долгом, то к началу 1930-х гг. стали преобладать  административные методы. К 1930 г. были ликвидированы фондовые биржи, и  с этого момента размещение новых  займов среди населения проводилось  в принудительном порядке. 
Возврат к рыночным методам управления государственным долгом произошел в начале 1990-х гг. Однако первые попытки размещения государственных ценных бумаг оказались неудачными, поскольку не была учтена реальная экономическая и политико-психологическая ситуация в стране. Дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг было прямым следствием запрета в апреле 1995 г. прямого кредитования Банком России Минфина России, что и обеспечило переход от инфляционных методов финансирования дефицита государственного бюджета к неинфляционным.

 

1.4 Принципы и методы управления государственным долгом

 

Управление государственным долгом это:

1) совокупность мероприятий  государства, направленных на  погашение долга;  
2) механизм формирования и реализации одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта. 

Понятие управления государственным  долгом может рассматриваться в  широком и узком смыслах. В  широком смысле оно предполагает формирование политики в отношении  государственного долга, определение  основных показателей и предельных значений государственной задолженности, основных направлений воздействия  на микро- и макроэкономические показатели, приоритетных направлений использования  привлеченных ресурсов и т.д.

Управление государственным  долгом в узком смысле предусматривает  определение условий выпуска, обращения  и погашения конкретных государственных  ценных бумаг. 
 
Цель управления государственным долгом – нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

-безусловности, т.е. обеспечения точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

-единства учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления;

-единства долговой политики со стороны федерального центра по отношению к субъектам РФ и муниципальным образованиям;

-согласованности, т.е. максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

-снижения рисков, т.е. выполнения всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

-оптимальности, т.е. создание такой структуры государственных займов, при котором выполнение обязательств по ним было бы сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало бы наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

-гласности, т.е представления достоверной и своевременной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям. [7, с.235]

К мероприятиям, способствующим погашению долга государственного, относятся:  
-выплаты кредиторам; 

-погашение внешних и внутренних займов; 

-предоставление гарантий; изменение условий выпущенных займов; 

-определение условий выпуска и размещения новых государственных долговых обязательств и др.

Выполнение мероприятий  зависит от принятия обоснованных решений  в процессе управления государственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отражают объем государственной внутренней и внешней задолженности в денежном выражении, величину расходов, связанных с ее погашением и обслуживанием.

Основные относительные  показатели, существенно влияющие на принятие административных решений  и выбор методов управления государственным долгом, включают: процентное соотношение суммы долга и ВВП; долю расходов на погашение и обслуживание государственного долга в общей сумме расходов бюджета. Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики. Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий 3 этапа; привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг, погашение и обслуживание долговых обязательств.

 На 1-м этапе определяются  предельные размеры государственных  заимствований и гарантий на  очередной бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и повышения эффективности их использования.

На 2-м этапе привлекаются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или предоставления государственные гарантии, а затем эти средства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов.

3-й этап заключается  в поисках источников финансовых  ресурсов для погашения и обслуживания  государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашаются за счет бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. 
Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.  
Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.  
Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами.

В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются также следующие методы управления государственным долгом: 
             -рефинансирования – погашения части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

-конверсии – изменения доходности займа;

-консолидации – объединения ранее выпущенных займов в новый с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

-новации – соглашения между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

-отсрочки – консолидации при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в объявленные сроки;

-дефолта – отказа государства от уплаты государственного долга.

Управление государственным долгом непосредственно влияет на экономический рост, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и в реальный сектор экономики.

 

1.5 Международные финансовые организации основных кредиторов

 

Международные финансовые организации - межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и  других финансовых операциях в соответствии с уставами, утвержденными странами-членами  данных организаций. 
Международный валютный фонд. Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, ее подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке. Вступление в эти организации открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.

В виду названных причин в середине 1980-х годов был взят курс на поэтапное присоединение  СССР к МВФ и МБРР. Отдельные  контакты с ними, носившие информационный и технический характер начали осуществляться с конца 1988 г. В сентябре 1989 г. на 44-й  сессии Генеральной Ассамблее ООН  Советский Союз официально заявил о  своем намерении установить постоянные связи с МВФ и Всемирным  банком. В июле 1990 г. СССР впервые  посетил директор-распорядитель  Фонда М. Камдессю.  
После распада СССР входившие в его состав государства, большая часть которых образовала Содружество Независимых Государств (СНГ), пошли по пути индивидуального вступления в бреттоно-вудские институты. Российская Федерация подала заявление о присоединение к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан. «Меморандум об экономической политике Российской Федерации», утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.

27 апреля 1992 г. Совет управляющих  МВФ проголосовал за прием  России и четырнадцать других  бывших советских республик. После  подписания российскими представителями  Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов  МБРР 16 июля 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. Россия официально стала  участницей этих организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Проблемы обслуживания государственного долга РФ и пути их решения 
 
2.1 Проблемы и противоречия обслуживания государственного долга РФ 
 
Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

1. Дефицитный бюджет приводит  к ускоренному росту государственного  внутреннего долга.

2. На государственный  долг списывается все текущее  бюджетное недофинансирование за  последние шесть лет, приобретающее  суррогатные формы. Это задолженность  предприятиям АПК, организациям, осуществляющим северный завоз,  переоформленная в казначейские  векселя, облигационный заем для  погашения товарных обязательств  и задолженности перед Центральным  банком РФ, Пенсионным фондом  и пр.  
           3. Центральный банк и Минфин РФ сконцентрировали свои усилия на узком «облигационном» сегменте финансового рынка. Управление долгом свелось к планированию объемов и периода обращения очередного выпуска ГКО-ОФЗ. 
          4. Отсутствует средне- и долгосрочное планирование, в том числе при подготовке проекта федерального бюджета, состава и объема государственного долга, а также графиков его погашения. Без подобного прогноза, хотя бы на двух - трехгодичный период, невозможно проводить перспективный анализ ситуации.

5. Рынок российских государственных  ценных бумаг станет цивилизованным  только при увеличении числа  инструментов и доли долгосрочных  бумаг (со сроками обращения  5-30 лет), что произойдет не ранее,  чем через два-три года. Управление  государственными пассивами на  первом этапе требует обеспечения  единообразного подхода к отражению  в бюджете операций с долговыми  обязательствами государства.

6. Понятия внутреннего  и внешнего долга постепенно  смыкаются. Этот процесс ускоряется  при использовании такой формы  заимствования, как выпуск ценных  бумаг, в том числе номинированных  в валюте. С одной стороны, наблюдается  массовый приток средств нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ (инструмента внутренних заимствований), с другой - происходит смешение понятий – «внутренний валютный долг», существующий в форме «вэбовок». С допуском нерезидентов на рынок ГКО-ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ, в частности, по оценкам Центрального банка РФ, сальдо по счету текущих операций уменьшилось. Сегодня Центральный банк фактически вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Такие дополнительные риски не способствуют решению главной задачи, возложенной на ЦБР, - поддержания устойчивости российской денежно-кредитной системы. Присоединение Российской Федерации к статье 8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорят процесс «срастания» двух видов государственного долга. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди как нерезидентов, так и резидентов совершенно иной характер приобретает задача маневрирования рублевыми и валютными пассивами.

Информация о работе Особенности управления государственным долгом России