Особенности управления государственным долгом России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение эффективности управления государственным долгом в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.
В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного долга, принципы и методы управления государственным долгом;
- рассмотреть общее состояние государственного долга;
- определить структуру и динамику государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
- попытаться увидеть, какую роль в данное время играет управление государственным долгом в системе экономических отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность управления государственным долгом
1.1 Сущность государственного долга
1.2 Виды государственного долга
1.3 История управления государственным долгом
1.4 Принципы и методы управления государственным долгом
1.5 Международные финансовые организации основных кредиторов
Глава 2. Проблемы обслуживания государственного долга РФ и пути их решения
2.1 Проблемы и противоречия обслуживания государственного долга РФ
2.2 Пути решения проблем обслуживания государственного долга РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 52.03 Кб (Скачать файл)

Особенности управления государственным долгом России

Содержание 
 
Введение   
Глава 1. Сущность управления государственным долгом

1.1 Сущность государственного долга                                                                                    

1.2 Виды государственного долга

1.3 История управления государственным долгом                                                             

1.4 Принципы и методы управления государственным долгом

1.5 Международные финансовые организации основных кредиторов

Глава 2. Проблемы обслуживания государственного долга РФ и пути их решения 
2.1 Проблемы и противоречия обслуживания государственного долга РФ

2.2 Пути решения проблем обслуживания государственного долга РФ

Заключение 
Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
             Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем.

Однако отсутствие целостной  государственной политики по привлечению  и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию  внешней задолженности, которая  становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований. 

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время  проблема управления государственным  долгом это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения  зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки  наших международных кредиторов использовать долговую проблему для  политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики. 

В своем реферате я хотела рассмотреть государственный долг, в том числе внутренний и внешний, законодательную базу по государственному долгу, а также структуру и  состояние государственного долга  на данный момент. Также для раскрытия  темы необходимо изучить крупнейших кредиторов на мировом рынке, как-то Лондонский клуб, Парижский клуб и  так далее. И изучить роль стабилизационного  фонда Российской Федерации в  управлении государственным долгом.

Актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения.

Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая  задача. 

Целью данной работы является рассмотрение эффективности управления государственным долгом в системе экономических отношений и определение проблем, связанных с его функционированием.

В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:  
- рассмотреть сущность государственного долга, принципы и методы управления государственным долгом;

- рассмотреть общее состояние  государственного долга;

- определить структуру  и динамику государственного  внешнего и внутреннего долга  РФ; 
- попытаться увидеть, какую роль в данное время играет управление государственным долгом в системе экономических отношений.  

Объектом исследования в курсовой работе является государственный долг.

Предмет исследования – изучение особенностей управления государственным долгом и его эффективности.

Структура работы определяется логикой исследования темы и направлена на последовательное раскрытие сущности изучения особенностей управления государственным долгом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственный долг

 

1.1Сущность государственного долга

 
Проблема долговой зависимости государства  и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости. 
Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц.

Первое основание возникновения государственного долга - это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.  

Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов. 

Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет. 

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемые для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учетом вычета бюджетных излишков.

Государственный долг  — сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

 

1.2 Виды государственного долга

 

Существует несколько  классификаций государственного долга  в зависимости от признака, положенного  в основу данной классификации.

Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.

Капитальный государственный  долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.

Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.  
          Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга- внутреннего и внешнего.  
Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.

С формальной точки зрения внешними займами называются займы, заключенные на иностранных биржах или через иностранные банки  в иностранной валюте.

Но по существу (с материальной точки зрения) под внешними займами  следует понимать те, которые находятся  в руках иностранцев-кредиторов; формально внутренний заем может  попасть в руки иностранцев и  обратно.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации в состав государственного долга включаются:

- кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными  государствами и международными  финансовыми организациями;

- государственные займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

- договоры и соглашения  о получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской  Федерации;  
- договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;  
- соглашения и договоры, в т.ч. международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

По структуре государственный  долг РФ состоит из нескольких групп  долговых обязательств: 
-задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;

-задолженности Минфина перед ЦБ по кредитам на финансирование дефицита бюджета; 
-задолженности, появившейся вследствие взятого на себя государством обязательства по восстановлению сбережений граждан;

-внешней задолженности бывшего СССР, принятой на себя РФ;

-вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

Предоставляя для Российской Федерации право приобретения обязательств в режиме внутреннего и внешнего долга, Бюджетный кодекс устанавливает  при этом порядок определения  количественных пределов таких обязательств и порядок их выполнения.  
           Для федерального уровня долговых обязательств государства Бюджетный кодекс устанавливает верхний предел государственного внутреннего долга, верхний предел государственного внешнего долга и отдельно предел государственных внешних заимствований на очередной финансовый год. Указанные предельные показатели долговых обязательств устанавливаются для всех уровней бюджетной системы. На федеральном уровне конкретные цифры предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, а также отдельно предельные показатели внешних заимствований устанавливаются федеральным законом о бюджете на очередной год, в котором показатели долговых обязательств подлежат конкретизации по формам обеспечения. 
              Дефицит бюджета покрывается разными способами: с помощью денежной эмиссии в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

 

1.3  История управления государственным долгом

 
Современное понимание управления государственным долгом сложилось  относительно недавно, хотя сам государственный  долг как экономическое явление  был известен еще со времен Римской  империи. В дальнейшем развитие управления государственным долгом связано  с зарождением в XV-XVI вв. кредитной  системы. С появлением первых банков практически сразу же стали осуществляться правительственные займы. Так началось создание наиболее эффективного механизма  привлечения государством дополнительных ресурсов – государственного кредита. Однако в тот период управление государственным  долгом сводилось в основном к  привлечению заемных средств. Правительства  были мало озабочены его ростом, поэтому попытки урегулирования такой ситуации носили эпизодический  характер. Впервые системный подход к управлению государственным долгом был предпринят в начале XVIII в. Во Франции.

В истории России внешний  заем впервые был осуществлен  Екатериной II в 1769 г. в Голландии. Внутренние займы стали применяться гораздо  позднее внешних. Первый внутренний заем был произведен лишь в 1809 г., в  начале XIX в. Практически отсутствовали  свободные капиталы, которые могли  бы быть отданы в ссуду правительству. Подобная политика управления государственным  долгом в итоге привела к тому, что в начале XIX в. Национальная денежная единица была обесценена, а бюджетные дефициты приняли хронический характер. Наиболее серьезную попытку урегулирования бюджетного дефицита и государственного долга предпринял Е.Ф.Канкрин, возглавлявший Министерство финансов в 1823 – 1843 гг. В разработанной им программе выхода из бюджетного и долгового кризиса, в частности, предлагалось:

-избегать новых займов (особенно заграничных), а также роста массы ассигнаций;

-не увеличивать налоги, но при этом улучшать существующие источники доходов;

-усилить внутреннюю и внешнюю торговлю, а также производственную сферу государства;

-улучшить систему отчетности;

-предотвращать излишнее накопление поступающих в бюджет денежных сумм;

-в силу отдаленности России от кредитных источников Европы иметь запасной капитал на случай войны.

На практике правительство  сумело осуществить лишь некоторые  пункты данной программы, в частности  отказаться от выпуска ассигнаций. Вместе с тем впервые ему удалось  добиться сбалансированного бездефицитного бюджета. После изъятия из обращения  ассигнаций основным механизмом управления государственным долгом стала система  государственного кредита. Однако для  ее нормального функционирования было необходимо повысить популярность внешних  и внутренних государственных займов. В результате в России появился новый  инструмент управления государственным  долгом – выигрышные займы, которые  значительно повысили спрос на государственные  облигации. 
          Активно стали использоваться относительно новые приемы управлений государственным долгом: его реструктуризация путем обмена облигаций прежних выпусков, консолидация и конверсия. Они применялись не только по отдельности, но и в сочетании друг с другом, т.е. по некоторым займам Министерство финансов одновременно снижало процент и продлевало срок пользования заемными средствами. Основным инструментом осуществления конверсии и консолидации были так называемые золотые займы. Облигации этих займов предназначались для реализации на рынках Франции, Великобритании, Нидерландов, Германии, Дании, США, Канады и частично для рынка России. 
В конце XIX в. Изменилась цель привлечения государственного долга. Если раньше он использовался для покрытия бюджетного дефицита, то теперь основной статьей привлечения государством денежных средств было строительство государственных и выкуп в казну частных железных дорог. Таким образом, к концу XIX в. В России сформировалась система управления государственным долгом, основанная на приемах и методах, применяемых и в современной практике.

Информация о работе Особенности управления государственным долгом России