Особенности расходования бюджетных средств в условиях дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 09:16, контрольная работа

Описание работы

В любой стране государственный бюджет-это ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расход.
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного де-нежного фонда, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций государства в целом.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности расходования бюджетных средств в условиях дефицита 4
1.1. Сущность бюджетного дефицита 4
1.2 Расходование бюджетных средств в условиях дефицита 11
1.3 Особенности расходования бюджетных средств в условиях дефицита 17
Заключение 23
2. Задача 24
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

бюджет. система Вебер.doc

— 304.50 Кб (Скачать файл)

отдельные операции, связанные с  государственным долгом, а также  финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.

1.2 Расходование бюджетных средств в условиях дефицита

 

Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений, связанных с использованием средств государственного бюджета.

Состав расходов бюджетной системы  определяется бюджетной классификацией видов расходов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

1. Принцип целевого использования  средств;

2. Безвозвратность государственных  расходов;

3. Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий год.

Согласно закону РФ «О бюджетной  классификации РФ», принятому 07.07.99 г., классификация расходов бюджетной системы включает:

      • классификацию расходов по функциональному признаку;
      • классификацию расходов по экономическому содержанию;
      • классификацию расходов по ведомственному признаку [2].

Классификация расходов по функциональному  признаку отражает группировку расходов бюджетов всех звеньев в зависимости  от функций, выполняемых различными уровнями органов власти. По данному признаку, например, в расходах федерального бюджета выделены: расходы на управление, оборону, международную деятельность, правоохранительную деятельность, на расходы в промышленности и сельском хозяйстве, на образование, культуру, здравоохранение и т.д.

Ведомственная классификация отражает распределение расходов бюджета по прямым получателям бюджетных ассигнований. Она одновременно отражает ведомственную и отраслевую структуру управления в государстве.

Классификация расходов по экономическому содержанию отражает группировку расходов по предметным статьям и элементам расходов. На основе данного признака выделены расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и т.д. перечисленные расходы составляют группу текущих расходов, кроме которых выделены такие группы, как: выплата процентов, капитальные затраты и т.д.

Принцип безвозвратного использования  означает, что средства, получаемые из бюджета на финансирование социальных или экономических расходов не возмещается потребителями государству. В условиях реформирования экономики наблюдается острая финансовая недостаточность у регионов и у субъектов хозяйствования, поэтому в бюджетной практике последних лет имеет место возвратное финансирование определённых видов расходов, не включенных в состав бюджетной классификации.

При этом за получаемые из бюджета  ссуды субъектами РФ и хозяйствующими органами может производиться оплата, не превышающая ставку Центрального Банка. Средства могут быть переданы и на бесплатной, но возвратной основе [3].

Принцип соблюдения режима экономии подразумевает своевременное доведение  бюджетных средств до конечного  потребителя, т.е. физического лица. От момента зачисления средств на бюджетный счёт до момента финансирования статьи или подстатьи расходов бюджета проходит определённый период времени. Чем длиннее этот период, тем ниже эффективность использования бюджетных средств. На пути доставки бюджетных средств возможны злоупотребления как со стороны банков, ведущих бюджетные счета, так и со стороны распределителей бюджетных средств. Кроме того, при распределении доходов и расходов необходимо максимально сократить межбюджетные встречные потоки для того, что бы ускорить прохождение средств.

Бюджетный контроль на современном  этапе не обеспечивает в полной мере эффективное использование бюджетных средств. Необходимо реформирование системы бюджетного контроля с пересмотром функций и полномочий контрольных органов исключая дублирование в их деятельности и одновременно создавая условия для координированного взаимодействия.

Расходы бюджета так же различаются  по уровню влияния на воспроизводственный процесс. По этому принципу выделяют и капитальные расходы.

Текущие расходы включают расходы  на содержание социальной и экономической инфраструктуры, выдачу текущих субвенций, трансфертных платежей и т.д.

Капитальные расходы связаны с  инвестиционной деятельностью государства. Текущие расходы обычно относятся к защищённым статьям бюджетных расходов, т.е. они не подлежат секвестированию в процессе исполнения бюджета [1].

В консолидированном бюджете применяется  региональное и территориальное разделение расходов бюджетной системы.

Органы власти субъектов РФ обеспечивают развитие социальной и экономической  инфраструктуры, социальную защиту населения  и развитие местной промышленности. Социально-производственная инфраструктура включает такие отрасли, как транспорт, строительство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, отрасли бытового обслуживания населения. Местная промышленность обычно состоит из предприятий, где производство связанно со специфическими местными условиями, т.е. это редкие промыслы и предприятия узко-профильного назначения.

В соответствии с приведёнными функциями  расходы бюджетной системы распределяются следующим образом:

Из федерального бюджета финансируются расходы:

1. На оборону, в т.ч. финансовое  обеспечение программы конверсии;

2. На государственную поддержку  отдельным отраслям;

3. На финансирование внешнеэкономической  деятельности;

4. На социально-культурные мероприятия;

5. На обслуживание государственного долга;

6. Расходы, связанные с содержанием  органов исполнительной и представительной власти (федеральных органов) [10].

Важным моментом в реализации бюджетной  реформы является обоснование концепции разграничения расходов между бюджетами. Основа концепции – адекватность бюджетных расходов полномочиям, закреплённым за соответствующим уровнем управления. До принятия бюджетного кодекса этот принцип не может быть реализован в полной мере, так как существуют полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения, расходы по которым могут финансироваться из бюджетов разных уровней. Кроме того, в условиях дефицита бюджета часть полномочий из вышестоящих бюджетов передаётся на нижестоящие, н.п. из федерального на бюджеты субъектов федерации причём в ряде случаев без законодательного оформления. Актуальной является проблема реструктуризации расходов федерального бюджета.

Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности.

В связи с недостатком бюджетных  ассигнований, произошел отказ от неэффективных и дорогостоящих  объектов, и переориентации финансирования наиболее ценного научно-производственного потенциала.

Приоритетными направлениями финансирования научно-технических и инновационных программ являются:

      • организация высокоэффективных процессов по производству продовольствия и для переработки продукции отраслей АПК;
      • борьба с наиболее распространенными болезнями;
      • создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности [4].

При этом предусмотрен программно-целевой  подход к планированию и финансированию науки, бюджетные средства, предусмотренные на финансирование проекта направляются непосредственно исполнителем на конкурсной основе, творческим коллективам или группам отдельных ученых, что позволяет повысить уровень заработной платы наиболее квалифицированной части научных работников и улучшить техническое оснащение исследований, имеющих первостепенное значение для развития науки и экономики.

В настоящее время происходит реформирование научной сферы, в результате которого предполагается сократить объем бюджетных ассигнований, выделяемых неэффективно работающим научно-производственным объединениям.

Исследуя расходы этой статьи бюджета  в динамике можно заметить, что  расходы на науку в 1997 году увеличились  на 2042 млрд. руб., по сравнению с расходами на 1996 год, что в общем объеме расходов бюджета составило 0,2%.

Расходы на оборону вытекают из функций  государства. Общий размер и уровень  расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны.

Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.

Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др [5].

Все эти расходы отражаются в  специальной смете Министерства обороны Российской Федерации, которая затем включается в состав республиканского бюджета. Особенность планирования расходов - в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).

Часть прямых военных расходов финансируется  по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов безопасности финансируется по разделу “Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры”, а расходы на содержание Службы внешней разведки и некоторых других оборонных ведомств относится к расходам на содержание органов государственного управления.

Косвенные военные расходы в  республиканском бюджете включает в основном выплаты пенсий ветеранам  Вооруженных Сил и их семьям. Эти  затраты финансируются по разделам “Расходы на оборону” и “Социальное обеспечение” [2].

Расходы на управление включают в  себя следующие группы расходов:

На содержание органов государственной  власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;

На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;

На содержание органов государственной  власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и  ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;

На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;

Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

Основными документами, определяющими  расходы на управление, является штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады, надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.

В переходный период абсолютные суммы  расходов на управление подвержены изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием средств на эти цели.

1.3 Особенности расходования бюджетных средств в условиях дефицита

 

Существуют следующие способы  покрытия бюджетного дефицита:

    1. Монетизация бюджетного дефицита.
    2. Внешнее долговое финансирование.
    3. Внутреннее долговое финансирование.
    4. Увеличение налогообложения.

Информация о работе Особенности расходования бюджетных средств в условиях дефицита