Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образования согласно Закону «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое значение придается повышению качества подготовки кадров, подготовке специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебного процесса. Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров. Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Содержание работы

Введение................................................................................................................3
1. Общая характеристика состава и структуры расходов бюджетов на образование......................................................................................................4
2. Практика планирования расходов бюджета на образование......................10
3. Порядок финансирования расходов на образование и его совершенствования в современных условиях............................................15
Заключение..........................................................................................................23
Список использованных источников и литературы........................................24

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Фонд оплаты труда  рассчитывается с учетом структуры  должностей - преподавателей, доцентов, профессоров, заведующих кафедрами, деканов факультетов, а также ректора и проректоров.

Объем учебных часов  на ставку в вузах не устанавливается. Положением об учреждении высшего профессионального  образования определено, что объем  учебной нагрузки не должен превышать 900 часов в год. Конкретный объем учебных часов каждому преподавателю определяется кафедрой в соответствии с уставом вуза.

Оплата труда в вузе также осуществляется на основании ETC, предусматриваются доплаты за наличие ученой степени кандидата или доктора наук.

Предусматривается также  оплата труда научных сотрудников  в соответствии с проводимыми  за счет бюджетных средств исследованиями.

Другие виды расходов с учетом специфики и профиля  вуза планируются по разделам экономической  классификации.

Особенности планирования расходов учреждений дополнительного  образования связаны прежде всего  с тем, что в дошкольных учреждениях (детских садах), музыкальных, художественных школах, центрах творчества может  предусматриваться или предусматривается  частичная оплата расходов на обучение родителями. Доля родительской оплаты определяется учредителем в соответствии с федеральными нормативными актами.

Сметы расходов учреждений дополнительного образования состоит  из доходов, получаемых в виде частичной  оплаты и расходов по статьям, которые приведены выше. Бюджетные расходы складываются из разницы между сметой расходов по статьям и доходами, получаемые в виде родительской платы.

 

2.3 Совершенствование планирования и финансирования расходов бюджета на образование в рыночной экономике

В связи с  этим на первый план выходит проблема эффективности компенсации недостающих  средств дотационным регионам в  рамках бюджетной поддержки. Помощь, оказываемая в настоящее время  дотационным регионам из федерального бюджета в различных формах, не имеет целевого характера и распределяется на местном уровне в зависимости от сложившейся практики, текущих потребностей или предпочтений администрации. Таким образом, остро встает вопрос о необходимости создания дифференцированной по регионам, строго целевой и стимулирующей системы планирования федеральных расходов на образование, прозрачной системы их распределения на всех уровнях – от федерального до муниципального.

Важнейшей проблемой  является не только объем финансовых средств, но и обеспечение прозрачности и эффективности их использования. Инструментом, обеспечивающим эти принципы, станет Федеральный закон «Об отчете Правительства РФ и информации Центрального банка РФ о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики», принятый Государственной Думой 22 мая 2009г. Этот закон обязывает Правительство РФ ежеквартально представлять парламенту всю информацию о средствах, идущих на преодоление кризиса с указанием не только банков, но и конечных получателей этих средств.

Возможные решения  проблем бюджетного финансирования:

1. Необходимо  упорядочить бюджетное законодательство, в частности внести уточнения  в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие:

- передачу права  утверждения сводной сметы доходов  и расходов учреждения, в том  числе образовательного, руководителю  этого учреждения;

- включение  бюджетополучателей в процедуру  разработки бюджета. Это обусловлено  тем, что действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетных учреждений, образовательных, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и др. факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;

- пересмотр  срока доведения уведомлений  о бюджетных ассигнованиях до  бюджетных учреждений и его увеличение до 30 дней с момента утверждения сводной бюджетной росписи расходов независимо от уровня бюджета;

- доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях,  объёмах доходов и расходов  и лимитов бюджетных обязательств  одной строкой;

- предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средств бюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям экономической классификации. При этом финансирование также должно осуществляться одной строкой, а не постатейно, как это делается сейчас;

- корректировку  росписи расходов бюджета на  основе фактически произведённых  расходов в соответствии с  кодами бюджетной классификации,  предоставленными в бухгалтерском  отчёте за конкретный отчётный  период;

- передачу утверждённой  сметы доходов и расходов в  течение одного дня со дня  её получения бюджетным учреждением  или со дня её утверждения  руководителем организации (если  такое право ему будет предоставлено);

- компенсацию  по решению судебных органов  морального и материального ущерба бюджетному учреждению казначейством в размере, превышающем размер недофинансирования, повлекшего указанный ущерб;

- сохранение  за бюджетным учреждением остатка  средств, обоснованно образовавшегося  по состоянию на 31 декабря текущего года на счёте бюджетного учреждения;

- наделение  руководителя бюджетного учреждения  правом на установление порядка,  сроков и целевого назначения  расходования этого остатка, включая  составление учреждением отдельной  сметы расходования этих средств.

2. Необходимо  при определении объёмов бюджетного  финансирования образования на  очередной финансовый год руководствоваться  следующими принципами:

- общий объём  бюджетного финансирования образования  должен быть увеличен в соответствии  с положениями Национальной доктрины  развития образования и программными  документами Правительства РФ, предусматривающими  опережающий рост бюджетных ассигнований  в эту сферу деятельности;

- в качестве  приоритетных статей экономической  классификации, по которым должно  быть предусмотрено увеличение  по обоснованным расчётам, необходимо  выделить оплату труда, трансферты, расходы на обеспечение учебного  процесса, комплектование библиотек, проведение учебно-производственных практик, проведение учебно-научных студенческих семинаров и конференций, обеспечение учебными материалами и пособиями и т.п., приобретение учебного и научного и учебно-производственного оборудования, капитальный и, особенно, текущий ремонт. Необходимо также предусмотреть увеличение расходов на оплату коммунальных услуг. При этом финансирование должно выделяться одной строкой.

3. Целесообразно  изменить подходы к бюджетному  финансированию капитального ремонта  и приобретения оборудования для образовательных учреждений, переведя эти расходы из раздела 14 «Образование» функциональной классификации в федеральную адресную инвестиционную программу или формируемый в составе бюджета бюджетный фонда развития образования. Это позволит:

- обеспечить  концентрацию финансовых ресурсов  на действительно важных направлениях, требующих значительных инвестиций;

- повысить обоснованность  проводимых работ, осуществляемых  закупок и т.д. вследствие применения  отработанных процедур реализации инвестиционных проектов и использования опыта специалистов в этой области;

- обеспечить  правила взаимодополнения бюджетных  и внебюджетных ресурсов при  решении единых инвестиционных  задач без нанесения финансового  урона учреждению.

4. Необходимо  отказаться от практики централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования.

5. При переводе  стипендий в разряд адресных  социальных выплат следует сохранить порядок их назначения через образовательные учреждения, т.е. через места фактического нахождения учащихся, а не места их проживания.

6. Целесообразно  отменить регрессию единого социального  налога для образовательных учреждений, установив вместо этого сниженную ставку данного налога.

7. Необходимо  предусмотреть возможность отмены  финансирования начислений на  оплату труда (единого социального  налога) и прямого перечисления  этих средств со счёта бюджета.

8. Необходимо  освободить бюджетные учреждения от уплаты налогов с бюджетных средств, к которым отнесены все доходы бюджетного учреждения, в том числе от осуществления соответствующей деятельности с использованием государственного имущества, переданного ему в оперативное управление.

Приказ Минобразования и науки  РФ от 3.06.2010г. №581 «Об утверждении  методических рекомендаций по расчёту  нормативных затрат на оказание Федеральным  автономным учреждением  услуг.

 п.6 ст.6 Федерального  закона от 28.08.95г. №154-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации»

 п.2 ст.35 Федерального  закона от 28.08.95г. №154-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации»

ФЗ РФ от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (принят ГД ФС РФ 19.07.1996) в  редакции от 27.07.2010

в ред. Постановлений Правительства  РФ от 06.11.2004 № 605, от 29.07.2006 № 469, от 23.08.2007 № 533

Пункт 8 ст. 55 ФЗ РФ «Об образовании»


Информация о работе Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование в рыночной экономике