Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала дать оценку современному состоянию межбюджетных отношений в России.
Для достижения указанной цели нужно решить следующие задачи:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать современное состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы Российской Федерации, внести предложения по поводу их решения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации 5
Сущность и принципы межбюджетных отношений 5
Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов 10
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации 15
2.1. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации 15
2.2.Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношении в Российской Федерации 21
Заключение 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации.docx

— 51.41 Кб (Скачать файл)

     Правительству Российской Федерации следует определиться со способами решения этой проблемы, в том числе разработать реальный план поэтапной отмены таких льгот.

     Одним из важнейших направлений в создании собственной налогооблагаемой базы в финансово необеспеченных субъектах  Российской Федерации и муниципалитетах  является переход к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость (взамен налогов на землю и имущество).

     Следует рассмотреть возможность участия  органов местного самоуправления в  осуществлении отдельных полномочий по администрированию местных налогов  в соответствии с соглашениями, заключаемыми с налоговыми органами.

     В целях усиления заинтересованности органов местного самоуправления в  развитии малого и среднего предпринимательства  и, как следствие, в целях увеличения поступлений в местные бюджеты  представляется целесообразным закрепить  за бюджетами муниципальных районов  и городских округов фиксированную  величину отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

     При этом необходимо рассмотреть возможность  предоставления органам местного самоуправления права определять отдельные элементы данного налога.

     Потребуется и серьезная корректировка принципов  предоставления межбюджетных трансфертов.

     Заслуживает внимания идея укрупнения субсидий, предоставляемых  регионам в рамках государственных  программ (в сферах совместного ведения). При этом целесообразно на федеральном  уровне поставить перед получателями субсидий конкретные цели, контролировать результаты этой работы, а выбор  способов их достижения предоставить получателям субсидий. (Приложение 4)

     Необходимо  предусмотреть возможность оказания дополнительной финансовой помощи субъектам  Российской Федерации, активно содействующим  развитию инновационного сектора экономики. 
Следует создать условия для улучшения финансирования дорожного строительства в субъектах Российской Федерации.

     Необходимо  со всей серьезностью подойти к совершенствованию  правового положения государственных  учреждений субъектов Российской Федерации  и муниципальных учреждений, чтобы  в результате реально повысилось качество предоставляемых ими государственных  и муниципальных услуг, а затраты  на эти цели были оптимальными. 
Работа непростая, многое предстоит изменить как в организации деятельности таких учреждений и их финансировании, так и в умах тех, кто такие услуги оказывает. Правительству Российской Федерации необходимо методологически помочь в этой работе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в том числе по определению критериев изменения типа существующих бюджетных учреждений с учетом их сферы деятельности и выработке рекомендаций по внесению в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений изменений, которые следуют из федерального законодательства.
[1]

 

Заключение 

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

     Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно  новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и  перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит  не только социально-экономическое  развитие страны, но и взаимоотношения  между федеральным центром и  регионами.

     Современная  бюджетная система Российской Федерации несовершенна, в ней существуют проблемы, например,  такие как проблема несоответствия доходов региональных и местных бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов власти, недостаточно эффективная нормативно-правовая основа, регулирующая межбюджетные отношения, чрезмерная межрегиональная дифференциация регионов в плане социально-экономического развития, а так же неэффективная система распределения финансовой помощи нуждающимся регионам и муниципалитетам посредством межбюджетным трансфертов, поощряющая иждивенческие настроения и отбивающая у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.

     Основными направлениями совершенствования  межбюджетных отношений в России должны стать: укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации; укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе; создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы; введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности; обеспечение определенных финансовые преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.

     Что касается дальнейшего развития межбюджетных отношений, то Правительство Российской Федерации, несмотря на сегодняшние трудности в данном направлении, все-таки придерживается оптимистических взглядов. 
 
 

 

Список  литературы 

  1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011–2013 годах;
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации : ФЗ от 31.07.1998 № 145 – ФЗ (в ред. от  28.12.2010 №402-ФЗ);
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г;
  4. Приложения к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов;
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов";
  6. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: / Учебник. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Юрайт, - М, 2009;
  7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008;
  8. Бетин О.И. Механизмы государственного межбюджетного регулирования: Науч.-метод. пособие / Бетин О.И., Преображенский Б.Г. - Воронеж, 2008;
  9. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008;
  10. Курс экономической теории. Учебное пособие / Под. ред. Чепурина М.Н., Киселевой А.В. - Киров: АСА, 2009;
  11. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник для вузов /под. ред.Г.Б. Поляка -2009;
  12. news.kremlin.ru - официальный сайт Президента России;
  13. www.minfin.ru -  официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации;

Информация о работе Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации