Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала дать оценку современному состоянию межбюджетных отношений в России.
Для достижения указанной цели нужно решить следующие задачи:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать современное состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы Российской Федерации, внести предложения по поводу их решения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации 5
Сущность и принципы межбюджетных отношений 5
Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов 10
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации 15
2.1. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации 15
2.2.Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношении в Российской Федерации 21
Заключение 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации.docx

— 51.41 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при  Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет) 

«Пермский финансово-экономический  колледж» – филиал Финуниверситета 
 
 

кафедра «Финансы и кредит» 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»

Оценка  современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации 
 

                   Выполнил:

                   студент 307 группы, 3 курса

              очной формы обучения

              специальности «Финансы»

              специализации «Финансы и                                 право»

              Тимофеева Дарья Сергеевна 

              Научный руководитель:

                                          Антипова Екатерина Ивановна  
 
 

Пермь, 2011

 

Содержание 

Введение                                                                                                                       3

 Глава 1. Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации                                                                                               5

    1. Сущность и принципы межбюджетных отношений                           5
    2. Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов                                                                                               10

Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации   15                                                                                                                         

     2.1. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации                                                                                                                  15

     2.2.Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношении в Российской Федерации                                                                 21                                                                                                                                                                           

Заключение                                                                                                                 24

Список  литературы                                                                                                   26

Приложение                                                                                                                27   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно  новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и  перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит  не только социально-экономическое  развитие страны, но и взаимоотношения  между федеральным центром и  регионами.

     Во  многом стихийно сложившаяся модель межбюджетных отношений в 90-х годах  прошлого века не позволяла государственным  органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать  свои функции. Бюджетные проблемы стали  основной причиной конфликтов между  федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными  и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием  кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего  пореформенного периода вносить  изменения в порядок организации  и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.

     Таким образом, проблема реформирования бюджетной  системы эффективного использования  общественных финансовых ресурсов, вопросы  их централизации и децентрализации  обуславливают высокую актуальность изучения сущности и принципов межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений по их совершенствованию.

     Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала дать оценку современному состоянию  межбюджетных отношений в России.

     Для достижения указанной цели нужно решить следующие задачи:

     - дать определение понятию «межбюджетные  отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и  содержание;

     - исследовать современное состояние  межбюджетных отношений России  на различных уровнях бюджетной  системы;

     - выявить проблемы бюджетной системы Российской Федерации, внести предложения по поводу их решения.

     Объектом  исследования является современные  теоретические и практические вопросы  функционирования системы межбюджетных отношений.

     Предметом исследования является проблематика взаимоотношений бюджетов различных уровней по поводу распределения и перераспределения общественных финансовых ресурсов.

     Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных авторов, законодательные акты Российской Федерации.

     Практическая  значимость работы заключается в  том, что основные положения и  выводы могут использоваться в качестве практического пособия, справочника  и руководства к действию для  работников финансово-бюджетной сферы.

     Курсовое  исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Первая глава посвящена теоретическим вопросам межбюджетных отношений, их сущности, принципам и нормативно-правовой основе. Во второй главе исследуются и анализируются современное состояние межбюджетных отношений в России.  

 

Глава 1.Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношении 

    1. Сущность  и принципы межбюджетных отношений
 

     Распределительная (распределение валового национального продукта) и контрольная функция обуславливает сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых планируются доходы и расходы государства.

     Бюджет страны - основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой зависят от его экономической политики.

     Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной  системы, организацию и принципы ее построения принято называть бюджетным  устройством.

     Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства.

     По  своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Поэтому в стране должен выполняться  принцип бюджетного федерализма. В  мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное  установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных  и региональных уровней власти и  управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы

     Построение  бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и конституциях республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

     1) федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

     2) бюджетов субъектов Российской  Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

     3) местных бюджетов, в том числе:

    бюджеты муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

     бюджеты городских и сельских поселений. [2,3]

     Свод  бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующий год  представляет собой консолидированный бюджет Российской Федерации.

     Характер  взаимодействия бюджетов различных  уровней между собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации  и децентрализации бюджетной  системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.

     Межбюджетные  отношения - это отношения между  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления, связанные с формированием и  исполнением соответствующих бюджетов.

     Конечная  цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении  гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных  социальных услуг и достойного уровня жизни.

     Для централизованной бюджетной системы  характерна высокая степень концентрации налоговых и иных поступлений  в федеральном бюджете, средства которого в ходе так называемого  межбюджетного выравнивания перераспределяются между нижестоящими бюджетами путем  предоставления им разнообразных субсидий. Такая система позволяет мобилизовывать и целенаправленно использовать значительные бюджетные средства прежде всего в общегосударственных интересах. Но при этом остается слишком мало возможностей для учета фактических потребностей отдельных территорий (субъектов федерации и муниципальных образований) и обеспечения их заинтересованности в расширении собственных доходов потенциалов.

     Децентрализация бюджетной системы, уменьшающая  концентрацию бюджетных доходов  в «центре», соответственно сокращает  объем перераспределяемых средств, но почти никогда не избавляет  полностью от необходимости применения механизмов межбюджетного выравнивания. Это обусловлено минимум двумя  главными мотивами. Во-первых, пока нигде  не удавалось на практике обеспечить полного соответствия величины налоговых  и иных бюджетных доходов объему расходных обязательств соответствующих  органов власти; недостаток средств, обычно вынужденно компенсируют бюджетными субсидиями. Во-вторых, существует задача воздействия центральной власти на формирование бюджетной и иной политики территориальных органов  исходя из общегосударственных приоритетов.

Информация о работе Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации