Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала дать оценку современному состоянию межбюджетных отношений в России.
Для достижения указанной цели нужно решить следующие задачи:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать современное состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы Российской Федерации, внести предложения по поводу их решения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования межбюджетных отношений в Российской Федерации 5
Сущность и принципы межбюджетных отношений 5
Механизм взаимоотношений федерального и региональных бюджетов 10
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в Российской Федерации 15
2.1. Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации 15
2.2.Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношении в Российской Федерации 21
Заключение 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации.docx

— 51.41 Кб (Скачать файл)

     В настоящее время взаимоотношения  федерального и региональных бюджетов не имеют достаточной законодательной  базы, непрозрачны, крайне запутаны, во многом произвольны и требуют  радикального упорядочения. Помощь регионам из федерального бюджета осуществляется не только посредством прямых транзакций (перечислений) на определенные цели, но и в виде всяких льгот по налогам, которые должны по общему порядку поступать в федеральный бюджет, а также в других формах. Такое положение открывает простор для субъективизма, скрытых дотаций, определяемых не только реальным положением дел в регионах, но и политическими и иными мотивами. 
 
 

 

ГЛАВА 2. Особенности межбюджетных отношений в России

2.1. Современное состояние межбюджетных отношений в России  

     Политика  в области межбюджетных отношений  Российской Федерации на 2010-2012 годы направлена на:

    -корректировку  механизмов оказания финансовой  помощи органам государственной  власти субъектов Российской  Федерации и местного самоуправления;

    -дальнейшее  развитие стимулов к увеличению  доходной базы бюджетов субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований; 

    -создание  стимулов повышения качества  управления бюджетным процессом  на региональном и местном  уровнях. [5]

     Среднегодовые темпы роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в последние годы вдвое превышали показатели инфляции. Этому способствовал рост экономики страны, что обеспечивало положительную динамику поступлений налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов (Приложение 1). [4]

     В условиях мирового финансового кризиса  произошло значительное сокращение поступлений от налога на прибыль  организаций и темпов роста налога на доходы физических лиц в региональные и местные бюджеты.  
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет осуществляться в условиях неблагоприятной экономической ситуации, негативным образом сказывающейся на доходных источниках региональных и местных бюджетов.

Одной из базовых задач политики межбюджетных отношений на 2010-2012 годы является адекватная корректировка механизмов межбюджетного  регулирования.

     Сокращение  общего объема межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в основном обусловлено сокращением объема межбюджетных субсидий.

     Дотации региональным бюджетам в целом были запланированы на 2010 год в объеме 374млрд. рублей и составили почти половину от общего объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (Приложение 2).

     К 2012 году предполагается сохранить на уровне 2009 года объем основного инструмента выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации - Фонда финансовой поддержки регионов в сумме 374 млрд. рублей.

     Ключевой  задачей является адаптация механизма выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации к сложившимся условиям. При расчете объема дотаций будут учитываться данные за отчетный период текущего года и структура экономики региона в разрезе видов экономической деятельности с тем, чтобы учесть динамику показателей в основных отраслях экономики и, как следствие, налоговый потенциал экономики региона. (Приложение 3)

     Значительное  снижение объема средств на поддержку  мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации  в 2010-2012 годах к уровню 2009 года связано  с тем, что в федеральном бюджете 2009 года в качестве антикризисной  меры дополнительно были предусмотрены  дотации на поддержку мер по обеспечению  сбалансированности субъектов Российской Федерации в сумме 150 млрд. рублей. Это позволило оказать нуждающимся субъектам Российской Федерации необходимую финансовую помощь, а регионам - своевременно выполнить свои обязательства.

     В целях выполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предполагается переориентировать финансовую помощь на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Для этого будет пересмотрена сложившаяся структура межбюджетных трансфертов, сокращено количество межбюджетных трансфертов за счет отмены и объединения ряда субсидий, а также иных межбюджетных трансфертов.

  Будет проведена комплексная оценка предоставляемых субъектам Российской Федерации субсидий в соответствии с принципами, согласно которым выделение субсидий целесообразно лишь в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг между субъектами Российской Федерации, предусматривают повышение качества (объема) предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг в целом по Российской Федерации до установленного на федеральном или региональном уровнях показателя или предоставление субсидий обусловлено неравномерным распределением потребителей отдельных государственных (муниципальных) услуг по субъектам Российской Федерации.

     Предоставление  субсидий будет сопровождаться установлением  четких конечных целей их предоставления и сроков достижения указанных целей, по завершению которых осуществление  предоставления субсидий должно быть прекращено.

     Субсидии  бюджетам субъектов Российской Федерации составили в 2010 году 360,6 млрд. рублей, составят в 2011 году – 277,5 млрд. рублей, в 2012 году – 232,5 млрд. рублей.

     С 2010 года предусматривается отказ от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субфедерального уровня, что вызвано достижением поставленных при их выделении целей.  
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации. К началу 2002 года у субъектов Российской Федерации образовалась значительная задолженность по выплате гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.  
В целях оказания финансовой помощи регионам по выполнению ими полномочий по предоставлению субсидий гражданам и ликвидации задолженности, с 2002 года в федеральном бюджете предусматриваются средства на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Уровень софинансирования из федерального бюджета указанных расходов за эти годы в среднем по Российской Федерации составил около 20% от размера выплаченных бюджетами субъектов Российской Федерации средств.  
В настоящее время доля выплаченных гражданам субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации составляет более 95% от начисленных. Задолженность по выплате субсидий отсутствует. Учитывая, что основные цели предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации достигнуты, с 2010 года отменено софинансирование указанных расходов из федерального бюджета. С 2010 года планировалось сохранить только субсидию в части социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

     Объем субвенций, направляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию публичных  и приравненных к ним расходных обязательств, составило в 2010 году 260,7млрд. рублей, составит в 2011 году – 230,6 млрд. рублей, в 2012 году – 239,5 млрд. рублей.  
Около 50% общего объема субвенций составляют субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельными категориями граждан. Сокращение объема субвенций в 2010 году по отношению к 2009 году объясняется уменьшением численности льготников, а также количества обращений граждан за предоставлением данных мер социальной поддержки.  
Вторым по объему публичным полномочием, делегированным Российской Федерацией регионам, является содействие занятости населения.

     Иные  межбюджетные трансферты в 2010-2012 годах составят 53,8 млрд. рублей (61,4% от уровня 2009 года), 26,4 млрд. рублей (49,1% от уровня 2010 года) и 24,4 млрд. рублей (92,4% от уровня 2011 года) соответственно.

     В 2010 году планировалось сохранить межбюджетные трансферты на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальных выплат в сумме 18,9 млрд. рублей. В то же время отдельные виды иных межбюджетных трансфертов были сокращены.

     Для предотвращения несбалансированности некоторых региональных бюджетов в 2010-2012 годах в федеральном бюджете  будут предусмотрены соответствующие  средства. При этом планируется смещение акцента с предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации к предоставлению бюджетных кредитов с льготной процентной ставкой в размере ¼ ставки  рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на срок до 3-х лет. Данный финансовый инструмент позволяет при необходимости ликвидировать дисбаланс между расходами и доходами регионального бюджета, при этом повышая ответственность региональных властей и снижает иждивенческие настроения. На эти цели в 2010 году в федеральном бюджете планировалось предусмотреть общий объем кредитов в сумме 125 млрд. рублей, в том числе на поддержку регионов в сфере дорожного хозяйства в сумме до 25 млрд. рублей.

     Начиная с 2010 года предполагалось изменение порядка установления нормативов зачисления доходов от уплаты акцизов на отдельные виды подакцизной продукции с целью отказа от использования данных о фактических поступлениях акцизов и перехода к расчету нормативов по обоснованным статистическим данным.

     Предполагается  усовершенствование механизма "отрицательного трансферта", обеспечивающее большую деконцентрацию доходных поступлений, не связанных с деятельностью органов местного самоуправления, между публично-правовыми образованиями местного значения, и в то же время стимулирование органов местного самоуправления к развитию налогового потенциала.

     В период финансовой нестабильности одним  из приоритетных направлений развития бюджетной политики в области  межбюджетных отношений должно быть внедрение передовых технологий управления в бюджетный процесс, обеспечивающих эффективное предоставление бюджетных услуг.

     В целях создания стимулов к формированию нового качества управления бюджетным  процессом на региональном уровне предусматривается  установление и реализация системы  мониторинга и оценки качества организации  и осуществления бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации. В рамках указанной системы будут  предусмотрены меры поощрения и  санкции в отношении субъектов  Российской Федерации с высоким  и ненадлежащим качеством финансового менеджмента соответственно.

     Основное  внимание будет уделено своевременности  выполнения публичных обязательств субъектов Российской Федерации. Повышение  ответственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  за проводимую бюджетную политику, сохранение платежеспособности публично-правовых образований потребует уточнения  процедуры и критериев введения временной финансовой администрации.  
Реализация вышеизложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности региональных бюджетов и качества управления бюджетным процессом на региональном и местном уровнях.
 

     2.2.  Возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений  в России 

     Согласно  бюджетному посланию Президента Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

     Повышение уровня финансового обеспечения  полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления за счет собственных доходов –  это предпосылка для повышения  эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональных и местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками  в соответствующие бюджеты, с  объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных  или муниципальных услуг, а следовательно, для повышения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.[13]

     Однако  по-прежнему сохраняется острота  проблемы выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями.

Информация о работе Оценка современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации