Оценка эффективности расходов на оказание государственных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:41, реферат

Описание работы

Планирование расходов бюджета должно быть ориентировано на выбор опти-мального варианта распределения бюджетных средств для решения задач социально-экономического развития и на создание условий для повышения эффективности их расходования. Иными словами, понятие эффективности имеет различный смысл на разных стадиях бюджетного процесса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Анализ подходов к оценке эффективности бюджетных расходов 5
2. Методы оценки эффективности бюджетных расходов 6
3. Система оценки и мониторинга программ 8
4. Типология оценки целевых программ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Анализ подходов к оценке эффективности бюджетных расходов.docx

— 95.26 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по рыболовству

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Астраханский государственный  технический университет

Институт экономики

 

Кафедра «Экономика и

 управление предприятием»

 

 

Реферат

по дисциплине Управление качеством в бюджетных организациях

на тему: Оценка эффективности расходов на оказание государственных услуг

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы

ДФУ – 51

Сухочева А. А.

Научный руководитель:

проф. Арыкбаев Р. К.

 

Астрахань, 2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

1. Анализ подходов к оценке эффективности бюджетных расходов 5

2. Методы оценки эффективности бюджетных расходов 6

3. Система оценки и мониторинга программ 8

4. Типология оценки целевых программ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15

Список используемой литературы 16

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Многие страны мира сталкиваются с проблемой недостаточности ресурсов и необходимостью эффективного их распределения и использования для максимально полного удовлетворения потребностей населения. В этих условиях крайне важно обеспечить направление бюджетных средств, в первую очередь, на реализацию приоритетных программ, а также перераспределение неиспользуемых или неэффективно используемых ресурсов.

Оценка эффективности расходов бюджета является важным и неотъемлемым инструментом современной бюджетной  политики государства. Ее роль многократно  возрастает при необходимости обеспечения  прозрачности бюджетного процесса и  подотчетности деятельности органов  исполнительной власти за реализацию государственной политики в той  сфере ведения, за которую они  ответственны. В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации  принцип результативности и эффективности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов участники  бюджетного процесса в рамках установленных  им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного  бюджетного объема средств [1].

Планирование расходов бюджета  должно быть ориентировано на выбор  оптимального варианта распределения бюджетных средств для решения задач социально-экономического развития и на создание условий для повышения эффективности их расходования. Иными словами, понятие эффективности имеет различный смысл на разных стадиях бюджетного процесса. Первый и, возможно, теоретически самый главный аспект — это распределение собранного объема государственных средств по отдельным направлениям финансирования в соответствии с приоритетами развития. Второй — эффективность использования бюджетных средств их конечным получателем, т. е. тем государственным учреждением, которое тратит эти средства на конкретные цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ подходов к оценке эффективности бюджетных расходов

В экономической литературе под  эффективностью понимают отношение  полученного результата от какого-либо мероприятия к затратам на его  реализацию. Тем не менее, в рамках государственных финансов термин «эффективность»  чаще отражает социальный эффект от предоставления бюджетных услуг населению. Результативность, в свою очередь, может быть описана  как степень достижения запланированных  результатов, показатель непосредственных результатов управленческого труда.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность – это соотношение  между достигнутыми результатами и  затраченными ресурсами. Следовательно, оценка эффективности расходов бюджета  представляет собой вид деятельности государственных или муниципальных  органов власти, направленный на сопоставление  затрат и результатов от расходования бюджетных средств.

В настоящее время существуют различные  подходы к оценке эффективности  государственных расходов, среди  которых можно выделить два основных:

— академический;

— программный.

Следует пояснить, что эти направления  сложились из-за различия в целях  их реализации. Академическое направление  использует укрупненное представление  об эффективности расходов в целях  международных сопоставлений, пренебрегая  при этом рядом факторов. Основная цель программного подхода — оценить  результативность работы органов государственной  власти по реализации государственной  политики в установленной сфере  деятельности.

  1. Методы оценки эффективности бюджетных расходов

Различают 4 основных метода оценки эффективности  бюджетных расходов:

Анализ издержек и выгод (cost – benefit analysis CBA);

Анализ издержек и результативности (cost – effectiveness analysis CEA);

Анализ издержек и полезности (cost – utility CUA);

Анализ издержек и взвешенной результативности (weighted cost effectiveness analysis WCEA). [3].

Метод, основанный на анализе издержек и выгод, используется в том случае, когда общественные выгоды поддаются денежной оценке. В данных случаях производится оценка выгод в денежной форме, получаемых в процессе осуществления бюджетных расходов. В краткосрочном периоде эффект может быть рассчитан по формуле:

NB= B-C, где (1)

NB- краткосрочные чистые текущие выгоды;

B – выгоды в текущем периоде;

C – бюджетные расходы в текущем периоде.

В долгосрочной перспективе эффект может быть рассчитан следующим  образом:

NB , где (2)

NB - долгосрочные чистые текущие выгоды;

B  - выгоды в момент t;

C  - бюджетные расходы в момент t;

d – ставка дисконтирования.

Метод, построенный на анализе издержек и результативности, оценивает выгоды в физических величинах. Основное отличие данного метода от метода, описанного выше, заключается в том, что выгоды оцениваются не в денежном выражении, а в натуральных единицах. При использовании метода рассчитывается показатель эффективности:

С/E =   (3)

Метод, в основе которого лежит анализ издержек и полезности, сопоставляет издержки, выраженные в денежном отношении, и пользу для населения, полученную при осуществлении бюджетных расходов, измеряемую в единицах полезности. Изначально данный метод рассматривался как одна из модификаций анализа издержки - результативность, но в настоящее время рассматривается как независимый, имеющий специфические сферы применения подход. В частности,  он используется при рассмотрении бюджетных расходов, касающихся здравоохранения.

Метод, основанный на анализе издержек и взвешенной результативности, применяется в тех случаях, когда возникает необходимость объединения множества социальных результатов, а выгоды в данном случае не могут быть измерены в денежном выражении.

Несмотря на то, что методы оценки эффективности бюджетных расходов отличаются вариативностью как в измерении издержек, так и в измерении получаемых результатов, подходы к их оценке должны основываться на поэтапной реализации ряда шагов (рис.1) [2]. 

 

Рис.1. Порядок оценки эффективности  бюджетных расходов.

Для реализации стратегических целей  и задач социально-экономического развития РФ, определенных в Бюджетном  послании Президента РФ «О бюджетной  политике на 2010-2012 годы», необходимо использование  организационно-экономических, финансово-бюджетных  и социально-политических методов  решения существующих проблем, в  связи с чем особое значение приобретает методология формирования бюджетных целевых программ.

  1. Система оценки и мониторинга программ

Сложность и многогранность подходов к управлению государственными и  муниципальными расходами ведет  к созданию вариативности методов  оценки целевых программ. В целях  выявления ключевых подходов к оценке целевых программ, необходимо понять ее сущность, а также сущность процесса мониторинга.

Сущность процессов оценки и  мониторинга может быть определена следующим образом: «Мониторинг  результативности позволяет определить и применять на практике конкретные индикаторы для измерения полученного  эффекта и эффективности программ на регулярной основе. В процессе мониторинга  администраторы программ смогут влиять на их эффективность, а также публично доказывать их необходимость, что способствует росту доверия к правительству». Оценка целевых программ – это  систематическое определение объективных  характеристик реализуемых или  уже завершенных программ, включающая в себя следующие элементы – сам  проект, процесс его выполнения и  результаты [5].

Кроме того, мониторинг может рассматриваться  как метод, определяющий и оценивающий  результативность деятельности администрации, в частности, по предоставлению услуг, исполнению программ. При этом мониторинг результативности бюджетных расходов неразрывно связан с системой планирования и контроля осуществляемой деятельности, в основе которой лежит использование  показателей, позволяющих проследить достижение результатов по отношению  к поставленным целям [4].

Определение сущности понятий мониторинга  и оценки позволяет сформулировать основные требования, предъявляемые  к данным системам. Система оценки и мониторинга программ будет  эффективной в том случае, когда  используемые в ней методы будут  основаны на ряде принципов:

    • многоуровневый характер системы и разнообразие используемых видов оценки;
    • наличие четко определенных критериев оценки до начала ее проведения;
    • высокая степень объективности процесса проведения оценки;
    • непрерывный и регулярный процесс мониторинга целевых программ.
  1. Типология оценки целевых программ

В современной научной литературе можно встретить различные типологии  оценки целевых программ (рис. 2). 

Предварительная оценка (formative assessment) представляет собой оценку программы до начала ее реализации. Целями проведения такой оценки являются анализ качества проекта программы, оценка целесообразности реализации программы с точки зрения социально-экономического развития, составление рейтинга целевых программ.

Промежуточная (intermediate evaluation) – оценка на стадии реализации программы. Целью проведения оценки является корректировка программы в случае возникновения критических отклонений фактических значений показателей от плановых.

Суммирующая (обобщающая) (summative evaluation) оценка проводится на стадии завершения реализации программы. Целями проведения данной оценки являются экспертиза результативности и эффективности программы, анализ причин отклонения от целевых установок и принятие адекватных управленческих решений.

 

Рис.2. Типология оценки целевых  программ

В зависимости от целей оценки выделяют:

· Оценка потребности (needs assessment) – оценка социально-экономических условий, которые привели к необходимости реализации программы.

· Оценка процесса реализации (process evaluation). Представляет собой анализ качества подготовки программы (состав и компетентность разработчиков, анализ методических материалов, использовавшихся при разработке, логическая схема программы, экспертиза содержания и ресурсной обеспеченности программы).

· Оценку влияния (impact evaluation) можно определить как: 1) выявление причинно-следственных связей между параметрами социально-экономического развития и программными мероприятиями; 2) оценку степени воздействия программы на социально-экономическое развитие.

· Оценка результативности (outcomes evaluation) – экспертиза результатов, достигнутых в ходе выполнения программы, сравнение полученных результатов с запланированными.

· Оценку эффективности (effectiveness evaluation) определяют с помощью сопоставления результатов программы с затраченными в ходе ее реализации ресурсами.

Различные виды оценки могут быть представлены в виде схемы, иллюстрирующей взаимосвязь целей, параметров и  критериев оценки (рис.3). 

 

Рис. 3. Модель структуры оценки бюджетных  целевых программ

Следует также отметить, что анализ потребностей в реализации программы  проводится на предварительной стадии оценки, анализ процесса реализации и  результативности программы – на промежуточной и конечной. Анализ эффективности реализации программы  необходимо проводить на всех стадиях  оценки – предварительной, промежуточной  и конечной.

Очевидно, что каждая из специфических  целей оценки является неотъемлемой частью системы анализа эффективности  бюджетных программ. В частности, необходимость оценки потребности  в реализации программы возникает  на стадии ее разработки и формирует  систему критериев, определяющую объем  расходных полномочий государственных  и муниципальных органов власти.

Анализ процесса реализации программ помогает сформировать систему мониторинга  программы, которая позволяет оценить  качество проектирования программных  мероприятий и качество управления программой.

Информация о работе Оценка эффективности расходов на оказание государственных услуг