Национальные проекты России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, основной целью данного исследования является характеристика национальных проектов России.
Объектом исследования являются национальные проекты и их роль в решении социально-экономических проблем страны.
Предметом исследования являются: механизмы финансирования национальных проектов, методы управления их реализацией, инструменты государственного регулирования и финансового контроля за национальными проектами с позиции целевого и эффективного использования как бюджетных средств, так и средств бизнеса.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
-рассмотрены понятия и сущность национальных проектов, приоритетных целей развития;
-рассмотрены основные национальные проекты, подведены итоги их реализации, выделены недостатки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: ОБЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА 5
1.1. Условия и предпосылки возникновения национальных проектов 6
1.2. Национальные проекты как новый инструмент социальной политики: преимущества, риски и возможности уточнения механизмов реализации 8
1.3. Подходы к достижению ЦРТ+ и целей национальных проектов 12
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИИ 15
2.1.Приоритетный национальный проект «Здоровье» 16
2.2.Приоритетный национальный проект «Образование» 17
2.3.Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 18
2.4.Национальный проект «Развитие АПК» 20
2.5.Итоги осуществления национальных проектов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Долгосрочные риски реализации национальных проектов связаны с тем, что имеется неопределенность относительно устойчивости результатов, достигаемых в ходе осуществления национальных проектов. Конечная эффективность расходов, совершаемых в рамках нацпроектов, зависит от того, в какой мере финансирование тех или иных мероприятий способствует достижению долгосрочных целей развития образования, здравоохранения, сельского хозяйства и жилищной сферы.

Долгосрочные ориентиры развития, сформулированные в ЦРТ+, создают основу для усиления в национальных проектах стратегической составляющей. Заложенные в концепции ЦРТ+ подходы к достижению целей и система индикаторов для оценки результативности могут рассматриваться с точки зрения расширения задач, уточнения механизмов реализации и улучшения мониторинга национальных проектов в России.

Исходя из международного опыта, управление националь­ными проектами в большинстве случаев возлагается на специ­ально создаваемые дирекции, находящиеся под контролем со стороны государства, но имеющие автономию в оперативном управлении реализацией проектов. Мониторинг хода реали­зации национальных проектов, как правило, осуществляется со стороны координирующего государственного органа, который располагает информацией о достижении заданных значений индикаторов, а также данными бухгалтерского учета, позволяю­щими оценить правомерность использования средств. В Дании основным органом управления национальной програм­мой «Цифровая Северная Дания» являлась дирекция, состоящая из исполнительного комитета, совета директоров и проектных групп, ответственных за конкретные направления в рамках национальной программы. Исполнительный комитет осуществ­лял оперативное управление, совет директоров отвечал за обеспечение региональной поддержки продвижения проектов. Мониторинг реализации проектов осуществлялся секретариатом программы. На основе производимой оценки исполнительный совет и совет директоров принимали решения о дальнейших действиях. Успешным проектам оказывалась широкая информа­ционная поддержка и содействие в поиске финансовых источни­ков для расширения деятельности. Для менее успешных прово­дилась корректировка первоначально поставленных целей, подходов к их достижению и целевых показателей1. В Бразилии управлением проектами в рамках правительст­венной программы «Бразилия в действии» занимались рабочие группы, в которые входили представители соответ­ствующих министерств, различных государственных органов, научных институтов, а также привлекались представители крупного бизнеса. Возглавляли группы менеджеры проектов - государственные служащие.

Для качественного мониторинга проектов была создана специальная информационная система, содержащая полные сведения о текущем состоянии проектов и ходе их выполнения в режиме реального времени. Данные мониторинга служили основой для ежегодной оценки проектов со стороны менедже­ров, отраслевых министерств и министерства планирования2Мировой опыт повышения качества жизни населения, отраженный в ЦРТ+, может способствовать совершенствованию национальных проектов и снижению рисков, связанных с их реализацией. Во-первых, долгосрочные ориентиры развития, сформулированные в ЦРТ+, создают основу для усиления в национальных проектах стратегической составляющей. Во-вторых, заложенные в концепции ЦРТ+ подходы к достижению целей и система индикаторов для оценки результативности могут рассматриваться с точки зрения расширения задач, уточнения механизмов реализации и улучшения мониторинга национальных проектов. Таким образом, использование ЦРТ+ для снижения рисков реализации национальных проектов будет способствовать расширению возможностей человеческого развития в России.

1.3. Подходы к достижению ЦРТ+ и целей национальных проектов

 

Соответствие задач национальных проектов и ЦРТ+. Общность задач национальных проектов и ЦРТ+ определяется ориентацией на сокращение бедности и расширение доступа к ресурсам человеческого развития. Национальные проекты в прямой или косвенной форме способствуют сокращению бедности путем повышения уровня доходов в бюджетном секторе и сельском хозяйстве, а также за счет обеспечения для широких слоев населения доступности базовых ресурсов человеческого развития – образования, здравоохранения, жилья.

Национальные проекты в России ориентированы на достижение ЦРТ+, связанных с повышением доступности образования, снижением материнской и детской смертности, борьбой с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими заболеваниями. Кроме этого, отдельные направления национальных проектов «Образование» и «Жилье» в определенной степени согласуются с ЦРТ+ по обеспечению гендерного равноправия и экологической устойчивости (рисунок 1).

 

Рис.2.Цели национальных проектов и ЦРТ+

 

 

Следует отметить, что национальные проекты и ЦРТ+ имеют различный фокус воздействия на уровень доходов. ЦРТ+ предполагают повышение доходов беднейших слоев населения, таких, как многодетные семьи, безработные, инвалиды и т.д. В отличие от ЦРТ+, национальные проекты в части повышения доходов населения ориентированы главным образом на занятых в бюджетной сфере.

Концептуальные различия между национальными проектами и ЦРТ+ связаны с временным горизонтом их планирования, выбором подходов к достижению поставленных целейи особенностями оценки эффективности проектов, выраженными в индикаторах.

ЦРТ+ рассматривают проблему повышения качества жизни населения на более протяженном (до 2015 г.) отрезке времени, чем национальные проекты, рассчитанные на двухлетнюю перспективу. Это обуславливает специфику выбора подходов к достижению поставленных целей в рамках ЦРТ+ и национальных проектах.

В отличие от концепции ЦРТ+, определяющей ориентиры социального развития и общие подходы к их достижению, национальные проекты представляют собой конкретный механизм государственной политики, подкрепленный расходными полномочиями. Реализация национальных проектов опирается на существующую систему ведомств и учреждений и тесно связана с управлением бюджетными ресурсами. В этой связи, подходы к оценке достижения целей национальных проектов и ЦРТ+ не всегда совпадают: индикаторы нацпроектов, главным образом, оценивают исполнение бюджетных расходов, тогда как в ЦРТ+ оцениваются конечные результаты, отражающие изменения в социальной сфере после реализации предложенных подходов (Таблица 1).

 

 

 

 

Таблица 1

Концептуальные различия между НП и ЦРТ+

Характеристики

ЦРТ+

НП

Выбор целей

+

+

Подходы к решению

+

+

Ресурсы и механизм реализации

 

+

Результативность бюджетных расходов

 

+

Конечная результативность

+

+

 

Несмотря на имеющиеся концептуальные различия, общность целей обуславливает возможность использования ЦРТ+ для совершенствования национальных проектов. Концепция ЦРТ+ может служить основой для будущего расширения горизонта планирования национальных проектов. ЦРТ+ могут способствовать уточнению существующих или принятию альтернативных подходов к достижению целей, а также улучшению системы индикаторов нацпроектов с точки зрения оценки конечной результативности проводимых мероприятий.

ЦРТ+ рассматривают проблему повышения качества жизни населения на более протяженном отрезке времени, чем национальные проекты, рассчитанные на двухлетнюю перспективу. Это обуславливает специфику выбора подходов к достижению поставленных целей в рамках ЦРТ+ и национальных проектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИИ

 

2.1.Приоритетный национальный проект «Здоровье»

 

Приоритетный национальный проект «Здоровье» включает в себя два направления: «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».

По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи» основными показателями реализации являются: повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в частности:
-    повышение уровня квалификации врачей участковой службы;
-    сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели; обновление парка санитарного автотранспорта службы «скорой медицинской помощи»;
-    раннее выявление наследственных болезней не менее чем у 250 детей; снижение материнской смертности до 29 на 100 тысяч родившихся живыми, младенческой смертности до 10,6 на 1000 родившихся живыми.
Основные мероприятия по данному направлению:

Строительство 15 новых центров высоких медицинских технологий в субъектах Российской Федерации. С учетом потребности населения планируется создание центров по следующим направлениям: сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии и эндопротезированию, эндокринологии, нейрохирургии, трансплантологии и репродуктивным технологиям.

Увеличение объема высокотехнологичной медицинской помощи, закупаемой за счет средств федерального бюджета у существующих федеральных специализированных медицинских организаций и вновь создаваемых центров высоких медицинских технологий.

Наряду с совершенствованием механизма оплаты такой помощи путем формирования государственного задания конкретному федеральному центру на эти виды медицинской помощи модернизируется порядок ее предоставления, в том числе введение листов ожидания.

«Родовые сертификаты»

В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:

Женская консультация получает 3000 рублей

Родильный дом получает 6000 рублей

Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей. [4.1]

 

2.2.Приоритетный национальный проект «Образование»

 

Приоритетный национальный проект «Образование» включает в себя следующие направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах и развитие системы профессиональной подготовки в армии».
По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.
По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети «Интернет» информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети «Интернет», приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
По направлению «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня» основными мероприятиями являются: создание в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый - в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ (по 500 мест каждая) в московском регионе и г. Санкт-Петербурге.
По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов. [4.2]

«Развитие системы профессиональной подготовки в армии»

По направлению «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» основными блоками мероприятий являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
Основные мероприятия по данному направлению:

Информация о работе Национальные проекты России