Национальные проекты России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, основной целью данного исследования является характеристика национальных проектов России.
Объектом исследования являются национальные проекты и их роль в решении социально-экономических проблем страны.
Предметом исследования являются: механизмы финансирования национальных проектов, методы управления их реализацией, инструменты государственного регулирования и финансового контроля за национальными проектами с позиции целевого и эффективного использования как бюджетных средств, так и средств бизнеса.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
-рассмотрены понятия и сущность национальных проектов, приоритетных целей развития;
-рассмотрены основные национальные проекты, подведены итоги их реализации, выделены недостатки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ: ОБЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА 5
1.1. Условия и предпосылки возникновения национальных проектов 6
1.2. Национальные проекты как новый инструмент социальной политики: преимущества, риски и возможности уточнения механизмов реализации 8
1.3. Подходы к достижению ЦРТ+ и целей национальных проектов 12
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ РОССИИ 15
2.1.Приоритетный национальный проект «Здоровье» 16
2.2.Приоритетный национальный проект «Образование» 17
2.3.Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» 18
2.4.Национальный проект «Развитие АПК» 20
2.5.Итоги осуществления национальных проектов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 261.50 Кб (Скачать файл)

Создание в воинских частях 100 учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы.

Организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации (включая выплату им специальных стипендий). [4.2]

 

 

 

2.3.Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

 

Государство принято ругать по всем поводам. По поводу «квартирного вопроса» – особенно. Конечно, есть за что. Но такой ли уж неэффективной всегда была государственная жилищная политика? Если бы не хрущевки, не массовое строительство 60–80-х годов прошлого века, не известно, в каких условиях жили бы большинство граждан сейчас.

В современной России все еще сложнее. Благодаря проведенным в 1991–2005 годах реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищных проблем. Причем изобретать велосипед вовсе не требуется: во многих странах такой механизм давно работает. Это – сформированный рынок жилья.

Важные предпосылки для его создания есть и в современной России. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. 

Национальный проект призван создать условия для решения всех этих проблем. Однако это не значит, что государство будет самостоятельно строить новые дома, помогать строительным компаниям, вкладывать деньги в развитие их бизнеса и регулировать ценовую политику. Формируя рынок, государство действует по рыночным принципам, и его основной задачей является создание условий для развития жилищного строительства в стране и сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке. [4.3]

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» включает четыре направления: «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования»; «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»; «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.

Механизмами реализации проекта являются федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы и предоставление финансовых субсидий субъектам Российской Федерации.

Особенность новой программы – ее сбалансированность. Государство не сможет способствовать созданию рынка доступного жилья, занимаясь каждым направлением в отдельности.

Обеспечивая сбалансированное стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке, поддерживая строительство нового жилья рыночными механизмами, государство рассчитывает уже в течение ближайших пяти лет переломить ситуацию.

 

 

2.4.Национальный проект «Развитие АПК»

 

Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

Основным механизмом реализации является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо согласно имеющимся межправительственным договоренностям, отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным целевым показателем является увеличение объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (ЛПХ и КФХ) на 6%.
Это должно повысить объем реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, а также расширить доступность дешевых кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство [4.4]

 

2.5.Итоги осуществления национальных проектов

 

Президент России Дмитрий Медведев, выступая 31августа 2011 года на заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, подвел некоторые итоги осуществления нацпроектов и акцентировал внимание на важности их дальнейшего финансирования.

В частности, он отметил, что «...уже прошло пять лет с момента начала этой работы. Думаю, что даже самые серьёзные критики действующей власти понимают, что в результате этих национальных проектов нам удалось сделать достаточно серьёзные шаги по всем приоритетным направлениям. Не видеть этого невозможно. И во многих случаях это пример для эффективной работы в соответствующих отраслях.

И конечно, самое главное, что нас радует, – это повышение социальных стандартов и повышение подходов к статусу соответствующих проектов, а стало быть, и повышение качества жизни. В частности, если говорить о здравоохранении, нам удалось повысить не только качество услуг, но и добиться роста рождаемости и продолжительности жизни наших граждан. И это объективный факт, что бы там ни говорили на эту тему.

Отмечу, что в прошлом году так и не удалось достичь ряда плановых показателей: тяжёлыми последствиями и для урожая, и, конечно, для здоровья людей обернулись жара, засуха. И конечно, кризис, который начался в 2008 году, продолжался в 2009-м, да и в 2010 году были его последствия, до сих пор сказывается на темпах строительства жилья. Отстаём мы от планов возведения высокотехнологичных медицинских и перинатальных центров.

…теперь по национальному проекту «Образование». Я напомню, что в 2006–2010 годах на этот национальный проект из бюджетов всех уровней было выделено более 280 миллиардов рублей (это большая цифра), что, конечно, дало возможность обновить учебную и материально-техническую базу школ где-то серьёзно, где-то, к сожалению, не так, как мы бы хотели, но тем не менее обновление коснулось практически всех школ. Удалось обеспечить их и компьютерами, и доступом в интернет, и, самое главное, поддержать наиболее талантливых учителей и привлечь в школу, о чём мы неоднократно говорили, молодых специалистов.

В целом благодаря национальному проекту появился неплохой задел для создания современной школы, которая отвечает требованиям инновационного развития. Главный акцент был сделан на обновление содержания и качества образования. Этому направлению уделялось внимание и в прошлом году, когда мы только начали заниматься инициативой «Наша новая школа». На её реализацию в 2010 году было выделено 210 миллиардов рублей, включая 40 миллиардов из федерального бюджета.» [5]

Спустя шесть лет о нацпроектах (они стали частью госпрограмм по этим же направлениям) практически ничего не слышно. Официальный сайт, посвящённый им, похоже, не обновлялся с 2009 г. [6.]

Доступное жильё

Цели: к 2010 г. объёмы жилстрои­тельства увеличить до 80 млн кв. м в год;

долю семей, которые могут купить жильё, — с 9 до 30%;

объёмы ипотечных кредитов — до 415 млрд руб.

сократить сроки согласований при строительстве.

Что получилось:

В 2010 г., по данным Росстата, построено всего 58,4 млн кв. м жилья;

доля семей, которые могут приобрести собственный дом или квартиру, повысилась до 23,6%;

с ипотекой получше: в 2011 г., по данным АИЖК, объём кредитов достигнет 640 млрд руб.

В нацпроекте хорошо продуманы меры для стимулирования спроса: предоставление субсидий некоторым категориям граждан, развитие ипотеки, упрощение процедур регистрации, а  вот стимулировать предложение жилья не получилось. До сих пор есть проблемы с выделением участков под строительство, с сокращением сроков различных согласований. По данным Всемирного банка, по условиям для строительства (оценивалось количест­во процедур, время и стоимость) мы — в шестёрке худших стран.

Развитие АПК

Цели. Развитие животноводства и малых форм хозяйствования в АПК.

Что получилось:

Согласно данным Минсельхоза РФ, за 5 лет нацпроекта в два раза выросло производ­ство птицы, на 50% — свинины. Заработали 1200 новых и модернизированных комплексов. Между тем эксперты отрасли ставят эти данные под сомнение.

По принятым в мире расчётам для самообеспечения (хлебом, мясом, спиртом) стране нужно в год выращивать 1 тонну зерна на жителя, то есть нам нужно 142 млн тонн. Мы собираем в два раза меньше. Так откуда же мы берём зерно, чтобы кормить такое рекордно увеличенное поголовье скота? Есть подозрение, что цифры, поступающие из регионов, завышены или же за местную выдаётся продукция, к примеру, из Белоруссии. К сожалению, нацпроект не изменил тенденцию к развалу сельского хозяйства. Благодаря кредитам и субсидиям создано несколько больших и красивых хозяйств, которые не стыдно показывать первым лицам страны. Большинство же аграриев облегчения не почувствовали.

Образование

Цели. Улучшение материального положения педагогов и школ.

Что получилось:

С 2006 г. учителя получают надбавку за классное руководство — по 1 тыс. руб. в месяц. Лучшим педагогам и школам дают премии. Школы обеспечили Интернетом и автобусами. По словам вице-премьера А. Жукова, в 3,5 раза сократилось число двоечников.

По недавним исследованиям, 20% старшеклассников могут прочитать текст, но не понимают, о чём он, — заявил Олег Смолин, зампред Комитета Госдумы по образованию. — Учителю невыгодно ставить двойки, иначе он не получит надбавку, — отсюда и сокращение неуспевающих. В нацпроекте заложена ложная концепция — помогать сильным школам. В результате ещё больше усилилось неравенство в получении образования. Выплату за класс­ное руководство с 2006 г. не индексировали. Интернет провели, но не научили педагогов с ним работать. У нацпроекта скудное финансирование — 15% от расходов бюджета на образование.

Здоровье

Цели: 

Повышение доступности и качества медпомощи;

рост рождаемости и снижение смерт­ности;

повышение зарплаты некоторым категориям врачей.

Что получилось:

По заявлениям вице-премьера Александра Жукова, естественная убыль населения за 5 лет уменьшилась в 3,5 раза. Более 10 тысяч клинических учреждений были оснащены современным диагностическим оборудованием и т. д. С другой стороны, нацпроект «Здравоохранение» стал одним из самых скандальных. Так, хирург Леонид Рошаль обвинил Минздравсоцразвития в неэффективном расходовании выделенных на него средств. Генпрокуратура завела несколько десятков уголовных дел по факту завышения цен при покупке томографов.[6.]

Президентская программа приоритетных национальных проектов – это результат естественного развития политики государства. Она во многом определила дальнейшее направление России в решение приоритетных задач улучшения жизни россиян.  Конечно, при реализации этой программы правительство сталкивается с определенными трудностями.

В ряде регионов России подверглись критике национальные проекты, в первую очередь "Здоровье" и "Доступное жилье".

        Эксперты расходятся во мнениях. Одни утверждают, что программу, курируемую лично Владимиром Путиным, продолжают реализовывать и полностью финансировать. Другие говорят о скором кризисе и замораживании проектов.

"Всякие кризисы, проблемы и сложности" никак не должны сказаться на национальных проектах, и в 2009 г. они в любом случае будут профинансированы полностью. Об этом заявил президент Дмитрий Медведев, проводя заседание Совета по реализации нацпроектов.

Еще многое предстоит сделать и решить. Но одно остается бесспорным: национальные проекты реально действуют и результаты их работы ощутимы. Их дееспособность и нужность подчеркивают все стороны власти. В своих предвыборных программах их развивают различные партии и фракции, предлагая новые национальные проекты или корректируя существующие.

Следовательно, программа национальных проектов России, а именно, повышение качества жизни граждан – это приоритетное и эффективное направление в становлении государства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализируя содержание приоритетных национальных проектов, их место и роль в обеспечении безопасности России, можно сделать следующие выводы:

1. Приоритетные проекты (лат. projectus - выступающий вперед) - прототип, прообраз формирования широкомасштабной объединяющей идеи возрождения величия страны - являются элементом зарождающейся новой государственной стратегии развития и непосредственно оказывают влияние на обеспечение безопасности России.

Информация о работе Национальные проекты России