Экономическое влияние от участия Кыргызской республики в многосторонней торговой системе (ВТО): банковский сектор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 08:53, научная работа

Описание работы

Региональный проект USAID по либерализации торговли и таможенной реформе (RTLC) - финансируется Агентством США по международному развитию (USAID), что стало возможным благодаря поддержке американского народа. Проект в Казахстане софинансируется Правительством Республики Казахстан согласно совместной Программы экономического развития. Проект RTLC осуществляется компанией «The Services Group (TSG)» до сентября 2011г.

Файлы: 1 файл

WTO banking.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

Об экспансии казахского капитала начали говорить с 2004 года. На IV Бишкекской Международной Банковской Конференции (25-28 июля 2007 года) Президент Союза банков Кыргызской Республики А. Абдраев и Вице-президент Ассоциации банков Республики Казахстан М. Байтоков подписали договор о всестороннем сотрудничестве двух этих общественных организаций, направленных на усиление процесса интеграции в банковском секторе двух этих стран.27 К концу 2008 года казахский капитал был представлен 4 банками из 21 действующего коммерческого банка. Перспективы дальнейшей интеграции банковских секторов двух стран в первую очередь связываются геополитическим фактором - соседством в Центрально-Азиатском регионе. В качестве средне- и долгосрочной перспектив можно обсудить следующий аспект: Кыргызская Республика - сервисное государство, в частности банковский центр в Центральной Азии. Можно ли стать Кыргызской Республики в своем регионе в один ряд со Швейцарией в Европе, Сингапуром в Азии (две последние страны считаются мировыми банковскими центрами).

Десятилетиями богатые люди со всего мира предпочитали хранить деньги в швейцарских банках. Трепетное отношение страны к банковской тайне, возможность не платить налоги с капиталов, отданных под надзор банкиров из Цюриха и Женевы, обеспечивали приток миллиардов долларов США в швейцарские банки. На долю Швейцарии приходится около 30 % вложений в мировые офшорные центры, которые привлекают клиентов низкими налогами, тайной вкладов и т.д.

Экономика Сингапура в значительной степени основана на производстве и экспорте электроники. Однако возрастающая конкуренция со стороны Китая, Индии и других азиатских стран, где стоимость рабочей силы ниже, заставляет власти реструктурировать экономику. Одним из главных направлений в этой области стало развитие сектора частных банковских услуг. Причем в качестве образца Сингапур выбрал швейцарскую систему.

На примере данных стран, можно  сказать, что иностранных клиентов привлекает развитая законодательная  и прозрачная банковская система, а  также практически полное отсутствие коррупции. В «Индексе восприятия коррупции», составляемом Transparency International, Сингапур в 2008 году занял 4-ое место с 9,2 балла (10 баллов означает полное отсутствие коррупции); Швейцария  - 5-ое место с 9,0 балла.28

На данный момент, об этом мы говорили выше, когда обсуждали инвестиции, коррупция является одним из основных барьеров, который «тормозит» ускорение экономического роста. В мировом рейтинге коррупции Transparency International Кыргызская Республика в 2008 году заняла 166-ое место с 1,8 баллов. Общее количество обследуемых стран в 2008 году было 180.29 Для богатых людей законность является привлекательней низких налогов. Стремление называться  банковским центром - перспективно, стране есть к чему стремиться и над чем работать. Но, в принципе, на данном этапе можно развить функцию транзитного финансового посредника. И ее уже начал развивать ОАО «АзияУниверсалБанк». «Данный банк был основан в Кыргызской Республике в  1997 году. Менее чем за десятилетие ОАО «АУБ» стал ведущим банком страны, собравшим около четверти совокупных активов и депозитов всей банковской системы Кыргызской Республики, и вошел в тройку крупнейших банков страны по размеру капитала.

Миссия банка - используя выгодное географическое положение, участвовать  в создании финансового моста между Востоком и Западом, поддерживать и развивать деловые связи между бизнес - сообществами стран СНГ и дальнего зарубежья. Проявляя гибкий подход к потребностям своих клиентов, используя накопленный опыт и передовые финансовые технологии, ОАО «АУБ» стремится выступать в качестве надежного партнера в развитии их бизнеса. ОАО «АУБ» является лидером в предоставлении банковских услуг международного уровня. ОАО «АУБ» также является одним из лидеров среди банков СНГ в области противодействия легализации средств, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. В 2005 году ОАО «АУБ» стал первым банком в Кыргызской Республике, учредившим специальное Управление Compliance, которое обеспечивает соответствие деятельности банка самым строгим международным критериям.»30 ОАО «АУБ» открыл свои представительства в Казахстане, Латвии (член ВТО с февраля 1999 года), Украине (член ВТО с мая 2008 года).

Безусловно, коммерческие банки Кыргызской Республики, выходя на внешние рынки, изучают всю необходимую законодательную базу стран, в том числе и членство этих стран в тех или иных международных организаций. Однако, в Кыргызской Республике недостаточно квалифицированных специалистов в области торгового права, которые содействовали бы коммерческим банкам в изучении Перечня специфических обязательств стран-членов ВТО по доступу на их рынок банковских услуг, а порой даже некоторые коммерческие банки Кыргызской Республики не ведают о том, что в странах-членах ВТО действует режим наибольшего благоприятствования.31

В этой связи, предлагается провести для коммерческих банков Кыргызской Республики ряд ознакомительных  семинаров по торговому праву  в части банковских услуг с  привлечением экспертов Регионального Проекта USAID по Либерализации Торговли и Таможенной Реформе, Министерства экономического развития и торговли Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики.

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Обязательства Кыргызской Республики в рамках ВТО в части банковских услуг закрепили предсказуемость  в банковском регулировании, что немаловажно для инвесторов стран-членов ВТО. Либерализация рынка Кыргызской Республики по итогам присоединения страны к ВТО способствовала приходу иностранного капитала стран-членов ВТО в банковский сектор.

Для потребителей, банковского сектора и в целом для экономики Кыргызской Республики коммерческие банки с участием иностранного капитала стран-членов ВТО принесли некоторые положительные изменения: увеличение уровня финансового посредничества банковской системы, низкую стоимость заимствования (снижение процентных ставок по кредитам), увеличение спектра банковских услуг (продуктов), развитие инфраструктуры рынка банковских услуг и их распостранение на больший охват потребителей. Данные изменения сложились прямым и косвенным (посредством конкуренции) способами. 

Развитие банковского сектора не может быть обеспечено без устойчивого роста реального сектора экономики и его доходности. Необходимо адекватно оценивать  роль коммерческиях банков  в кыргызской экономике и руководствоваться в первую очередь развитием реального сектора, связывая с ним средне- и долгосрочные перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

Законодательные документы:

  1. ГАТС.
  2. Перечень специфических обязательств Кыргызской Республики по услугам.
  3. Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республики» от 27 марта 2003 года № 66.
  4. Закон Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте» от 5 июля 1995 года № 6-I. 
  5. Закон  Кыргызской  Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» от 29 июля 1997 года № 59.
  6. Закон Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" от 29 июля 1997 года N 60.
  7. Закон Кыргызской Республики «О защите банковских вкладов (депозитов)» от 7 мая 2008 года N 78.
  8. Нормативно-правовые акты НБКР по банковскому регулированию.

 

Отчеты:

  1. НБКР, Годовые отчеты НБКР.
  2. НБКР, Бюллетени НБКР.
  3. НБКР, Тенденции развития банковской системы.
  4. НСККР, Статистические ежегодники Кыргызской Республики.
  5. WTO, Report of the Working Party on the Accession of the Kyrgyz Republic, WT/ACC/KGZ/26, 31 July 1998.
  6. ВТО, Обзор торговой политики Кыргызской Республики, подготовленный Секретариатом ВТО, WT/TPR/S/170, 4 сентября 2006 года.
  7. ВТО, Обзор торговой политики Кыргызской Республики, подготовленный Правительством Кыргызской Республики, WT/TPR/G/170, 4 сентября 2006 года.        

 

 

                             

1 Международный центр по торговле и устойчивому развитию (2009): Кыргызстан и ВТО: подводя итоги десятилетия, Выпуск 1, Женева: MЦТУР.

Доступно на: http://ictsd.net/downloads/bridgesrussian/bridges_ru_2-1.pdf   

2 Интервью, данное М. Султановым 3 июня 2003 года, в должности Председателя комитета по бюджету и финансам Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, для российского радио «Маяк»: Проблемы вступления России в ВТО и опыт стран СНГ.

Доступно на: http://old.radiomayak.ru/schedules/8/7941.html

Справочно: в настоящее  время М. Султанов – Министр финансов Кыргызской Республики.

3 Выступление М. Джумалиева, Посла/Постоянного Представителя Кыргызской Республики при ООН/ВТО, на семинаре, 22 ноября 2007 года в г. Москва (Россия): Взаимосвязь между торговлей, ВТО и устойчивым развитием, организованном Центром "Эко-Согласие" и Международным центром по торговле и устойчивому развитию при участии Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России.

Доступно на: http://trade.ecoaccord.org/s2007   

4 Основными торговыми партнерами Кыргызской Республики являются: из стран - региональных партнеров, это Россия (удельный вес занимает 29,8% от общего товарооборота Кыргызской Республики), Казахстан (13,4%), Узбекистан (3,4%), а из стран-членов ВТО - Китай (10,5%), Швейцария (7,9%), США (3,8%), Турция (2,5%), Германия (1,6%), из стран не членов ВТО - Афганистан (2,7%), и др.

Доступно на: http://www.mert.kg/index.php?option=com_ashimkan&view=article&article=69&Itemid=54

5 Выступление М. Джумалиева, Посла/Постоянного Представителя Кыргызской Республики при ООН/ВТО, на седьмом Евразийском Бизнес Саммите, 5-6 июня 2006 года в г. Эвиан (Франция ): Кыргызстан, ЕврАЗЭС и ВТО.

Доступно на: http://www.kyrgyzmission.net/Statement.htm

6 ВТО, Обзор торговой политики Кыргызской Республики, подготовленный Секретариатом ВТО, WT/TPR/S/170, 4 сентября 2006 года, стр. 1.

7   Там же, стр. vii.

8 Инвестиционный совет при Президенте Кыргызской Республики: Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Кыргызской Республике. Общая оценка текущей ситуации (тенденции развития за 2006-2008 гг.).

Доступно на: http://investmentcouncil.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=35&Itemid=53

9 ВТО, Обзор торговой политики Кыргызской Республики, подготовленный Секретариатом ВТО, WT/TPR/S/170, 4 сентября 2006 года, стр. viii.

10 ВТО, Обзор торговой политики Кыргызской Республики, подготовленный Правительством Кыргызской Республики, WT/TPR/G/170, 4 сентября 2006 года, стр. 48.  

11   Там же.                           

12 Инвестиционный совет при Президенте Кыргызской Республики: Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Кыргызской Республике. Общая оценка текущей ситуации (тенденции развития за 2006-2008 гг.).

Доступно на: http://investmentcouncil.kg/index.php?option=com_content&task=view&id=35&Itemid=53

13 - в данную категорию не включаются кредиты банкам и другим ФКУ, а также соответствующий дисконт.

14 - в данную категорию не включаются депозиты банков и других ФКУ, а также депозиты органов власти.

15 Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики», Актуальные проблемы формирования отечественного банковского финансового менеджмента в условиях рыночной экономики.

Доступно на: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23966

16 В связи со сменой собственников переименован на ОАО «АзияУниверсалБанк».

17 В связи со сменой собственников переименован на ЗАО «Инэксимбанк».

18 Переименован на ЗАО «БТА Банк».

19 Присутствует и российский капитал, но с учетом совокупности преобладания долевого участия стран-членов ВТО НБКР включает данный банк в группу банков с участием иностранного капитала стран-членов ВТО.

20 Акционерами ЗАО «Кыргызский инвестиционно-кредитный Банк» также являются международные организации. 

21 НБКР, Годовой отчет НБКР за 2008 год, стр. 5.

22 1 ноября 2008 года  ОАО «Кыргызпромстройбанк» присоединился к ОАО «АзияУниверсалБанк».

23 В регулятивный суммарный капитал банка включаются уставный капитал, резервы, нераспределенная прибыль (убытки) прошлых лет, прибыль (убытки) отчетного года и созданные в банке общие резервы на неклассифицированные активы.

24 В данную категорию включаются простые и привилегированные акции.

25 Информация по Бишкекской Международной Банковской Конференции размещена на: http://www.bibc.kg

26    Информация по Газпромбанку размещена на: http://www.gazprombank.ru/rus/index.wbp    

27 Информация по IV Бишкекской Международной Банковской Конференции размещена на: http://www.bankir.kg/ru/news/?news=1107

28 Информация размещена на: http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2008

29 Там же.

30 Информация по ОАО «АзияУниверсалБанк» размещена на: http://www.aub.kg

31 Если специфические обязательства по доступу на рынок услуг формируются в результате переговоров с заинтересованными членами ВТО, то ряд общих обязательств, предусмотренных ГАТС, носят безусловный характер и должны выполняться всеми членами ВТО. К основному из таких обязательств относится обязательство предоставления режима наибольшего благоприятствования (Статья II ГАТС). На основании статьи II ГАТС каждый член ВТО обязан предоставить услугам и поставщикам услуг любого члена ВТО режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг и поставщиков услуг любой другой страны. Такой режим называется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ).




Информация о работе Экономическое влияние от участия Кыргызской республики в многосторонней торговой системе (ВТО): банковский сектор