Государственный бюджет.Основной финансовый план государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:52, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности государственного бюджета, его функций, задач и назначения.
В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:
а) изучить функции и задачи государственного бюджета;
б) рассмотреть государственный бюджет как основной финансовый план страны;
в) рассмотреть организацию межбюджетных отношений в Республике Казахстан;
г) проанализировать доходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2004-2006 года;
д) проанализировать расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2004-2006года;
е) рассмотреть прогноз развития бюджета на 2007-2009 годы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Особенности, функции и задачи государственного бюджета
1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства
1.3 Принципы организации межбюджетных отношений их управление и регулирование
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА 2004-2006 ГОДА
2.1 Анализ доходной части государственного бюджета
2.2 Анализ расходной части государственного бюджета
2.3 Анализ фискальной политики РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реф. по госб.doc

— 746.39 Кб (Скачать файл)

                               Министерство образования и науки РК

                  Алматинский Технологический Универститет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

        Реферат

                              По дисциплине: Государственный бюджет

          На тему: Государственный бюджет.Основной финансовый план  государства.

 

                   

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила: студентка 4го курса

Гр. УиА (09-2) Мамедова Зарина

                                                                                          Проверила: Султангалиева Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Алматы 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

1.1 Особенности, функции и задачи государственного бюджета

1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства

1.3 Принципы организации межбюджетных отношений их управление и регулирование

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗА 2004-2006 ГОДА

2.1 Анализ доходной части государственного бюджета

2.2 Анализ расходной части государственного бюджета

2.3 Анализ фискальной политики РК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе исследуется особенности государственного бюджета Республики Казахстан, его задачи и функции, анализируются его доходная и расходная части.   

Актуальность изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

Бюджет - это центральное звено системы финансов, поэтому он отражает все основные качественные признаки финансов. Поскольку « финансы» - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и « бюджет» представляет собой систему денежных отношений, но более узкую. А именно, бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (отраслей экономики, социальных нужд, управления, обороны и др.)

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в деньгах, необходимых для выполнения экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает в себя одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т. д., содержание которых не меняется при переходе от одной общественно - экономической формации к другой. Данное обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Экономической сущностью бюджета, как и любой другой экономической категории, являются производственные отношения, выраженные в денежной форме ( бюджетные отношения) и имеющие соответствующее им материально- вещественное воплощение.

В статье 4 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 24 апреля 2004 г. введённого в действие с 1 января 2005 г.. приводится следующее понятие бюджета: «Бюджет - централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций». Бюджет представляет собой по форме - финансовый план, по материальной сущности- централизованный фонд, по экономической сущности - совокупность экономических отношений, по юридическому оформлению - закон.

Бюджет как совокупность экономических отношений имеет объективный характер. Существование самостоятельной бюджетной сферы стоимостного распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Это не результат субъективного желания людей, а объективная необходимость, обусловленная природой и функциями государства.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но меняются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений.

Бюджет современного государства - сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально- экономических интересов различных участников финансовых отношений. Это компромисс между республикой и регионами по вопросам распределения налогов и по поводу расходов на социальные цели, между собственниками и работающими по найму по уровню заработной платы и доходов.

Цель данной работы заключается в рассмотрении сущности государственного бюджета, его функций, задач и назначения.

В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:

а) изучить функции и задачи государственного бюджета;

б) рассмотреть государственный бюджет как основной финансовый план страны;

в) рассмотреть организацию межбюджетных отношений в Республике Казахстан;

г) проанализировать доходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2004-2006 года;

д) проанализировать расходную часть государственного бюджета Республики Казахстан за 2004-2006года;

е) рассмотреть прогноз развития бюджета на 2007-2009 годы.

Поставленная задача была выполнена путем анализа экономической литературы и журналов, посвященных экономической тематике, данных Национального банка и Статистического Агентства РК.

Структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

В первой главе курсовой работы государственный бюджет рассмотрен как основной финансовый план государства, определена его роль в реализации бюджетно-налоговой политики. Подробно разбираются функции и задачи государственного бюджета, а также рассматриваются организация и регулирование межбюджетных отношений.

Во второй главе подробно анализируются доходная и расходная части государственного бюджета Республики Казахстан. Изучаются основные источники доходов государственного бюджета, рассматриваются приоритетные направления расходов государственного бюджета Республики Казахстан. Прослеживается динамика доходов и расходов за период 2004-2006 годов. А также рассматривается и анализируется фискальная политика в Республике Казахстан в том же периоде.

В третьей главе рассматривается прогноз исполнения бюджета на 2007-2009 годы

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 

 

1.1 Особенности, функции и задачи государственного бюджета

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансами в целом, но одновременно имеет в отличие от других сфер и звеньев финансовых отношений свои особенности. К числу особенностей бюджета относятся:

1.  государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и её использованием в целях удовлетворения потребностей и отдельных государственно-территориальных формирований;

2.  с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности;

3.  пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

4.  область распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.[9, c. 321 ]

Экономическая сущность государственного бюджета характеризуется чертами, специфика которых не выходит за рамки общих с финансами свойств, т.е. способ выражения экономической сущности через соответствующие функции у финансов в целом и у их звеньев однотипны. Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе с тем, поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций:

1.  перераспределение национального дохода;

2.  финансовое обеспечение социальной политики;

3.  регулирование и стимулирование экономики;

4.  контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной функции происходит централизация денежных средств в масштабе государства и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.

Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.

Содержание распределительной функции определяется процессом перераспределения финансовых ресурсов между отраслями экономики, территориями страны, сферами общественной деятельности - производственной и непроизводственной, секторами экономики. Ни одна из стоимостных распределительных категорий не осуществляет такого многоаспектного перераспределения денежных средств как бюджет, и на столь разных уровнях управления экономикой. [11, c. 145]

Межотраслевое перераспределение базируется, с одной стороны, на налогах и платежах, вносимых в бюджет юридическими и физическими лицами, а с другой - на финансировании за счёт бюджетных средств различных инвестиционных программ, оборотных средств, операционных и других расходов. Межтерриториальное перераспределение происходит путём закрепления налогов и доходов за соответствующими органами государственной власти, а так же посредством различных форм бюджетного регулирования. Это позволяет сформировать в каждой административно- территориальной единице такой бюджетный фонд, который обеспечивает её развитие в соответствии с планом социально-экономического развития Республики Казахстан.[13, c. 202]

Перераспределение денежных средств между производственной и непроизводственной сферами осуществляется посредством изъятия части финансовых ресурсов у предприятий материального производства. А затем осуществляется бюджетное финансирование организаций непроизводственной сферы, причём финансирование играет огромную роль в формировании конечной структуры использования национального дохода. Государственный бюджет выступает важным инструментом перераспределения государственного дохода между секторами экономики. Конечно, в настоящее время преобладающая часть денежных средств поступает в централизованный фонд из государственного сектора, однако для финансового обеспечения общегосударственных потребностей привлекаются также средства частных предпринимателей и других субъектов негосударственной сферы экономики.

Широкое использование распределительной функции для перераспределения уже распределённой стоимости внутреннего продукта приводит к тому, что через государственный бюджет может многократно перераспределяться одна и та же часть национального дохода. Изменение взаимоотношений предприятий с бюджетом, когда потоки денежных средств перетекают в бюджет и обратно, меняет взаимосвязи, определяет степень воздействия бюджета на экономику не столько количественными пропорциями, сколько их влиянием на процессы её функционирования и на рост финансовых ресурсов страны. Поэтому распределительная функция бюджета находит широкое использование в регулировании стоимостной структуры экономики, совершенствовании отраслевых и территориальных пропорций, умилении интеграционных процессов не только внутри государства, но и на межгосударственном уровне.

Границы действия распределительной функции определяются тем, что в отношения с бюджетом вступают все участники общественного производства, все отрасли экономики. Основным объектом бюджетного распределения выступает прибавочный продукт (чистый доход), однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части необходимого продукта, например, налоговых платежей работников материального производства, их использования.

Информация о работе Государственный бюджет.Основной финансовый план государства