Основные стороны государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – осветить основные стороны государственного бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические стороны вопроса : структура бюджета, структура доходов и расходов бюджета, функции бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
2. Рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, проблему бюджетного дефицита, бюджетную политику в РФ, бюджетный федерализм в РФ.
3. Рассмотреть бюджетный дефицит и источники покрытия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА…………………………………………………………………………….
1.1 Понятие и сущность бюджета …………………………………………………..
1.2 Сбалансированноть бюджета понятие и условия……………………………
1.3 Дефицит и профицит бюджета ……………………………………………….
ГЛАВА II.АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
2.1 Анализ формирования доходной части бюджета………………………
2.2 Анализ исполнения расходной части бюджета…………………………
ГЛАВА III.БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ………………………………………………………………………
3.1 Бюджетное планирование на 2010-2012 годы…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА…………………………………………………………………………….

  1.1 Понятие и сущность бюджета ………………………………………………….. 
  1.2 Сбалансированноть бюджета понятие и условия……………………………  
  1.3 Дефицит и профицит бюджета ……………………………………………….

 

ГЛАВА II.АНАЛИЗ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ  БЮДЖЕТА

   2.1 Анализ формирования доходной части бюджета……………………… 
   2.2 Анализ исполнения расходной части бюджета…………………………

 

ГЛАВА III.БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ……………………………………………………………………… 
   3.1 Бюджетное планирование на 2010-2012 годы…………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сбалансированность  бюджета - один из основополагающих принципов  формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Эта работа представляет собой весьма неполное рассмотрение имеющихся в  литературе данных по столь актуальной теме государственного долга и проблемы сбалансированности бюджета.

Цель работы –  осветить основные стороны государственного бюджета как государственного института.  Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.      Рассмотреть теоретические стороны вопроса : структура бюджета, структура доходов и расходов бюджета, функции бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета. 
2.      Рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, проблему бюджетного дефицита, бюджетную политику в РФ, бюджетный федерализм в РФ. 
3.      Рассмотреть бюджетный дефицит и источники покрытия.

Курсовая работа состоит  из введения, из трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА.

                   1.1 Понятие и сущность бюджета.

Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие  некоторых финансовых и материальных ресурсов. В то же время, в распоряжении государства находится важный инструмент в виде узаконенной власти, которая  способна устанавливать, охранять и  изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся только к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Государство может брать на себя оказание услуг, которые связаны  с естественной монополией или информационной асимметрией, поэтому оно должно располагать трудовыми, материальными  и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения  услуг, и организовывать эффективное  использование этих ресурсов.

Государственные ресурсы могут  формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства  в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения  хозяйствующих субъектов. Осуществляя  производство в условиях естественной монополии, государство обычно реализует  продукцию (услуги) на рынке и, как  правило, по ценам, существенно более  низким, чем те, которые установила бы в аналогичных условиях частная  фирма. Однако так или иначе государственные  организации получают выручку, которая  способна обеспечивать возмещение затрат и расширение производства.

В ряде случаев государство намеренно  использует цены, не покрывающие издержек на товары и услуги, производимые государственными организациями. Это обусловлено  стремлением государства, стимулировать  потребление благ, обладающих важными достоинствами для граждан (например, посещение музеев).

Сниженные цены продаж могут также  служить обеспечению доступности  предметов первой необходимости  для лиц с низкими доходами (например, в отношении ценообразования  на жилищные и коммунальные услуги). В подобной ситуации убыточность  деятельности государственных предприятий  оправдывается перераспределительными приоритетами, что, впрочем, предполагает избирательное, адресное предоставление льгот. Поэтому для покрытия убытков, предоставления льгот и субсидий государству необходимы финансовые средства. Еще большая потребность  в средствах определяется тем, что  многие виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно  было бы реализовать на рынке. Это  касается, в частности, социальных программ, например пенсионных, и создания чистых общественных благ.

В силу полного отсутствия или в  пределах средней нормы прибыли  для рыночной реализации финансовых результатов, подобные виды деятельности непривлекательны для частного сектора. И тогда для реализации способности  государством взять на себя выполнение соответствующих функций используются перераспределительные механизмы  — принудительное изъятие части  доходов.

Для этих целей основным источником денежных средств у государства  является налогообложение. Государство  обязывает лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, участвовать в финансировании его расходов. По сути, оно ограничивает права граждан и организаций  на получаемые ими доходы, присваивая себе их некоторую устанавливаемую  законом часть. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно  использует. Это означает, что оно выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов и т.д.

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных  и муниципальных финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью  приоритетной по отношению к ней  категории финансов, но и сущностью  государства и общественно-политического  строя. При всех общественно-экономических  формациях бюджет удовлетворяет  потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих  конституционные права и свободы  граждан.

Бюджет функционирует в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое обособление  связано с тем, что любое государство  призвано, защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры  баланса социальной и экономической  политики, представляет собой соотношение  целей развития общества и средств  их достижения. Конкретными формами  этого баланса являются соотношения  между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между  различными моделями экономического развития.

С одной стороны, отличительная  особенность бюджета состоит  в том, что он ориентирован непосредственно  на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета заключается  и в том, что он имеет отношение  к сфере перераспределения и  потребления общественного продукта. Как известно, способ распределения определяется способом производства, однако перераспределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкие возможности для реализации экономической политики государства.

В бюджете отражается циклический  характер развития общества и его  диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное  в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и  является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать как историко-экономическую  категорию, неразрывно связанную с  функционированием государства.

Государственный бюджет — важнейший  финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему  РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих  уровней: Федеральный бюджет; бюджеты  субъектов Российской Федерации  (региональные бюджеты); бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса  Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профицит (или  профицит бюджета). Если запланированные  расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный  дефицит (или дефицит бюджета). Когда  при исполнении бюджета уровень  дефицита бюджета превышает установленный  при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма  уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

 

          1.2 Сбалансированноть бюджета понятие и условия

Сбалансированность  бюджета -- один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот  принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной  бюджетных поступлений (доходов  бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает  несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принциᴨȇ не исполним -- несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета -- обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обесᴨȇчить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно в связи с этим сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в ᴨȇриод проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обесᴨȇчения сбалансированности бюджета -- разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность  бюджета достигается разными  методами; одни из них применяются  при формировании бюджета; другие -- при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обесᴨȇчивающих решение стоящих ᴨȇред обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обесᴨȇчить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных  расходов; строгого соблюдения установленных  лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие  доходы; определения оптимальных  сроков осуществления расходов; использования  механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования  системы бюджетного финансирования на основе постеᴨȇнного прекращения  дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности  экономических субъектов за выполнение взятых обязательств ᴨȇред государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.

Информация о работе Основные стороны государственного бюджета