Формы сбалансированности бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Бюджет является важнейшей финансовой категорией, неотъемлемой ча-стью государственных и муниципальных финансов. Сущность бюджета обу-словлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет по-требности государства в денежных средствах.

Содержание работы

Введение 3
1 Характеристика форм сбалансированности бюджета 5
1.1 Понятие и условия сбалансированности бюджета 5
1.2 Формы сбалансированности бюджета 7
1.3 Причины возникновения и виды бюджетного дефицита 9
2 Последствия и показатели оценки бюджетного дефицита 11
2.1 Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 11
2.2 Показатели оценки бюджетного дефицита 13
2.3 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом 15
3 Анализ сбалансированности бюджета России и прогнозные тенденции его развития
17
3.1 Анализ состава и структуры доходов и расходов Федерального
бюджета 17
3.2 Оценка сбалансированности Федерального бюджета 25
3.3 Проблемы сбалансированности Федерального бюджета РФ в 2011-2013 году
30
Заключение 34
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Формы сбалансир бюдж ПОЛИТ ЛУЧШЕЕ.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

     Вряд  ли  можно  однозначно  назвать основную  причину  бюджетного дефицита.    Для  разных  стран  и  в  разные  периоды  развития,  каждая  из  них могла  быть  основной,  но  чаще  всего  они  воздействовали  одновременно.  Но  всякий  рост  государственных  расходов,  не  подкрепленный  увеличением  доходов,  нарушает  бюджетное  равновесие,  создает  отрицательное  бюджетное  сальдо,  с  одной  стороны,   но   с  другой—причиной  бюджетного дефицита  могут  явиться  недостаточные  доходы  государства.  Принимая  во  внимание, что  основным  источником дохода  бюджета  являются  налоги,   следует  признать  тот  факт,  что  состояние  доходной  базы бюджета  определяется  состоянием  субъектов  хозяйствования  в  частности  и экономики  в  целом.

     В мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:  

     1)Циклический  дефицит госбюджета – результат  действия встроенных стабилизаторов. 

     2)Структурный  дефицит госбюджета – разность  между расходами и доходами  бюджета в условиях полной  занятости.

     3)Операционный  дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

     4)Первичный  дефицит госбюджета – разность  между величиной общего дефицита  и всей суммой выплат по  долгу.

     5)Квазифискальный  дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства [10, с.125]

     В качестве вывода можно отметить, что  бюджетный дефицит   представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами (отрицательное сальдо бюджета). Бюджетный дефицит – это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире не существует ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может быть различным. 
 

 

    2 Последствия  и показатели оценки бюджетного дефицита 

    2.1 Социально-экономические  последствия бюджетного дефицита 

     Как уже говорилось, современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может привести к росту государственного долга. Государственный долг- это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета. Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли долг бремя на будущие поколения? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть две составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний.

     Внутренний  долг - долг государства населению  страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций [2, с.176].

     Может ли внутренний долг каким-то образом  привести к банкротству правительства, лишив его возможности выполнять  финансовые обязательства? Ответ - «тоже  нет». Во-первых, нужно отметить, нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать внутренний долг, не говоря уже о необходимости его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный срок платежа по каким-то частям долга, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателем погашаемых облигаций. Кроме этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение и эмиссия денег. Увеличение налогов является тем способом, который есть у государства для получения достаточных доходов для выплат процентов по долгу. Банкротство правительства также сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно оплатить не только проценты по долгу, но и погасить всю сумму долга. Конечно, это будет иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства точно не будет [25, с.195].

     Внешний долг - задолженность государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Показатели  оценки бюджетного дефицита 

      Количественная  оценка бюджетного дефицита объективно усложняется следующими факторами:

      1. Обычно при оценке величины  государственных расходов не  учитывается амортизация в государственном  секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.

      2. Важная статья государственных  расходов – обслуживание задолженности,  т.е. выплата процентов по ней  и постепенное погашение основной  суммы долга (амортизация долга).

      Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D – величина государственного долга, Rr – реальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину pD, т.к., по уравнению Фишера, p=Rn-Rr. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть значительной, т.к. в периоды роста инфляции [22, с.9]:

       , (1)

      Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-направленной политики правительства. Поэтому при изменении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: 

      Реальный  Номинальный  Величина  Темп

      дефицит = дефицит  - гос. долга * инфляции

      госбюджета  осбюджета   на начало года 

      3. При оценках дефицита государственного  бюджета на макроуровне, как  правило, не учитывается состояние  местных бюджетов, которые могут  иметь излишки.

      Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более, что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВНП. Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности. Первичный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, т.е. возрастает «бремя долга» в экономике. Увеличение первичного излишка позволяет избежать самовоспроизводства долга.[27, с.137]

                        BDобщий=(G+N+F)-T; BDпервичный=(G+F)-T; (2)

      где G – государственные закупки

            N – выплаты по обслуживанию долга

            F – трансферты

            T – налоговые поступления в бюджет

            N=D*Rr; (3)

      где N – выплаты по обслуживанию долга

            D – величина долга

            Rr – реальная ставка процента

    В качестве вывода можно отметить, что  нельзя однозначно определить хорошо это или плохо - дефицит бюджета, хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться  и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. ни при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

 

    2.3 Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом
 

      Характерной чертой современного этапа является рост размеров бюджетных дефицитов. Суммарный дефицит бюджета США  за 2010-2019 годы при сохранении нынешней динамики составит 9 трлн долларов. Такой  вывод содержится в обнародованном накануне прогнозе административно-бюджетного управления (АБУ) Белого дома [23].

      Дефицит федерального бюджета США за половину финансового года, начавшегося 1 октября 2008 года, года превысил 311 миллиардов долларов, увеличившись на 20,5 процента по сравнению  с тем же периодом годом ранее. Никогда в США дефицит бюджета не был таким большим – прежний рекорд был установлен в 2006 году, когда за шесть месяцев расходы превысили доходы на 302 миллиарда долларов. Доходы США за первую половину фискального года составили 1,146 триллиона долларов, что на 2,2 процента больше, чем годом ранее. Расходы выросли на 5,7 процента до 1,457 триллиона.

      Оценки  Белого дома в целом совпадают  с обнародованным прогнозом бюджетного управления конгресса США. Этот независимый  орган повторяет слова вашингтонской  администрации, заявляя, что дефицит американского бюджета в 2009 году составит 1,587 трлн долларов, а в 2010-м – 1,381 трлн, то есть 11,2 и 9,6% ВВП соответственно. Тем не менее, эксперты конгресса более оптимистичны в отношении долгосрочной перспективы. По их оценкам, общий дефицит в 2010-2019 годах составит немногим более 7 трлн долларов [23].

      Огромные  бюджетные дефициты США вызывают очень тяжелые последствия, имеющие  международный характер. Высокий  ссудный процент ведет к значительному  оттоку капиталов из Западной Европы и других стран в США, усиливает их экономические и социальные трудности.

      В конце февраля 2009 г. Б. Обама публично пообещал к 2013 г. наполовину сократить  огромный дефицит федерального бюджета  США, унаследованный от прежней администрации. Глава Белого дома также объявил, что поручил вице-президенту Джо Байдену контроль за исполнением пакета экономических стимулов на 787 млрд долл. За прозрачность расходования средств в рамках экономического плана будет отвечать Эрл Девани, в прошлом работавший в Секретной службе США [23].

      По  данным источников в администрации  Б. Обамы, президент надеется выполнить  свое обещание по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов  для богатых американцев, а также  урезания государственных расходов на пребывание американских войск в Ираке. Президент США Барак Обама заявил, что для снижения дефицита американского бюджета, возможно, потребуется создание специальной комиссии, которая будет оценивать варианты структурных реформ с точки зрения их влияния на бюджетный дефицит. Президент США также заявил, что он не подпишет даже нейтральный для дефицита бюджета закон о здравоохранении – Обама настаивает, чтобы новый законопроект предусматривал снижение расходов на медицинские выплаты [20].

      Итак, можно сделать вывод, что с учетом исследования политики снижения дефицита бюджета в США в России можно предложить следующее: осуществлять строгий контроль за прозрачностью расходования бюджетных средств; повысить налоги для состоятельных россиян; создать специальную комиссию, которая будет оценивать варианты структурных реформ с точки зрения их влияния на бюджетный дефицит.   
 
 

 

    3 Анализ сбалансированности  бюджета России и прогнозные 

    тенденции его  развития 

    3.1 Анализ состава и структуры доходов и расходов Федерального

    бюджета 

      Расходы бюджетной системы в последние  годы находились в среднем на уровне от 31 до 34 процентов ВВП. Это значительно  ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран, составляющего около 40% в среднем по ОЭСР и 46% в среднем  по ЕС. Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран (таблица 1) [8, с.33].  

Информация о работе Формы сбалансированности бюджета