Фискальная политика стран Бенилюкса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась, так как она подобна атомной бомбе. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие фискальной политики, ее виды и инструменты 4
1.1 Характеристика фискальной политики государства 4
1.2 Виды фискальной политики 6
1.3 Инструменты и методы фискальной политики 8
2 Роль фискальной политики в государственном регулировании экономики 11
3 Анализ фискальной политики России в период 2009-2012 гг 18
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Фискальная политика.docx

— 204.60 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило  стране значительного ослабить влияние  мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в  банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные  в Резервном фонде и Фонде  национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они  составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволяют  финансировать бюджетные обязательства  государства и осуществлять поддержку  реального сектора экономики  в текущем и последующих годах [12]. 

Россия, как и другие страны, столкнулась  с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Бюджетная  политика на 2010-2012 годы предполагает ряд  мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В  частности, с 2010 года произошло существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжилась реализация национальных проектов социальной направленности [13]. Одним из источников дополнительного финансирования пенсий стало повышение страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ставка которых будет с 2011 года повышена до 26%. Важной мерой стало введение механизма валоризации – переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до начала пенсионной реформы в 2002 году. С 1 января 2010 года их расчетный пенсионный капитал был проиндексирован на 10% плюс по 1% за каждый год «советского» трудового стажа до 1991 года. С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета. Проведенные реформы позволили существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысил в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году).

            Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 7,5% ВВП в 2010 году, 4,3% ВВП в 2011 году и 3% ВВП в 2012 году.

После завершения переходного периода  необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам  бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе  в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы нефтегазовых доходов, нефтегазового  трансферта в размере 3,7% ВВП и  финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда  национального благосостояния допустимо  лишь для поддержки пенсионной системы.

В период экономического кризиса  соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок стал для правительства  первоочередной задачей.

На сегодняшний день в  области расходов государственная политика привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов. 

С начала 2009 года наблюдался существенный рост задолженности по налогам и сборам в бюджетную  систему. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Наиболее значительно  увеличилась задолженность по региональным налогам и сборам (25%). По федеральным  налогам и сборам рост составил 7%, в том числе по налогу на добавленную  стоимость - 13,4%. В первом полугодии  текущего года собираемость по НДС  составила 85,3% (при том, что бюджетные  проектировки на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят из 91,3%).

В части налогового законодательства были приняты следующие изменения:

а) индексация ставок акцизов:

на табачные изделия: индексация специфических ставок на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной ставки до 7%;

на нефтепродукты - на 10% к  уровню 2009 года;

на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к  ранее утвержденным ставкам на 2010 год;

на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года;

б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м;

в) увеличение размеров государственной  пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым  в арбитражных судах (для юридических  лиц); за совершение действий, связанных  с приобретением гражданства  или выходом из него, а также  с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении  федерального пробирного надзора; за государственную  регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий);

г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных  статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее  время минимальный уровень налоговых  ставок, разрешив органам власти субъектов  Российской Федерации уменьшать  данные ставки не в пять, а в десять раз [15].

По бюджетному законодательству произошла реализация следующих  решений:

а) увеличение норматива  зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат  с 95 до 100%;

б) зачисление в доход  федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния.

 

Рисунок 3.1 – Доходы федерального бюджета [15].

 

Общая сумма доходов федерального бюджета в 2011-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рисунок 3.1). В номинальном  выражении доходы ожидаются в 2011 году в размере 7346,9 млрд. и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.

Рисунок 3.2 – Доходы федерального бюджета [15].

 

Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении  в 2010 году составили порядка 8%, а  в процентах ВВП они оказались  на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета  будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года (рисунок 3.2).

Нефтегазовые доходы федерального бюджета существенно сокращаются: в 2009 году – 6,6% ВВП против 10,5% ВВП  в 2008 году (рисунок  3.3). В 2011-2012 годах  они сохраняются на уровне 6,8-7,0% ВВП.

Рисунок 3.3 – Нефтегазовые доходы федерального бюджета [15].

 

Причины, в результате которых  поступления в 2011-2012 годах будут  меньше доходов 2010 года, можно условно  разделить на три группы: первая связана с реформой социальных платежей и заменой единого социального  налога страховыми взносами, поступающими напрямую во внебюджетные фонды, вторая - с сужением налоговых баз по основным источников доходов в ВВП, а третья - с тем фактом, что  в 2009 году в федеральный бюджет были мобилизованы временно свободные средства госкорпораций и другие разовые  поступления.

Прогнозируемая структура  доходов федерального бюджета приведена  в таблице 3.1:

 

Таблица 3.1 – Структура  доходов федерального бюджета

 

 

2009

2010

2011

2012

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

млрд.

руб.

% к ВВП

Всего доходов

6561,3

17,1

6636,2

15,7

7346,9

15,7

8097,4

15,5

В том числе:

               

Нефтегазовые доходы

2545,8

6,6

2955,0

7,0

3245,2

6,9

3520,8

6,7

НДПИ (без ненефтегазовых доходов)

882,8

2,3

982,9

2,3

1088,0

2,3

1187,1

2,3

Таможенные пошлины

1663,0

4,3

1972,1

4,7

2157,2

4,6

2333,7

4,4

Ненефтегазовые доходы

4015,5

10,4

3681,2

8,7

4101,7

8,8

4576,6

8,8

НДС

1943,7

5,1

2148,4

5,0

2430,4

5,2

2792,0

5,4

Налог на прибыль организаций

172,8

0,4

191,5

0,5

192,4

0,4

200,3

0,4

ЕСН

495,4

1,3

41,3

0,1

0

 

0

 

Акцизы

105,8

0,3

145,1

0,3

182,7

0,4

233,9

0,4

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

11,1

0,0

10,7

0,0

11,2

0,0

11,8

0,0

Таможенные пошлины (без  нефтегазовых доходов)

506,6

1,3

546,3

1,3

620,7

1,3

700,5

 

1,3


 

Принятые для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010-2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом  в 2012 году [14].

При этом несмотря на  сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем  расходов федерального бюджета по отношению  к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать  показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП). Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что  вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и  реализации антикризисного плана Правительства  Российской Федерации, включающего  в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых  взносов в систему социального  страхования, приводящее к значительному  увеличению расходов федерального бюджета  на финансирование дефицита Пенсионного  фонда Российской Федерации (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 – Динамика расходов федерального бюджета в % к ВВП

 

Показатель

Отчет

Оценка

Прогноз

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Расходы федерального бюджета , в %% к ВВП

16,3

15,9

18,1

18,2

25,9

23,2

20,0

18,5




 

Расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации составили  в 2010 году 333,2 млрд. рублей, в 2011 году – 487,3 млрд. рублей и в 2012 году – 602,9 млрд. рублей. Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета  увеличится при этом с 2,4% в 2009 году до 6,2% в 2012 году (рис.3.6) [15].

 

Рисунок 3.4 – Доля расходов на обслуживание госдолга в расходах федерального бюджета [15].


 

 

Заключение

 

Государственный бюджет - важнейший  инструмент фискальной политики. Фискальная политика заключает в себе преднамеренные изменения налогов и правительственных  расходов с целью воздействия  на общий уровень экономической  активности.

Информация о работе Фискальная политика стран Бенилюкса