Фискальная политика стран Бенилюкса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась, так как она подобна атомной бомбе. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие фискальной политики, ее виды и инструменты 4
1.1 Характеристика фискальной политики государства 4
1.2 Виды фискальной политики 6
1.3 Инструменты и методы фискальной политики 8
2 Роль фискальной политики в государственном регулировании экономики 11
3 Анализ фискальной политики России в период 2009-2012 гг 18
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Фискальная политика.docx

— 204.60 Кб (Скачать файл)

В налогообложении важно  соблюсти принцип, исключающий возможность  переложения налогового бремени. В  странах с развитой рыночной экономикой налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как  предприниматель обычно пытается включить этот налог в цену в целях компенсации  удорожания издержек. В результате налоговое бремя перекладывается  на покупателя. Именно он оплачивает налог, а предприниматель выступает, по существу, собирателем этого налога.

 

Система и процедура выплаты  налогов должны быть простыми, удобными и понятными для всех субъектов  налогообложения. В странах развитого  рынка основным налогом является личный подоходный налог или налог  на физических лиц. В США доля налога на прибыль составляет в системе федеральных налогов всего лишь 10 %, в то время как налог на личный доход приближается к его половине. В России же доля подоходного налога с физических лиц составляет чуть более 3 % в общем объеме всех платежей. Такая структура налогообложения в России объясняется ее корнями, которые десятилетиями питали общество государственного социализма, организованного на принципах хозяйствования, противоречащих рынку. В результате налоговая система в России становится источником хозяйственных деформаций. Это проявляется по следующим направлениям:

государство сталкивается со слабой собираемостью налогов, поскольку  бизнес имеет множество способов укрыть налоги;

налогообложение провоцирует  инфляционные процессы, так как предприниматели  стремятся переложить налог на отпускные  цены;

возможность переложения  налогов на плечи покупателей  усиливает социальную дифференциацию общества, поляризацию величин реальных доходов граждан, что обостряет  социальную напряженность.

В дальнейшем по мере роста  доходов населения Россия должна сместить акценты налогообложения, увеличив налоги на доходы физических лиц, смягчая налогообложение бизнеса.

Рассмотрим влияние увеличения государственных закупок на состояние  государственного бюджета. Так как  государственные закупки относятся  к числу государственных расходов, то при неизменном фискальном воздействии  следует говорить об образовании  дефицита государственного бюджета  вследствие их увеличения. Так как  величина налоговых поступлений, которые  формируют государственные доходы, не зависит от величины национального  дохода, то дополнительных поступлений  в государственный бюджет не возникает. Отсюда логически вытекает, что величина дефицита государственного бюджета  будет равняться изменению государственных  закупок.

Влияние изменения автономных чистых налогов на состояние государственного бюджета можно рассматривать  на примере увеличения размера автономных налогов, так как влияние изменения  автономных налогов и трансфертных платежей по абсолютной величине равны, только автономные налоги влияют на доходную часть государственного бюджета, а  трансфертные платежи - на его расходную  часть. Трансферты иногда еще называют отрицательными налогами.

Механизм воздействия  увеличения автономных налогов на состояние  государственного бюджета при неизменном фискальном воздействии выглядит следующим  образом: увеличение автономных налогов, т.е. увеличение доходов государственного бюджета, образует положительное сальдо государственного бюджета, размер которого равен той сумме, на которую были увеличены автономные налоги. Это  объясняется тем, что даже при  сокращении объемов национального  производства, которое происходит посредством  снижения совокупных расходов, величина налоговых поступлений в государственный бюджет возрастет, так как величина налоговых поступлений не зависит от величины национального дохода.

Можно сделать вывод, что  в случае, когда налоговая ставка отсутствует, величина дефицита государственного бюджета или его профицита  будут равны тем изменениям в  статьях госбюджета (доходной или  расходной), которые вызваны тем  или иным инструментом фискальной политики сокращении госзакупок - профицит будет  так же меньше суммы снижения госзакупок.

Влияние изменения автономных налогов при неизменном фискальном воздействии по принципу своего воздействия  на государственный бюджет аналогично влиянию государственных закупок.

Изменения в объемах трансфертных платежей оказывают такое же воздействие  на состояние государственного бюджета  как и госзакупки с различием  только в силе данного воздействия. Это различие вытекает из формул ложных мультипликаторов.

Избыток или дефицит текущего, или фактического, бюджета в любом  конкретном году не свидетельствует  о той или иной направленности фискальной политики правительства.

Дефицит или избыток фактического бюджета указывает не только на возможные  дискреционные фискальные решения  о расходах и налогах, но также  и на уровень национального производства, т.е. фиксирует текущее положение  экономики.

Решение данной проблемы экономисты нашли, введя понятие бюджета  при полной занятости. Бюджет при  полной занятости позволяет оценить, каким был бы дефицит или профицит госбюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости.

Исходя из этого, делается вывод о том, что дискреционная  фискальная политика целенаправленно  изменяет только дефицит при полной занятости, а не циклический дефицит. Поскольку фактический дефицит  состоит из структурного и циклического дефицитов, по нему нельзя судить о  направленности фискальной политики правительства.

Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции  правительства на изменения в  экономике.

В данной связи существует несколько препятствий, которые  снижают степень эффективности  применяемой фискальной политики. Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым подразумевается  промежуток времени между началом  спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать  будущий характер экономической  активности. Хотя и существуют некоторые  показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть»  их. Порой проходит несколько месяцев  прежде чем инфляция или спад, набравшие  силу в этот период, проявятся в  соответствующей статистике и будут  осознаны.

Во-вторых, существует так  называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости  фискальных мер, от того момента, когда  эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так  много времени на корректировку  фискальной политики, что экономическая  ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.

В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство  принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень  цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление  государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих  объектов. Поэтому такие расходы  приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления  коротких спадов в 6-18 месяцев.

Из-за проблем подобного  рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется  на изменение налогов.

Фискальная политика формируется  на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики [11. с.18].

Как известно, экономическая  стабильность - это не единственная цель государственной политики в  области расходов и налогообложения. Правительство занимается и такими вопросами как обеспечение населения  общественными товарами и услугами и перераспределением доходов. Иногда требуется пренебрегать экономической  стабильностью ради достижения более  весомых целей, таких как, например, победа в войне.

В политических интересах  бюджетный дефицит порой преподносится  как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что  в обществе в какой-то момент может  возникнуть политическая предрасположенность  к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие  к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно  в политическом плане, так же как  и наращивание государственных  расходов, особенно если избирательные  округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов  обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных  расходов довольно рискованная мера для политиков.

Некоторые экономисты утверждают, что преследуемая политиками цель - это вовсе не защита интересов  национальной экономики, а скорее собственное  переизбрание на новый срок. Отдельные  экономисты даже высказывают предположение  о существовании политического  делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое происхождение. Они утверждают, что  политические деятели могут манипулировать фискальной политикой ради получения максимальной поддержки со стороны избирателей, даже если их фискальные решения оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. В этом случае фискальная политика может быть извращена ради политических интересов. Это возможное извращение фискальной политики явление очень тревожное, но также и очень трудно доказуемое. Хотя эмпирические данные весьма неоднозначны, есть некоторые свидетельства в поддержку этой политической теории экономического цикла.

Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность  фискальной политики, ее применение позволяет  в той или иной мере сгладить колебания  экономических циклов. Положительный  эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты - асы своего дела.

По мнению большинства  предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что то налоговое бремя, которое  установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую  деятельность. Такой фискальный нажим  повлек за собой целый ряд негативных явлений.

Во-первых, оказалась скованной  предпринимательская активность.

Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсекались от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла  своеобразная структурная деградация российской экономики.

В-третьих, нестерпимый налоговый  пресс, стимулируя уклонение от налогов  и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны.

В сложившихся условиях актуализируются  задачи оценки эффективности действующей  системы фискального регулирования  и отыскания путей ее оптимизации. Решение их предполагает множество  различных подходов, среди которых, в частности, можно отметить качественный метод решения проблемы. Он заключается  в упорядочении и совершенствовании  всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты (в настоящее время именно таким образом изымается налог  на добавленную стоимость) и перейти  к схеме, предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств  на счет предприятия.

 

3 Анализ фискальной  политики России в период 2009-2012 гг

 

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и  выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние  годы сглаживалась благоприятной экономической  конъюнктурой. Это делает бюджетную  систему России крайне уязвимой с  точки зрения фискальных рисков и  вынуждает проводить более жесткую  бюджетную политику с тем, чтобы  избежать ситуации, когда правительство  будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи  принято решение основывать бюджетное  планирование на умеренно оптимистических  оценках перспектив экономики.

Бюджетная политика на 2010-2012 годы направлена, с  одной стороны, на выход экономики  из кризиса и решение важнейших  социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и  бюджетной стабильности.

Россию кризис коснулся сразу  по нескольким направлениям. Осенью прошлого года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен  на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими  странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение  притока дешевых иностранных  займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы  падения ВВП превышают 10%, промышленного  производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной  торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы также  почти на 3%. Продолжился рост безработицы, за 2009 год она увеличилась на 2,5 п.п.

Информация о работе Фискальная политика стран Бенилюкса