Фискальная политика стран Бенилюкса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась, так как она подобна атомной бомбе. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть, сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие фискальной политики, ее виды и инструменты 4
1.1 Характеристика фискальной политики государства 4
1.2 Виды фискальной политики 6
1.3 Инструменты и методы фискальной политики 8
2 Роль фискальной политики в государственном регулировании экономики 11
3 Анализ фискальной политики России в период 2009-2012 гг 18
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Фискальная политика.docx

— 204.60 Кб (Скачать файл)

Фискальная политика –  это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия  на величину совокупных расходов [8. с. 56]. Однако некоторые инструменты  фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные  закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Налоги и государственные  расходы являются основными инструментами  фискальной политики.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических, лиц взимаемые государством. Существует две основные группы налогов по форме  налогообложения: прямые; косвенные.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество. Косвенные налоги – это  налоги на товары или услуги,

В зависимости от органа, который взимает и распоряжается  налогами различают: государственные  налоги; местные налоги.

Государственные налоги взимаются  центральным правительством на основании  государственного законодательства и  направляются в государственный  бюджет. К ним относятся: подоходный налог; налог на прибыль предприятий; таможенные пошлины и др.

Местные налоги взимаются  местными органами власти на соответствующей  территории и поступают в местный  бюджет.

В зависимости от характера  взимания налоговых ставок, налоги делят на:

-пропорциональный - это налог,  ставка которого одинакова для  всех облагаемых сумм.

-прогрессивный налог  - это налог, средняя ставка  которого повышается по мере  роста суммы.

-регрессивный предполагает  уменьшение процента изъятия  суммы по мере ее роста.

Снижение налогов увеличивает  располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном  периоде (когда цены постоянны) стимулирует  рост объема производства, доходов, снижает  уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.

Повышение налогов снижает  располагаемый доход, потребление  и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

Подобно государственным  закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом.

Налоговый мультипликатор(MRT)–  это коэффициент, показывающий, на сколько  сократится (увеличится) равновесный  ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей [11. с.16].

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как  на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается  на потребление и сбережение.

Через систему государственных  расходов происходит перераспределение  значительной части национального  дохода, осуществляется реализация экономической  и социальной политики государства. Все расходы можно подразделить на следующие группы: военные; экономические; на социальные цели; на внешнеэкономическую  и внешнеполитическую деятельность; на содержание аппарата управления.

Направленность воздействия  государственных расходов на объем  производства, доходы и занятость  противоположна воздействию налогов.  Рост государственных расходов увеличивает  совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска  продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо  только в том случае, если прирост  государственных расходов финансируется  не за счет увеличения налоговых платежей, а источником роста государственных  расходов является сознательно планируемый  бюджетный дефицит.

Снижение государственных  расходов вызывает обратную реакцию: падение  производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта.

Фискальная политика, предусматривающая  равное увеличение налогов и правительственных  налогов, приводит к эффекту сбалансированного  бюджета, суть которого состоит в  том, что равное изменение государственных  расходов и налогов приводит к  изменению равновесного выпуска  на ту же величину.

Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. [6, с. 671]. Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% [6, с. 409].

 

2 Роль фискальной  политики в государственном регулировании  экономики

 

Первоначальной задачей  государства является стабилизация экономики, которая реализуется  фискальной политикой, т.е. через манипулирование  государственным бюджетом, государственными расходами и налогообложением.

Существуют различные  типы фискальной политики, такие как  дискреционная фискальная политика, недискреционная фискальная политика, фискальная политика в ходе экономического цикла, фискальная политика в открытой экономике, фискальная политика ориентированная  на предложение. [4. с.35].

Фискальная политика в  ходе экономического цикла преследует цели – ликвидацию безработицы и  инфляции. В период спада стимулирующая  фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) счетные 1 и 2. Это значит, что в период спада или депрессии  фискальная политика должна быть направлена к бюджетному дефициту.

И наоборот, если налицо избыточный спрос вызванный инфляцией, то должна быть сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание 1 и 2. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета.

Так как основным показателем  эффективности применения фискальной политики является государственный  бюджет, то стоит рассмотреть влияние  различных инструментов фискальной политики на этот показатель.

Государство признано вносить  в экономику стабилизирующее  воздействие, обеспечивая наилучшие  условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены  за счет ценных источников, например доходов  государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому  для формирования государственных  ресурсов правительство изымает  часть доходов предприятий и  граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные  денежные фонды и материальные условия  для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений  оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, усиливая или  ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос  населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства  национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с  участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Современная налоговая система  включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные  налоги.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в  цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при  их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через  объект обложения [5. с.18].

В современных условиях в  связи с расширением социальных функций государства широкое  распространение получили взносы в  фонд социального страхования. Они  по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается  его суммой, различают государственные  и местные налоги. Государственные  налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию  подразделяются на общие, они поступают  в единую кассу государства, и  специальные (целевые) (например, налог  на продажу бензина, топлива, смазочных  масел в США направляется в  дорожный фонд).

В зависимости от характера  взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные  и регрессивные.

Пропорциональный налог  это налог, ставка которого одинакова  для всех облагаемых сумм. Налог, средняя  ставка которого повышается по мере роста  суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

По Keйнcy, во время спада  налоги снижаются для стимулирования производства. Во время подъема, наоборот, - налоги возрастают, что позволяет  затормозить рост инвестиций, предупредив  перегрев экономики нарастающими диспропорциями. Рост налоговых поступлений во время  подъема позволит выплатить, государственную  задолженность, которая образовалась в депрессивный период для финансирования государственных расходов.

По теории монетаристов и  концепции экономики предложение  о снижении налогов становится значительным стимулом эффективного производства. М. Фридмен - идеолог монетарной школы - рекомендует снижать налоговое  бремя, когда экономический кризис пройдет свою низшую точку и оставит  на рынке только эффективных производителей, разорив остальных. В этом случае более низкие ставки налогов для  сильных производителей предоставят  им большие возможности для инвестирования и позволят стране перейти на более  высокую ступень эффективности  производства.

Теория предложения рекомендует  поддерживать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для малого бизнеса, или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наибольшей степени  отвечающих интересам общества [6. с.18]..

Принципы налогообложения  проявляются в способах взимания налогов.

Таких принципов достаточно много:

Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом. Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях, должен платить налог за нее.

Принцип пожертвования исходит  из того, что за использование благ, предоставляемых государством отдельным  гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому эти  блага не достаются. Таковым является налог на фонд заработной платы, отчисляемый  в пенсионный фонд.

Современное налогообложение  доходов опирается на использование  прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов. Прогрессивное  налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев населения  в финансировании государственных  расходов.

Принцип равенства. Равенство  налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для  их развития. В таком случае конкуренция  должна реально отразить заложенные в налогах условия для эффективного хозяйствования.

Среди принципов налогообложения  обычно называют гибкость и адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость действующего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в современной России, да еще  и задним числом, бизнес теряет ориентиры, необходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная деятельность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление бизнеса  ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого  принципа подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплательщиков, уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть  налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости  рынка и тем самым угнетающе  действует на стимулы производства.

Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и многократного  налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа осознается всеми  государствами, но редко кому удается  полностью ему следовать.

Информация о работе Фискальная политика стран Бенилюкса