Финансы бюджетный учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:20, реферат

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является бюджетная система.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 5
1.1Понятие и содержание бюджетных учреждений 5
1.2. Реформирование бюджетных учреждений на современном этапе 11
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 16
2.1. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов в бюджетных учреждениях 16
2.2. Бюджетно-сметное планирование и его характеристика 23
2.3. Бюджетирование ориентированное на результат и его роль в управлении финансовыми ресурсами 29
2.4. Контроль за финансовыми ресурсами в бюджетных учреждениях 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Файлы: 1 файл

Финансы бюджетных учреждений.docx

— 285.52 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2011 года для бюджетных  учреждений всех уровней (федеральных, региональных, местных) прекращается бюджетно-сметное финансирование их деятельности. Работа переводится на коммерческую основу, т.е. предоставляется право зарабатывать доходы и распоряжаться ими. Учреждениям даётся возможность заработать доходы через конкурсное получение государственных и муниципальных заказов, и введение платности непокрытых государственными заказами объёмов услуг этих учреждений.

Бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением. Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.

«Согласно новым поправкам, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности»5. Добавлено также положение о том, что бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Ранее в законопроекте был только запрет бюджетным учреждениям размещать денежные средства на депозитах в банках. При этом автономные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ. В окончательном варианте закона уточнены также положения в части возможности

«Другая небольшая часть государственных (муниципальных) учреждений будет преобразована в новый тип – казённое учреждение, статус которых, по сути, совпадает с закреплённым в действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения, но с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных ими, в соответствующий бюджет»6. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

 Перевод учреждений в казенные  должен быть сведен только  к внесению изменений в устав  учреждения. Документ предлагает  установить закрытый перечень  федеральных государственных учреждений, подлежащих преобразованию в  казенные учреждения. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д. Закон уточняет положения о возможности оказания платных услуг сверх установленного государственного и муниципального заказа.

Все остальные госучреждения получат статус автономных. Автономное учреждение, согласно документу, избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.

Данный законопроект вызвал множество  споров среди депутатов по поводу правильности принятия изменений, касающихся бюджетных учреждений. У данного  законопроекта есть свои противники и последователи.

Фракция КПРФ выдвигает свои доводы по поводу нецелесообразности данных изменений. В их выступлении говорится, что  все бюджетные учреждения потеряют свою финансовую самостоятельность  даже независимо от успешной работы. Также  предполагается, что «данный законопроект приведет к новому витку коррупции, расхищению имущества и как следствие приватизация государственного (муниципального) имущества. Переход на коммерческую основу бюджетных учреждений приведет к ликвидации  системы бесплатного образования, отказ от системы бесплатной медицинской помощи, полная коммерциализация работы культурно-просветительных учреждений и  так далее»7.

В свою очередь члены фракции «Единой России» выступают в защиту законопроекта. Цель изменений - вывести на более высокий уровень качество оказания услуг населению. В своих комментариях председатель комитета Госдумы по образованию, член фракции «Единая Россия» Григорий Балыхин указал на то, «что принятый закон предусматривает отказ от сметного финансирования школ и переход на финансирование в рамках государственного заказа. Школы за выполнение госзадания - обучать детей в рамках образовательных стандартов - будут получать деньги из бюджета»8.

Также Г. Балыхин подчеркнул, что закон расширяет финансовую самостоятельность образовательных учреждений: они смогут не только распоряжаться средствами по собственному усмотрению, но и зарабатывать деньги.

Более того, «Единая Россия» намерена взять  под особый контроль процесс подготовки к реализации закона и последующую  практику его исполнения. Для этого  будет сформирована рабочая группа, которая займется соответствующим  мониторингом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Управление финансовыми ресурсами  бюджетных учреждений.

2.1. Особенности формирования и  использования финансовых ресурсов  бюджетными учреждениями.

Материальную  основу финансовых отношений, складывающихся в бюджетных учреждениях, составляют финансовые ресурсы.

Важной  особенностью деятельности всех некоммерческих организаций, которая оказывает  влияние на особенности формирования и использования финансовых ресурсов является то, что некоммерческие организации  предоставляют услуги, большая часть  из которых являются нематериальными. Такие услуги не могут накапливаться, они предоставляются конкретному  потребителю. Деятельность некоммерческих организаций имеет важное общегосударственное значение и регулируется посредством объема предоставляемых государством финансовых ресурсов. Величина выделяемых финансовых ресурсов зависит от характера услуг и удовлетворяемых при этом потребностей.

Бюджетные учреждения функционируют в отраслях, которые имеют важное социальное значение для всего общества (здравоохранение, образование, культура, госуправление  и др.) и поэтому основным источником их финансовых ресурсов являются средства бюджетов всех уровней.

Для того, чтобы выделить особенности формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений, сначала дадим определение финансовых ресурсов некоммерческих организаций  в целом.

Финансовые  ресурсы некоммерческих организаций - это денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников для  ведения своей деятельности и  реализации уставных целей.

Финансовые  ресурсы бюджетных учреждений - это  совокупность денежных средств, находящихся  в оперативном управлении бюджетных  учреждений.

К финансовым ресурсам бюджетных учреждений можно  отнести:

1)   бюджетные средства (средства бюджетов и внебюджетных фондов);

2)   доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Основным  источником финансовых ресурсов бюджетных  учреждений является бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется  специфическими формами и методами предоставления средств.

Отметим принципы бюджетного финансирования, которые имеют важное значение для  организации рациональной системы  бюджетного финансирования:

1)   Получение максимального эффекта при минимуме затрат.

Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности их использования.

2)   Целевой характер использования бюджетных средств. Бюджетополучателям средства перечисляются из бюджета только на основе утвержденного бюджета, на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных средств.

3)   Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и иных показателей или с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный контроль за деятельностью учреждений.

4)   Безвозвратность бюджетного финансирования. Средства предоставляются из бюджета без условия их обязательного возврата.

5)   Бесплатность бюджетного финансирования. За пользование бюджетными средствами проценты или другие виды ассигнований не уплачиваются.

Главным правовым документом, регулирующим порядок  формирования и использования бюджетных  средств является Бюджетный кодекс РФ. Согласно Бюджетному Кодексу «к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

-   оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

-   социальное обеспечение населения;

-   предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

-   предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

-   предоставление межбюджетных трансфертов;

-   предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

-   обслуживание государственного (муниципального) долга;

-   исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов»9.

Для того, чтобы было осуществлено финансирование бюджетного учреждения из бюджета соответствующего уровня, необходимо провести ряд процедур бюджетного процесса, связанных с составлением, утверждением проекта бюджета и его исполнением.

1 стадия бюджетного  процесса - составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Составление проекта бюджета основывается на:

    • Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
    • прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
    • основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
    • прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год.

2 стадия - рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, местные администрации  муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного органа проекты законов о бюджете  соответствующего уровня на очередной  финансовый год и плановый период и проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной  финансовый год и плановый период в сроки, установленные БК.

Проект  закона о федеральном бюджете  должен быть внесен на рассмотрение в  Государственную Думу в срок не позднее 26 августа текущего года. Проект закона субъекта Российской Федерации о  бюджете субъекта Российской Федерации  вносится в сроки, установленные  законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 15 октября текущего года. Проект решения о местном бюджете - в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Государственная Дума РФ и законодательные органы субъектов Российской Федерации, местные  администрации муниципальных образований  рассматривают внесенные законопроекты  в трех чтениях (тогда как до 2008 года действует порядок 4-х чтений).

Информация о работе Финансы бюджетный учреждений