Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 01:54, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике в стране способствует повышению роли финансов в целом и финансов предприятий в частности. Перераспределение финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них имеет определенную цель, и поэтому не может происходить стихийно. Этот процесс предполагает организацию определенной системы управления. Управление – это целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние субъекта на объект управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Необходимость и содержание управления финансами………………..4
Органы управления финансами в Российской Федерации…………….8
2.1.Органы, выполняющие стратегическое управление финансами….8
2.2.Органы, осуществляющие оперативное управление финансами…14
2.3. Управление финансами на предприятии…………………………...23
3. Эффективность системы управления финансами и пути ее совершенствования………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список используемой литературы……………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Органы управления финансами.docx

— 175.14 Кб (Скачать файл)

Президентом РФ с мая 2012 г. является Путин В.В.

Главным органом финансового  контроля со стороны Администрации  Президента является Главное контрольное  управление Президента Российской Федерации, созданное в соответствии с его  указом. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно президенту Российской Федерации, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти.

К числу основных функций  данного управления относятся: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных  органах исполнительной власти, а  также подразделений Администрации  Президента; рассмотрение жалоб и  обращений юридических и физических лиц. В случае выявления финансовых нарушений Главное контрольное  управление имеет право направлять предписание об их устранении. По результатам  проверок Управление вносит предложения  на рассмотрении Президента. Применять  какие-либо действия к нарушителям  самостоятельно Главное контрольное управление не имеет права.

Основными органами государственного контроля со стороны исполнительной власти являются Межведомственный совет  по государственному финансовому контролю, Министерство финансов Российской Федерации, а также финансовые органы субъектов  Федерации. В совет входят председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных  органов. К работе Межведомственного  совета могут привлекаться представители  Генеральной прокуратуры и силовых  структур. Совет возглавляет министр  финансов Российской Федерации.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит  Центральному Банку Российской Федерации, который организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране.

Основные виды деятельности Центрального банка РФ (Банка России): проведение единой денежно-кредитной  политики, эмиссия наличных денег  и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов, регулирование и надзор за деятельностью  коммерческих банков, валютное регулирование  и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета.

 

На сегодняшний момент основными задачами ЦБ России являются:

  1. Устойчивость работы и укрепление финансового положения коммерческих банков;
  2. Ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования, направленных на выполнение приоритетных задач экономики;
  3. Научная организация денежного обращения в народном хозяйстве;
  4. Регулирование денежного обращения;
  5. Обеспечение устойчивости рубля;
  6. Единая денежно-кредитная политика;
  7. Организация расчетов и кассового обслуживания;
  8. Защита интересов вкладчиков, банков;
  9. Надзор за деятельностью коммерческих банков;
  10. Внешнеэкономическая деятельность.

ЦБ Российской Федерации  является кредитором последней инстанции. К основным функциям Центрального банка  относятся следующие:

- эмиссионная функция  – наличность по-прежнему необходима  для значительной части платежей  и обеспечения ликвидности кредитной  системы, которая должна иметь  средства для окончательного  погашения долговых обязательств;

-функция аккумулирования  и хранения кассовых резервов  для коммерческих банков, т.е.  каждый банк – член национальной  кредитной системы обязан хранить  на резервном счете в Центральном  банке сумму в определенной  пропорции к размеру его вкладов.  Одновременно Центральный банк  по традиции является хранителем  официальных золотовалютных резервов  страны;

-функция кредитования коммерческих банков, характерная для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств у частных финансовых институтов. Менее проявляется она в развитой рыночной экономике, где подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей;

-предоставление кредитов  и выполнение расчетных операций  для правительственных органов,  т.к. в бюджетах различного  уровня аккумулируется до половины  и более ВВП страны. Данные  средства накапливаются на счетах  в центральных банках и расходуются  с них. При этом центральные  банки ведут счета правительственных  учреждений и организаций. Кроме  того, они осуществляют операции  с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит  в форме прямых краткосрочных  и долгосрочных ссуд или покупки  государственных облигаций. Центральные  банки также проводят по поручению  правительственных органов операции  с золотом и иностранной валютой;

-клиринговая функция,  или функция проведения безналичных  расчетов.

Центральный банк как национальный институт располагает значительным инструментарием, с помощью которого он может регулировать деятельность как отдельных банков, так и  банковской системы в целом. Главная  цель банковского регулирования  и надзора – поддержание стабильности банковской  системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную  деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами.

На сегодняшний день функции  председателя Банка России выполняет  Игнатьев С.М.

 

 

 

 

 

Органы, осуществляющие оперативное  управление финансами

В ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства  и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются  и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной  деятельности и ликвидируются их последствия, осуществляется маневрирование бюджетными средствами с целью выполнения показателей бюджетов всех уровней  бюджетной системы.

Оперативное управление финансами  осуществляет финансовый аппарат. С  его помощью государство руководит  финансовой деятельностью во всех структурных  подразделениях экономики.

Правительство Российской Федерации  является важнейшим звеном стратегического  управления финансами и одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

Правительство Российской Федерации  обеспечивает проведение в стране единой финансовой, валютной и денежно-кредитной  политики, организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами, рассматривает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, организует его исполнение, а также издает постановления и распоряжения по текущим финансовым вопросам.

Правительство Российской Федерации  контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены положения  «О Министерстве финансов», «О Казначействе». При Правительстве Российской Федерации  действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных  функций в области финансов.

В мае 2012 г. пост председателя правительства РФ занял Медведев Д.А.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Министерством финансов методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами Российской Федерации, являются Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются выработка единой государственной финансовой (включая  бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также  политики в сфере аудиторской  деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, политики в отношении таможенных платежей, включая определение таможенной стоимости товара и транспортных средств.

Минфин России выполняет  следующие основные функции:

  1. Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

-организации и функционирования  бюджетной системы РФ, определения  основ бюджетного процесса,

-федерального бюджета  на очередной бюджетный год,  порядка исполнения федерального  бюджета в очередном финансовом  году, отчетности о его исполнении,

-разграничения бюджетных  полномочий между Российской  Федерацией, субъектами РФ и органами  местного самоуправления,

-финансовых взаимоотношений  федерального бюджета с бюджетами  субъектов РФ и местными бюджетами,

-налоговой политики,

-валютной политики,

-регулирования деятельности  субъектов и участников страхового  рынка,

-финансовых взаимоотношений  Российской Федерации с иностранными  государствами, межгосударственными  объединениями с участием Российской  Федерации и международными финансовыми  организациями,

-эмиссии и обращения  государственных и муниципальных  ценных бумаг, предоставления  государственных гарантий РФ,

-управление государственным  долгом и финансовыми активами  РФ,

-контроля и надзора  в финансово-бюджетной сфере,

-установления оснований  и порядка привлечения к ответственности  за нарушение бюджетного законодательства  РФ,

-противодействия легализации  доходов, полученных преступным  путем, коррупции и финансированию  терроризма,

-совершенствования банковского  законодательства, законодательства  в области организации и регулирования  денежного обращения,

-регулирования бухгалтерского  учета, бухгалтерской отчетности,

-регулирования аудиторской  деятельности и т.д.;

2) разрабатывает и утверждает:

-порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов,

-порядок ведения бюджетной  росписи федерального бюджета, 

-порядок составления  отчетности об исполнении федерального  бюджета, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и консолидированного  бюджета РФ,

-методологии эмиссии  и обращения государственных  и муниципальных ценных бумаг,  предоставления государственных  гарантий РФ,

-порядок ведения государственной  долговой книги РФ,

-единый План счетов  бюджетного учета и Инструкцию  по его применению и т.д.;

3) осуществляет:

-составление проекта  федерального бюджета на очередной  финансовый год, обеспечение исполнения  федерального бюджета,

-ведение учета операций  по исполнению федерального бюджета,  составление и предоставление  в правительство РФ отчетов  об исполнении федерального бюджета  и консолидированного бюджета  РФ,

-прогнозирование и кассовое  планирование исполнения федерального  бюджета,

-управление государственным  внутренним и внешним долгом  РФ,

-функции эмитента государственных  ценных бумаг РФ,

-ведение государственной  долговой книги РФ и реестра  государственных ценных бумаг  РФ,

-государственную регистрацию  условий эмиссии и обращения  государственных ценных бумаг  РФ и муниципальных ценных  бумаг,

-координацию бюджетной  и денежно-кредитной политики  в соответствии с задачами  макроэкономической политики,

-участие в деятельности  Парижского клуба и других  клубов и форумов, а также  подписывает многосторонние соглашения  с должниками в рамках указанных  клубов и форумов, выполняет  другие функции.

Министерство финансов РФ имеет следующую структуру:4

  1. Центральный аппарат Министерства финансов РФ;
  2. Федеральное казначейство;
  3. Федеральная налоговая служба;
  4. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
  5. Федеральная служба страхового надзора;
  6. Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Информация о работе Финансовый контроль