Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

Государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой институт Общей части финансового права.
Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права. В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-4
§1. Понятие и принципы финансового контроля……………………………..5-9
§2. Виды финансового контроля……………………………………………10-14
§3. Методы финансового контроля…………………………………………15-16
§4. Характеристика основных методов финансового контроля…………..17-21
Заключение…………………………………………………………………...22-23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Файлы: 1 файл

финансовое право.docx

— 37.52 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………3-4

§1. Понятие и принципы финансового контроля……………………………..5-9

§2. Виды финансового контроля……………………………………………10-14

§3. Методы финансового контроля…………………………………………15-16

§4. Характеристика основных методов финансового контроля…………..17-21

Заключение…………………………………………………………………...22-23

Список использованной литературы…………………………………………...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Государственный и муниципальный  финансовый контроль представляет собой  институт Общей части финансового  права.

Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права. В  то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового  контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах. В науке  существует обоснованная позиция, относящая  финансовый контроль к подотрасли финансового  права.

Государственный и муниципальный  финансовый контроль является составной  частью финансового контроля и одним  из видов государственного контроля. Контроль необходимо рассматривать  в качестве одной из форм управленческой деятельности, то есть как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Подобное понимание финансового контроля присуще большинству развитых стран мира и закреплено в международных документах. Так, в преамбуле Лимской Декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов, организация контроля определена в качестве обязательного элемента управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Такой подход позволяет осуществить сравнительный анализ финансового контроля, сопоставить фактические результаты финансовой деятельности с заранее установленными (запланированными) показателями.

Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции  финансов и с позиций финансового  права призван в первую очередь  охранять и обеспечивать права государства  и муниципальных образований. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.

Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 "О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля в Российской Федерации" установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета  и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Цель исследования – рассмотреть  финансовый контроль в РФ.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие и  принципы финансового контроля.

2. Проанализировать виды  финансового контроля.

3. Определить особенности  методов финансового контроля  в РФ.

Объект исследования –  основополагающие характеристики финансового  права. Предмет исследования - определение  особенностей финансового контроля в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Понятие и  принципы финансового контроля.

 

Наличие контрольной функции  финансов объективно обеспечивает не только планомерное социально-экономическое  развитие, но и контроль формирования, распределения и использования  денежных фондов. Историки полагают, что  зарождение финансового контроля восходит к древним цивилизациям Ближнего Востока, когда правители занимались учетом доходов и расходов, сбором налогов, пошлин. Еще в V в. до н.э. в  Древней Греции Народное собрание контролировало доходы и расходы государства.

В Римской республике государственные  финансы находились под контролем  сената, а государственный бюджет проверялся штатом контролеров под  наблюдением казначея. Особое внимание финансовому контролю уделялось  в англоязычных странах (Англии и  Шотландии), а также во Франции  и в Италии. В XII - XVIII вв. в этих странах встречаются упоминания об учетных документах, организации  контроля управления государственным  имуществом.

Вопросы финансового контроля исследовались еще до возникновения  науки финансового права. Французский  правовед Ж. Борен (XVI в.), рассматривая в своем сочинении "Шесть книг о государстве " основные источники  финансовых доходов государства, указывал и на необходимость постоянного  контроля их поступления.

Позже в работах Г. Еллинека (Австрия), М. Сперанского (Россия) исследовались  принципы и формы контроля средств  государственного бюджета. Все вышеперечисленное  свидетельствует о значении финансового  контроля в экономической и финансовой системе государства. "Социализм  есть в первую очередь контроль и  учет", — писал В.И.Ленин в  первые годы становления советской  власти в России.

В настоящее время финансовый контроль распространяется на все сферы  финансовой деятельности и является важным элементом государственного управления. Его роль заключается в содействии реализации финансовой политики государства, решению социальных задач, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов, а также процесса расширенного воспроизводства. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, природных богатств, на сокращение непроизводительных расходов и потерь. Следует отметить, что финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов не исключает, а предполагает необходимость осуществления и других видов контроля (например, административного, экологического и другие.).

Объектом финансового  контроля являются денежные средства, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов государства. Непосредственным предметом  контроля выступают различные финансовые (стоимостные, количественные) показатели, такие как прибыль, доходы, расходы, налоги и сборы, различные отчисления в фонды и другие. Финансовым контролем охватываются практически все проводимые финансовые операции (сделки) как с использованием денежных средств, так и без них (бартерные сделки, безвозмездные услуги и тому подобное). В то же время финансовый контроль содействует развитию отдельных направлений производного характера, таких как:

·   сбалансированность между потребностью и наличием финансовых ресурсов;

·   полнота и своевременность выполнения финансовых обязательств перед государством;

·   выявление внутренних резервов производства и снижение себестоимости;

·   рациональное использование материальных и денежных средств;

·   правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности и другое.

Финансовый контроль связан с ответственностью субъектов финансово-хозяйственной  деятельности за ненадлежащее выполнение законов и других нормативных  правовых актов. Эта ответственность  выражается как в административных, так и в финансовых мерах воздействия  на нарушителей.

Таким образом, финансовый контроль является разновидностью общегосударственного контроля и осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства  и хозяйствующих субъектов в  процессе образования, распределения  и использования денежных фондов.

Финансовому контролю свойственны  те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку он является ее составной частью. Однако финансовому  контролю присущи и специфические принципы. Они изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ (Международной организации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящее время формируется единая международная система стандартизации финансового контроля, целью которой является разработка общих принципов и правил деятельности контрольных органов международного характера. А так как в деятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, то разработанные принципы и правила становятся основными в системе внутригосударственного контроля.

Принципами финансового  контроля являются:

1) принцип независимости.  Данный принцип отражает требования, по которым органы финансового  контроля должны обладать организационной,  функциональной, материальной и  иного характера самостоятельностью, в особенности от юридических  и физических лиц, чью деятельность  они проверяют. Статус контрольных  органов должен быть закреплен  в законодательстве. Особое значение для независимости контрольных органов имеет их финансовая самостоятельность, а также самостоятельный выбор форм и методов контроля;

2) принцип объективности.  Он подразумевает исключение  предвзятости и предрасположенности,  а также каких-либо особых мотивов  (политических, личных и др.) в  ходе осуществления контрольной  деятельности. Так, уже на стадии  планирования контрольных мероприятий  и их проведения должны быть  исключены какие-либо предубеждения  об изначальном наличии негативных  аспектов или их полном отсутствии. Результаты и выводы по проверкам  должны быть обоснованы и подтверждены  соответствующими данными, материалами,  содержащими объективную и качественную  информацию. Существенной гарантией  объективности финансового контроля  является неукоснительное соблюдение  контрольными органами действующего  законодательства;

3) принцип компетентности. Этот принцип представляет собой  наличие закрепленных прав и  обязанностей контрольных органов.

Финансово-контрольные органы должны действовать только в рамках своих полномочий, не превышать и  не занижать их. Персонал органов должен обладать компетентностью в тех  сферах, которые подлежат проверке. Знание законодательства, способность  анализировать деятельность, безошибочно  определять правильность ведения учета  и отчетности, разбираться в сложных  финансовых операциях и т. п. обеспечат  эффективность и качество проводимых контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана с добросовестностью  персонала органов финансового  контроля, в противном случае даже идеально организованный контроль не принесет должных результатов;

4) принцип системности.  Он предполагает наличие именно  системы органов финансового  контроля. При этом система как  таковая не означает создание  некой единой структуры, а допускает  определенные самостоятельные звенья. Во взаимодействии с этими звеньями основные контрольные органы и формируют единую систему финансового контроля в государстве;

5) принцип гласности. Результаты  финансового контроля должны  быть общедоступны. Представление  отчетов о работе контрольных  органов в вышестоящие органы  и публикация результатов проверок  в открытой печати позволяют  информировать общество о реальном  положении дел в государстве.  В то же время не все результаты  финансовых проверок могут быть  немедленно опубликованы, если предстоит  дальнейшее разбирательство, выявление  причин нарушений и наказание  виновных.

В практике финансового контроля наряду с вышеперечисленными сложились  и другие принципы, такие как сбалансированность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все принципы подчинены одной  цели — обеспечению законности финансово-хозяйственной  деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Виды финансового  контроля

 

Финансовый контроль можно  классифицировать по различным основаниям: в зависимости от осуществляющих его субъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.

В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие  виды финансового контроля:

·   государственный;

·   муниципальный;

·   внутрихозяйственный (внутрифирменный);

·   независимый.

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в том числе специально созданными органами. Он охватывает такие  направления деятельности, как исполнение федерального бюджета, предоставление и использование бюджетных кредитов, государственных запасов и резервов, погашение государственного долга, предоставление налоговых льгот  и др. В последнее время возросло значение парламентского контроля —  контроля со стороны законодательных (представительных) органов, которым  предоставляется право получать необходимую информацию от органов, исполняющих бюджет, и выносить оценку их деятельности, а также создавать  собственные контрольные органы. Наиболее мощная система контрольных  органов создана исполнительной властью (Министерство финансов, Федеральная  налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому  мониторингу и др.). В систему  государственного финансового контроля входит и Центральный банк Российской Федерации, который контролирует всю  банковскую деятельность и осуществляет контроль денежного обращения.

Информация о работе Финансовый контроль