Финансово-правовые основы функционирования бюджетной системы РФ в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

Одним из направлений современной финансовой политики Российского государства является создание эффективно функционирующей системы бюджетных учреждений при более рациональном использовании бюджетных средств, направленных на их содержание. Программа развития бюджетной политики предусматривает проведение анализа эффективности всех расходов бюджета с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, при условии обязательного соизмерения с этими целями достигнутых результатов.

Содержание работы

Введение 3
1. Бюджетное право 4
2. Экономическое содержание и функции бюджета государства 9
3. Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации 12
4. Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях 13
Список используемой литературы 19

Файлы: 1 файл

Финансово-правовые основы функционирования бюджетной системы РФ в современых условиях.docx

— 41.12 Кб (Скачать файл)

Таким образом, все экономические проблемы в  бюджете предопределены проблемами доходных источников, т.е. состоянием налоговых  и кредитных отношений, которые  зависят от производства и обмена и имеют объективную экономическую  природу. Это значит, что, во-первых, любые кризисные процессы бюджета  связаны с кризисом производства и обращения, во-вторых, важнейшим  вопросом является правовое оформление бюджетно-налоговых отношений как  единого системного комплекса. В  государственном бюджете органически  увязаны все основные финансовые операции доходов и расходов. Внешне самостоятельные, в бюджете они  получают единую направленность, находящую  отражение в проводимой государством политике.

Доходная  часть государственного бюджета  образуется в основном за счет налогов  и займов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает расходы на содержание вооруженных  сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу.

Бюджетная система выполняет три функции:

1) фискальная функция означает создание финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности);

2) функция экономического регулирования - это использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для проведения своей экономической политики;

3) социальная функция предполагает использование государственного бюджета для перераспределения национального дохода.

Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические  концепции. На протяжении многих десятилетий  в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств).

Бюджетная классификация — это обязательная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам. Бюджетная классификация  используется при планировании и  исполнении бюджетов, ведении учета  и составлении отчетности. На основе бюджетной классификации обеспечивается: единообразие составления проектов бюджетов всех уровней, сопоставимость показателей, учет и контроль за поступлением доходов и расходованием средств согласно утвержденным показателям.

Таким образом:

- Бюджет  Российской Федерации является  важнейшим звеном финансовой  системы страны. Отражая содержание  процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

- Бюджет  РФ как финансовый план государства  базируется на показателях прогноза  социально-экономического развития  страны на очередной год. Общие  показатели и структура доходов  и расходов органически связаны  с объемами общественного продукта  и национального дохода и определяются  налоговой системой и бюджетно-финансовой  политикой государства.

- Доходы  бюджета представляют собой финансовые  каналы аккумуляции в бюджетной  системе страны значительной  части денежных поступлений, выражающих  экономические отношения между  государством (органами власти), с  одной стороны, и юридическими  лицами и гражданами, с другой.

- Экономическое  содержание доходов бюджета определяется  объектами денежных отношений,  являющихся источниками формирования  доходной базы бюджетной системы:  ВВП, части которого в форме  прибыли и заработной платы  выступают источником безвозмездного  формирования (посредством налогового  механизма) бюджетных доходов;  национальное богатство, часть  которого служит источником безвозмездного  формирования бюджетных доходов  посредством механизмов приватизации  объектов государственной и муниципальной  собственности,

- Экономическая  сущность бюджетных расходов  по их общественному назначению  отражает состав выполняемых  государством функций. В зависимости  от роли в процессе общественного  воспроизводства бюджетные расходы  подразделяются на текущие (связаны  с обеспечением функционирования) и капитальные (финансовые вложения  в основной капитал и прирост  материальных оборотных средств).

3. Бюджетный  процесс, его содержание, задачи  и принципы организации

Выполнение  государством возложенных на него функций  связано с наличием у него необходимых  финансовых ресурсов, а это, в свою очередь, требует концентрации в  бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве.

Финансово-бюджетная  политика - это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими  своих функций и управлению бюджетной  системой. Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей  и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации  денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса. Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют этот процесс. Такими полномочиями наделены:

- органы  представительной и исполнительной  власти;

- финансовые  и налоговые органы;

- органы  денежно-кредитного регулирования  и органы государственного финансового  контроля;

- главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств;

- государственные  целевые внебюджетные фонды.

Представительные  органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов  власти, исполнение бюджетов, анализ и  контроль за исполнением бюджетов. Банк РФ совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных  средств имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств.

Бюджетный процесс включает:

- сводное  финансовое планирование и прогнозирование - ;

- составление,  рассмотрение и утверждение проекта  бюджета;

- исполнение бюджета в течение бюджетного года;

- анализ  и контроль исполнения бюджета.

4. Основные направления развития  бюджетных отношений в РФ в  современных условиях

Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические  концепции. На протяжении многих десятилетий  в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств). Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки:

а) ограничивала размах экономических операций, время  их проведения (крупномасштабные и  долговременные операции);

б) снижала  эффективность экономических операций, так как налоговые льготы предприятиям зачастую уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической  точки зрения операциями;

в) снижала  эластичность государственного бюджета, лишала возможности быстро реагировать  на изменение экономической обстановки;

г) сокращение государственных расходов в период спада увеличивало вероятность  депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики.

Кейнсианская стратегия бюджетного регулирования, а затем теория «экономики предложения» (80-90-е годы) превратили концепцию «функциональных финансов» в реализуемые на практике модели экономического регулирования в развитых странах. В основе его лежит концепция «функциональных финансов», согласно которой формирование и реализация бюджетной политики включают как финансовую, так и экономическую сторону дела. Причем последней отдается предпочтение. Главное - сбалансированность экономики. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как положительным сальдо бюджета, так и возрастанием бюджетного дефицита. И хотя дефицит бюджета рассматривается как негативное явление, но не настолько, чтобы проводить финансовое оздоровление экономики в ущерб экономическому, особенно в фазах кризиса и депрессии. Согласно концепции «функциональных финансов» решить проблему дефицита бюджета в долгосрочном периоде невозможно без кардинального решения вопроса экономической стабильности. В этом состоит экономический подход к бюджетной политике государства.

В рамках задач, которые решает бюджетная  политика, можно говорить о ее эффективности. Если бюджетная политика решает финансовые проблемы, показателями оценки ее эффективности  являются бюджетный дефицит и  государственный долг, отражающие состояние  государственных финансов. Если бюджетная  политика направлена на решение экономической  задачи — макроэкономической сбалансированности, используются такие показатели, как  рост ВНП и совокупных частных  инвестиций, уровень безработицы  и инфляции. Финансовые показатели дополняют характеристику эффективности  бюджетной политики.

Но, как  отмечает американский экономист А. Лаффер, «дефицит сам по себе не является проблемой. Он барометр того, что происходит». При определенных условиях бюджетный дефицит может превратиться в катализатор ухудшения экономического положения. Не менее важно также, как финансируется дефицит. Существует два способа его финансирования: выпуск и размещение государственных ценных бумаг среди населения и продажа облигаций частным банкам.

В первом случае государство получает заем у  населения, что вызывает дополнительный спрос, а следовательно, и стимулирование производства. Во втором случае продаваемые государством облигации на частном рынке скупает центральный банк. Появляется дополнительный стимул для роста государственных расходов. Следовательно, заем государства за счет банковской системы оборачивается дополнительными деньгами - монетизацией части государственного долга. Отсюда инфляция и падение процентных ставок [7. с. 48-55].

Таким образом, эффективная бюджетная политика предполагает регулирование бюджетного дефицита и государственного долга.

Бюджетная политика России.

Начало XXI в. для бюджетной политики России знаменовалось положительными тенденциями: доходы как консолидированного, так и федерального бюджета стабильно превышали расходы, обеспечивая профицит бюджета на уровне 2-3% к ВВП.

При этом, помимо количественных улучшений показателей  бюджета, положительным является тот  факт, что прирост доходов был достигнут за счет не только налогообложения экспортно-импортных операций, но и увеличения налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих на внутреннем рынке. Большая часть профицита была использована на погашение государственного долга, в основном внешнего.

В начале 2003 г. была разработана правительственная Программа бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие годы. Направленность на достижение сбалансированности государственных финансов в среднесрочной перспективе, превышение доходов бюджета над расходами предполагают использовать больше половины ожидаемого профицита на формирование финансового резерва.

Фактически  речь идет о резервном бюджетном фонде стабилизационного характера, нормальное функционирование которого повысит устойчивость бюджетной системы в целом, так как зависимость доходной части бюджета от ситуации на мировых рынках не должна кардинально влиять на уровень расходов бюджета.

Резервный бюджетный фонд может выполнять  две цели.

1. сбережение  для будущих поколений. Оно  связано с долгосрочной задачей  создания механизма перераспределения  существующих ресурсов между  текущим моментом и будущим.

2. стабилизация. Она связана с задачей выравнивания  в краткосрочном периоде государственных  расходов и в целом экономического  развития страны при резких  колебаниях конъюнктуры на мировых  товарных рынках. Сегодня стабилизационная  направленность бюджетного резервного  фонда является для России  наиболее актуальной.

Информация о работе Финансово-правовые основы функционирования бюджетной системы РФ в современных условиях