Основы построения бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 18:41, реферат

Описание работы

Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система.
Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст.6 БК РФ).

Содержание работы

Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ.
Основы бюджетного законодательства РФ.
Бюджетное регулирование в РФ.
Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

Osnovy_postroenia_BS_RF.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Тема 2: Основы построения бюджетной системы  РФ

  1. Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ.
  2. Основы бюджетного законодательства РФ.
  3. Бюджетное регулирование в РФ.
  4. Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

 

1 вопрос

Центральное место в  финансовой системе РФ занимает бюджетная  система.

Бюджетная система  Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст.6 БК РФ).

К бюджетам бюджетной  системы РФ относятся (ст. 10БК РФ):

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов,
  • бюджеты городских округов,
  • бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  • бюджеты городских и сельских поселений.

С принятием БК РФ государственные  внебюджетные фонды были включены в  бюджетную систему РФ. В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. 
Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

1) бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации;

2) бюджет Фонда социального страхования  Российской Федерации;

3) бюджет Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования.

Бюджетами территориальных  государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных  фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены  для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. 

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

 В состав бюджетной системы РФ включаются:

  • федеральный бюджет;
  • республиканские бюджеты в составе РФ;
  • краевые и областные бюджеты;
  • городские бюджеты Москвы и С-Петербурга;
  • окружные бюджеты автономных округов;
  • бюджет Еврейской автономной области;
  • местные бюджеты;
  • бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  • бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

В настоящее время  в состав РФ входят 83 равноправных субъекта, имеющих бюджеты, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

БК РФ выделяется понятие  консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетам (ст.6 БК РФ).

Выделяется три типа консолидированных бюджетов.

  1. Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.
  2. Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
  3. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Организация бюджетной  системы страны и принципы ее построения представляют собой бюджетное устройство. Оно определяется государственным устройством. Административно-территориальное деление страны определяет количество звеньев (уровней) бюджетной системы. В унитарных государствах (Белоруссия, Украина, Франция, Венгрия, Швеция и др.) бюджетная система имеет 2 уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. В федеральных государствах (Россия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Индия и др.) бюджетная система состоит из 3 уровней: федеральный бюджет или бюджет центрального правительства, бюджеты членов федерации, местные бюджеты.

Бюджетным кодексом РФ (гл.5) законодательно закреплены следующие  принципы построения бюджетной системы  РФ.

  1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
  3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
    • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; осуществлять бюджетный процесс;
    • право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с налоговым законодательством налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты; самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации); предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
    • и др.
  4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
  5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
  6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
  7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
  8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования его дефицита, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
  • субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы;
  • средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
  • расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами     (соглашениями) с участием Российской Федерации;
  • расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
  • отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
  1. Принцип прозрачности (открытости) означает:
  • обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
  • обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия;
  • стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут  утверждаться только в составе федерального бюджета.

  1. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  2. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
  3. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя или распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
  4. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, который открыт в ЦБ РФ Федеральному казначейству, за исключением операций, предусмотренных бюджетным законодательством.

 

2 вопрос

Бюджетный кодекс Российской Федерации как законодательный  акт устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации  и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Процесс формирования и  исполнения бюджетов бюджетной системы  осуществляется на основе бюджетных правоотношений.

К ним относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных  правоотношений в процессе:

  1. формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  2. составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

  Бюджетное законодательство Российской Федерации включает:

  1. Бюджетный кодекс РФ;
  2. федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  3. законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов;
  4. муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (решение о бюджете);
  5. иные федеральных законы, законы субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные  правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

Информация о работе Основы построения бюджетной системы РФ