Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:32, лекция

Описание работы

1. Организация бюджетной системы РФ, принципы ее построения
2. Бюджетное право и его источники
3. Бюджетные полномочия, основы их разграничения

Файлы: 1 файл

Лекция.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Тема 2. Организационно-правовые основы построения бюджетной системы  РФ 

1.     Организация бюджетной системы РФ, принципы ее построения

2.     Бюджетное право и его источники

3.     Бюджетные полномочия, основы их разграничения

 

Вопрос 1

Организация бюджетной системы государства определяется его государственным устройством.  Выделяют два типа организации бюджетной системы:

1) унитарный (двухуровневый)  – государственный бюджет и  местные бюджеты (напр. Англия, Франция, Япония, Италия и др.).

2) федеративный (трехуровневый) – федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты (Россия, США, ФРГ).

Началом формирования современной бюджетной системы РФ послужило принятие в 1991 г. закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Согласно данному закону в структуре бюджетной системы выделялись следующие самостоятельные уровни:

1) республиканский бюджет РСФСР (федеральный бюджет);

2) республиканские бюджеты республик в составе РСФСР (бюджеты 89 субъектов федерации);

3) бюджеты национально - государственных и административно - территориальных образований РСФСР (местные бюджеты).

Основными принципами бюджетной  системы РФ были провозглашены принципы:

1) единства;

2) полноты;

3) реальности;

4) гласности;

5) самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР.

1 января 2000 г. данный  закон утратил силу в связи  с введением в действие БК  РФ. Ст. 6. БК РФ определяет что, Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, структура  современной бюджетной системы РФ выглядит следующим образом:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (ПФР, ФСС, ФФОМС);

- бюджеты субъектов Российской Федерации (83 субъекта РФ, напр. бюджет РТ, бюджет Ульяновской обл.) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (ТФОМС);

- местные бюджеты (23001 муниципальное образование), в том числе:

1 подуровень) бюджеты муниципальных районов (Лаишевского р-на), бюджеты городских округов (г. Казань и Наб. Челны), бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (внутригородские муниципальные образования Арбат, Басманное);

2 подуровень) бюджеты городских и сельских поселений (г. Зеленодольск).

 

 

Бюджет любого уровня предназначен для исполнения расходных обязательств соответствующих публично-правовых образований. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме решений.

Все бюджеты, входящие в  бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

Рассматривая состав бюджетной системы РФ, необходимо охарактеризовать и такое понятие, как консолидированный бюджет территории. Он используется для анализа формирования доходов и исполнения расходов бюджетов, является информационной базой для разработки прогнозов социально-экономического развития, корректировки бюджетной политики и т.д. Он не подлежит утверждению в законодательном порядке.

Под консолидированным  бюджетом понимают свод бюджетов БС РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Различают следующие  виды консолидированных бюджетов:

1)  консолидированный бюджет Российской Федерации;

2) консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации;

3) консолидированный бюджет муниципального района.

Существует также понятие  «бюджет расширенного правительства». К нему принято относить помимо федерального бюджета, региональных и местных бюджетов еще и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Таким образом, бюджет расширенного правительства шире консолидированного бюджета РФ.

В настоящее время  БС РФ основывается на следующих 13 принципах:

1) единства бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

6) сбалансированности бюджета;

7) эффективности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) прозрачности (открытости);

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств;

12) подведомственности расходов бюджетов;

13) единства кассы. 

 

Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип единства бюджетной  системы Российской Федерации означает, что для бюджетов всех уровней БС РФ применяются единые бюджетное законодательство, принципы организации и функционирования БС РФ, формы бюджетной документации и бюджетной отчетности, единая бюджетная  классификация и т.д.

 

 

 Статья 30. Принцип разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает, что за каждым уровнем БС РФ закреплены доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов, а также определены полномочия публично-правовых образований по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению их расходных обязательств. Например, налог на прибыль организаций, НДС, акцизы являются федеральными налогами, транспортный налог является региональным, а земельный налог – местным; расходы на функционирование Президента РФ являются расходным обязательством РФ, а расходы на функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования являются расходными обязательствами соответственно субъекта РФ или муниципального образования.

 

 

 Статья 31. Принцип самостоятельности  бюджетов

Принцип самостоятельности  бюджетов означает, что органы государственной власти и местного самоуправления самостоятельно обеспечивают сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, осуществляют бюджетный процесс, устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), предоставляют средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.  

 

 

 Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований  

Принцип равенства бюджетных  прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает, что при определении бюджетных полномочий органов, установлении и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов, определении объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов используются единые принципы и требования, установленные БК РФ. 

 

 

 Статья 32. Принцип полноты отражения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов отражаются в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. 

 

 

 Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.  

 

 

 Статья 34. Принцип эффективности  использования бюджетных средств

Принцип эффективности  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов участники  бюджетного процесса в рамках установленных  им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

 

 

 Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов 

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы  бюджета не могут быть увязаны  с определенными доходами бюджета  и источниками финансирования дефицита бюджета, кроме, например, субвенций, субсидий, средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и др.

 

Статья 36. Принцип прозрачности (открытости) 

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование  в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов;

обеспечение доступа  к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале  бюджетной системы Российской Федерации;

стабильность и (или) преемственность  бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение  сопоставимости показателей бюджета  отчетного, текущего и очередного финансового  года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут  утверждаться только в составе федерального бюджета. 

 

 

 Статья 37. Принцип достоверности  бюджета 

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. 

 

 

 Статья 38. Принцип адресности и  целевого характера бюджетных средств  

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.  

 

 

 Статья 38.1. Принцип подведомственности расходов бюджетов 

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Например, Казанский (Приволжский) федеральный университет 
является получателем бюджетных средств от Министерства образования и науки РФ.

Статья 38.2. Принцип единства кассы  

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление  всех кассовых выплат с единого счета  бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов соответствующего уровня за пределами территории ППО, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

 

Вопрос 2

Бюджетное право — это подотрасль финансового права, совокупность юридических норм, регулирующих бюджетные правоотношения, т.е. общественные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты, принятые на:

  1. федеральном уровне (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты);
  2. уровне субъектов РФ;
  3. уровне  муниципальных образований.

В Конституции РФ содержится ряд положений, регулирующих отношения в бюджетной сфере:

  • положения, которые, разграничивая предметы ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в бюджетной сфере, устанавливают основы бюджетного устройства и бюджетной системы в Российской Федерации (ст. 71-73, ст. 132);
  • конституционные положения, закрепляющие полномочия государственных органов в бюджетной сфере (ст. 101-103);
  • в статье 114 Конституции РФ определяются основные полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере.

Информация о работе Организационно-правовые основы построения бюджетной системы РФ